Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий ( Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства

1.1 Сущность и содержание понятия мотивации деятельности персонала

1.2 Методы мотивации и стимулирования персонала

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЦВЕТОВОД»

2.1 Характеристика организации ООО «Цветовод»

2.2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации ООО «Цветовод»

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЦВЕТОВОД»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Университет, 2016. – 190-193 c.

Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2017. – 275 с.

Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.

Пeрco‬на‬льный журнал руководителя №7 ООО «Цветовод» Июль 2012

Систематизация мотивов работе персонала представлена в приложении А.[5,c.288]

Вектор «мотив—цель». Мотивы зависимо от итогов деятельности, которыми они удовлетворяются, делят на внутренние и внешние. К примеру, материальный мотив — внешний, он удовлетворяется материальными благами. Мотив самореализации — внутренний, он удовлетворяется личным самосознанием, осознанием достигнутого результата как реализации собственных планов, возможностей, призвания.

В итоге, к внешним мотивам, удовлетворяемым настоящими предметами, материальными ценностями, внешними оценками, статусом в обществе, властью, относятся:

  1. мотив достижения успеха;
  2. материальный;
  3. социального статуса, престижа, признания;
  4. ответственности перед другими;
  5. избегания неудачи;
  6. соревновательный;
  7. власти, доминирования над другими.[18]

К внутренним мотивам, удовлетворяемым внутренними психологическими результатами деятельности: ощущениями (чувство успеха, выполненного долга), самооценкой, соответствием их определенным ценностям, переживаниями интеллектуальных и творческих достижений — относятся:

  1. мотив самореализации;
  2. профессиональный;
  3. уважения и самоуважения;
  4. независимости.

Поэтому, исходя из ведущего мотива профессиональной деятельности, можно построить типологию эффективности менеджера. К высокой эффективности способен тот, у кого мотивы адекватны содержанию и результатам управленческой деятельности, и тот, кто получает удовлетворение от процесса и результатов работы, включая их внешнюю оценку.

Возможные варианты эффективности мотивации представлены в табл.1.[8,c.544]

Таблица 1

Мотивы, определяющие разную эффективность менеджеров

Характеристика мотивов

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

Адекватные

Самореализации (только в тех случаях, если у человека есть реальные способности к управленческой деятельности)

Достижения успеха, материальный, власти, доминирования над другими, ответственности перед другими

Относительно адекватные

Профессиональный, самоуважения, независимости

Социального статуса, престижа, избегания неудачи, соревновательный, общения

Неадекватные

Самореализации (если реализуемые способности далеки от управленческих)

Быть таким как все (не выделяться), избегания самостоятельности


По данному критерию к наиболее эффективной работе в качестве руководителя предрасположены те, у кого ведущими являются адекватные внутренние мотивы. Из таблицы видно, что к таким относится только мотив самореализации при условии наличия соответствующих способностей. На втором месте по эффективности — адекватные внешние мотивы. Таких мотивов больше: достижения успеха, материальный и др. Понятно, что наименее эффективна деятельность, порождаемая неадекватными мотивами.

Мотивы амбициозности. Должность руководителя является престижной и социально привлекательной. Поэтому часто менеджерами становятся и те, кто не обладает способностями или высокой профессиональной мотивацией к данному виду деятельности. Однако мотивы их в той или иной мере могут удовлетворяться в работе в этом качестве.

Мотивация, определяющая амбициозность человека, характеризуется тремя основными признаками:

1. Высокий уровень мотивации обеспечивает соответствующую его активность. Он полностью отдается достижению поставленных целей, стремится во что бы то ни стало добиться желаемого, погружаясь с головой в содержание задач и часто забывая о цене используемых средств.

2. Доминирующими в структуре мотивации являются внешние мотивы. Соответственно на позиции ведущего обязательно находится мотив, который удовлетворяется объектами, предметами, условиями внешней среды, например, мотив достижения успеха, власти, социального признания, престижа, материальный. Если у человека явно доминирует над другими какой-либо внутренний мотив, например познавательный или саморазвития, то об амбициозности уже говорить нельзя.

3. Ведущий мотив стабилен, практически в любой деятельности и ситуации он явно доминирует над другими. Если у большинства людей с развитием их личности, приобретением опыта ведущий мотив профессиональной деятельности изменяется, то у амбициозных он остается неизменным. Благодаря этому амбициозные люди очень целенаправленны. Все их время и энергия посвящены основным целям и задачам. Именно поэтому у амбициозных людей часто однообразные интересы и ограниченный набор тем для общения.[20]

Труд потерял свою смыслообразующую функцию. Главная задача сейчас с точки зрения мотивационных процессов — сделать каждого не столько собственником средств производства, сколько собственником своей рабочей силы.

Мотивация высокопродуктивного труда позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение места, занимаемого ценностью труда, в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания и трудовой этики. В общем случае стратегией и тактикой решения этой проблемы являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование.


1.2 Методы мотивации и стимулирования персонала

Бесспорно, что путь к эффективному управлению чело­веком лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно разра­ботать эффективную систему управления человеком.

На протяжении многих лет предпринимались попыт­ки свести мотивационные механизмы в определенные системы. Сущность и структура данных систем, конкрет­ные приемы и процедуры их использования разработаны в исследованиях теоретиков менеджмента и с успехом применяются практиками.

Общая схема элементов системы стимулирования труда персонала представлена на рис. 1. и включает в себя элементы материального и нематериального стимулирования, а также занимающую промежуточное положение между ними систему социальных гарантий.[12,c.284]

Рис. 1. Элементы системы стимулирования и мотивации труда

Основным компонентом материального стимулирования труда является система его оплаты, которая осуществляется в двух формах – повременной и сдельной (рис. 2).[10,c.863]

Рис. 2. Формы оплаты труда

Система оплаты труда - комплекс взаимосвязанных принципов и способов определения уровня оплаты труда персонала на базе учета количественных и (либо) высококачественных черт выполняемой работы. При этом обозначенные свойства должны давать возможность оценить размер, трудность, интенсивность и (либо) продуктивность труда прямым либо опосредованным образом.

Повременная оплата труда — это форма оплаты труда наёмного сотрудника, при которой доход зависит от количества практически отработанного времени с учётом квалификации сотрудника и критерий труда (разновидности: тарифные ставки и должностные оклады, поденные и почасовые ставки и пр.).

Сдельная оплата труда – это форма оплаты труда, при которой ее размер конкретно зависит от достигнутых итогов деятельности, реализации норм выработки. Как правило, владеет физическими показателями, которые свидетельствуют об итогах (число, площадь, размер и пр.). Может, но не непременно, сочетаться с временными факторами работы (нормо-часы).

Условия внедрения повременной оплата труда:


- на рабочих местах, где определяющим показателем работы считается обеспечение высочайшего качества продукции и работы (хирургия);

- на рабочих местах, где определение количественного результата труда просит огромных издержек и нецелесообразно, либо в принципе нереально (групповая работа, умственная деятельность);

- если работник не может оказать конкретного воздействия на повышение количественного результата работы, который определяется сначала продуктивностью оборудования либо иными факторами (конвейер, сервис оборудования);

- при высочайшей необходимости сотрудника в стабильности при наличии высочайшей значимости самооценки и соц издержек.

Базовым элементом неизменной части зарплаты, ее главной частью является часть повременной оплаты труда в виде оклада либо месячной тарифной ставки.[14,c.320]

Нематериальное стимулирование проявляется в том, что работник при обсужденных виде, объеме и качестве выполняемой работы может надеяться на получение тех либо других благ в невещественной форме, которые не имеют прямой денежной оценки.

Главные элементы системы нематериального стимулирования представлены на рис. 3 и представлены: системой организации труда (включающей структурирование организации, технологическую регламентацию работ, управление, рабочим временем и отдыхом, систему контроля и оценки работы и систему построения отношений и коммуникаций), системой наделения возможностями и ответственностью, системой управления карьерой и квалификацией.[4,c.365]

Рис. 3. Система нематериального стимулирования труда

На сегодняшний день имеются 4 главные системы способов улучшения мотивации сотрудников и повы­шения эффективности их труда, ранжируемые по силе вызываемого ими эффекта:

1. экономические методы;

2. целевой метод;

3. метод проектирования и перепроектирования работ, обогащение труда;

4. метод соучастия (практически партисипативность).

Говоря об экономических методах, мы опираемся на мнение американских профессионалов, которые считают, что сущность предоставления доп льгот к заработ­ной плате заключается в том, что однообразные льготы обязаны иметь все сотрудники 1-го уровня. При этом необходимо учесть личные запросы людей в зависимости от их возраста, семейного положения, размера семьи и т. д.

Некоторые организации разработали систему, которую время от времени называют «системой вознаграждения по принципу кафетерия». Работнику разрешается самому выбирать в установленных границах тот пакет льгот, который его устраивает.


Но экономические стимулы будут давать эффект если в базе их распределения лежат последующие принципы:

1. коммуникация,

2. взаимодействию между сотрудниками и администрацией относительно общих принципов системы,

3. опора на аргументированную систему оценки работы,

4. поощрения, верно увязанные с результативностью,

5. увязка вознаграждений и эффективности во времени и др.

Эти принципы воплощены в ряде определенных разработок по использованию средств как фактора стимулирования трудовой активности.

Большая часть больших компаний применяет сейчас целевой метод мотивации в купе с иными способами.

Главную роль в мотивации играет способ проектирования и перепроектирования работ, обогащение труда. Сущность его в том, что перестраивается и расширяется работа каж­дого работника компании так, чтоб она приносила больше удовлетворения и вознаграждения ее конкретному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой работе таким образом, чтоб дать почувствовать исполнителю трудность и значимость порученного дела, самостоятельность в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, вину за приобретенное задание, ощущение того, что человек делает некоторую и всецело самостоятельную работу.

Данный способ получил обширное распространение в развитых государствах в 60-70-х гг. XXв. Сейчас несколько сотен компаний в мире употребляют программы «обогащения», добиваясь высочайшей эффективности трудовых ресурсов.

Бесценная роль в мотивации труда принадлежит методу соучастия сотрудников в делах организации. Метод тесноватым образом связан с передовым стилем руководства, которые называются партисипативным. Этот способ подразумевает голос каждого работника при решении трудности, неизменные консультации и поиски согласия, целенаправленные, систематизированные попытки выявить и применять персональную и коллективную мудрость, коллективное принятие решений, эффективное делегирование прав, коллективное выявление вопросов и определение соответственных действий, возможность сделать соответствующие условия и установки.

Метод ориентирован на раскрепощение творческой активности каждого сотрудника, создание простора для личных заслуг людей. При этом, он обеспечивает нужное интегрирование одиночных сил в единое командное действие. Этот способ используется в практике японского руководства в создании бесчисленных кружков качества, которые дают большой финансовый эффект, также в симбиозных моделях руководства (модель Z).