Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг ( Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления
1.2 Система управления коммерческой деятельностью предприятий торговли
ГЛАВА 2. Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «НЬЮ ЙОРКЕР РУС»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «НЬЮ ЙОРКЕР РУС»
2.2. SWOT – анализ торгового предприятия ООО «НЬЮ ЙОРКЕР РУС» и его конкурентов
3.1. Методы повышения конкурентоспособности ООО «НЬЮ ЙОРКЕР РУС»
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Коммерческая работа по оптовой продаже товаров включает также деятельность в области рекламы и стимулирования продаж.
Реклама – средства информационного воздействия на покупателей с целью привлечения их внимания к фирме, формирования у них определенных знаний и положительного мнения о товаре, предлагаемом фирмой.
Стимулирование продаж – совокупность приемов, используемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении покупателей с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых покупателей.
В зависимости от выполняемой цели выделяют средства стимулирования, используемые для реализации стратегических целей; для обеспечения специфических и решения разовых коммерческих задач.
Таким образом, крайне важно, чтобы деятельность по стимулированию продаж была хорошо скоординирована с другими элементами коммерческой деятельности. Приняв решение о стимулировании продаж, торговая организация должна разработать соответствующую программу, т. е. поставить определенные цели и задачи, выбрать необходимые формы и средства стимулирования, организовать ее предварительное апробирование и практическую реализацию, и, наконец, обеспечить контроль за ходом ее выполнения, дать оценку достигнутых результатов.
1.2 Система управления коммерческой деятельностью предприятий торговли
Система управления приобрела особую значимость в России на современном этапе. Управление в целом предприятием и управление коммерческой деятельностью в частности являются одними из наиболее актуальных проблем в рыночных отношениях.
Процесс глобализации рынка и интеграционные процессы торговли послужили толчком появление большого числа новых форматов в торговле, стремящихся потеснить уже существующие предприятия и занять свое место в экономике, завоевать свою долю на рынке. Устоять в этой борьбе без создания системы эффективного управления невозможно[7].
Важной задачей в процессе управления является достижение качественно нового уровня коммерческой работы, так как в современных условиях степень влияния коммерческой деятельности на эффективность деятельности предприятия становится все более значимой. Возникла потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления коммерческой деятельностью торговых пред- приятий. В связи с этим необходим постоянный поиск путей совершенствования управления коммерческой деятельностью.
К факторам, обусловливающим возрастающую роль управления, можно отнести[8]:
• рост числа управленческих кадров, который усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке;
• рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации процессов коммерческой деятельности, распределения, обмена и потребления;
• расширение и усложнение международных связей;
• изменение методов хозяйствования в рыночных отношениях, что требует кардинальной перестройки системы управления на всех уровнях предприятия;
• развитие научно-технического прогресса;
• морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни, повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п.
По мере усложнения производства управление превратилось в особую категорию, вовлекая все большее число участников.
Исследование теоретических основ управления коммерческой деятельностью, базирующихся на законах и категориях рыночной экономики, и их практическое использование позволяют коммерческим работникам регулировать хозяйственные взаимоотношения между поставщиками и покупателями товаров, предвидеть и снижать коммерческие риски, нацеливать производителей на выпуск товаров с учетом покупательского спроса.
Управление торговым предприятием имеет ряд особенностей, обусловленных не только спецификой коммерческо-технологических процессов, но и расширением круга этих процессов. Поскольку, в соответствии с прогнозом будут созданы условия для расширения круга функций, выполняемых коммерческими структурами торговых предприятий в частности сервисных услуг.
Например, вследствие происходящего процесса концентрации коммерческо-посреднеческой деятельности в системе более крупных предприятий оптовой торговли смешанной формы собственности и дальнейшего укрупнения таких предприятий в сфере обращения их количество будет возрастать, снижение объема реализации прекратится, а складская реализация должна увеличиться. Организации оптовой торговли являются средним (промежуточным) звеном в товародвижении, при этом, обладая наибольшей информацией о конъюнктуре рынка, коммерческая деятельность оптового предприятия может оказывать существенное влияние на производство и потребления. Она ориентирована на развитие производства и реализацию товаров и услуг в соответствии с требованиями рынка. С одной стороны, коммерческие службы оптовых предприятий изучают тенденции изменения спроса и ориентируют товаропроизводителей на разработку и производство наиболее перспективных для сбыта товаров. С другой стороны, они активно воздействуют на потребителей создавая, условия для роста спроса на новые товары. Это обуславливает возникновение новых организационных форм, обеспечивающих жесткий контроль и координацию работы всех звеньев товаропроводящей цепи[9].
В практической деятельности торговых предприятий необходимы использование методов комплексного исследования рынка, анализ коммерческой информации, оценка эффективности хозяйственных связей. Оценка эффективности каждой торговой сделки и коммерческой деятельности предприятия в целом позволяет принимать обоснованные управленческие решения. При выработке управленческих решений руководитель должен учитывать многовариантность и взаимовлияние отдельных элементов системы, таких как закупки, продажи, управление персоналом, организация обслуживания поставщиков и покупателей и т.п.
Индивидуализация потребительского спроса обуславливает необходимость создания в торговой сфере качественно новых организационных форм, в основе формирования которых лежит разработка и управление стратегиями развития коммерческой деятельности торговых предприятий с использованием элементов современного менеджмента, маркетинга и распределительной логистики.
В связи с этим вопросы повышения эффективности управления коммерческой деятельностью торговых предприятий имеют важное прикладное значение.
Коммерческая работа предприятия в рыночных условиях должна базироваться на принципах современного маркетинга. Коммерческая деятельность как понятие шире маркетинговой деятельности, однако, еѐ зависимость прослеживается: в деятельности по закупкам продукции (для предприятий торговли), в организации складского хозяйства, в процессе продажи партий товара, в деятельности стимулирования продаж и в послепродажной работе коммерческой службы. Но если рассмотреть функционирование маркетинга в торговом предприятии, то оно начинается задолго до коммерческой деятельности и является не только атрибутом еѐ успешности, но и самостоятельно функционирующим структурным подразделением, находящим себя в реализации целей деятельности предприятия[10].
Однако, положение может усугубляться тем, что в коммерческую службу далеко не всегда приходят квалифицированные специалисты, нередки случаи, когда эти должности занимают люди, не имеющие ни специальных знаний, ни коммерческой интуиции.
В настоящее время работники коммерческой службы должны хорошо владеть не только концепцией маркетинга, но и знать ключевые подходы к организации логистики. Коммерческий директор обязан обеспечить разграничение функций между маркетингом и распределительной логистикой, с помощью которой обеспечивается физическое распределение продукции (сбыт).
Маркетинг предполагает гибкость организационных форм управления. Гибкость маркетинга должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости - изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерческих служб.
Коммерческая деятельность рассчитана на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия и первую очередь, направленную на управление процессами купли-продажи.
Коммерческая деятельность имеет свою систему основных понятий, составляющих ее структуру, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются исследуемые коммерческие процессы. Для обобщения коммерческих процессов и результатов коммерческой деятельности в целом применяются понятия: система, организация, структура организации, миссия, цель, субъекты и объекты и др.[11]
Технологию и процессы организации управления куплей-продажей и продвижением товаров раскрывают такие определения, как закупка, продажа, товароснабжение, обслуживание и др. В управлении коммерческой деятельностью данные понятия применяются не обособленно, а комплексно, во взаимодействии друг с другом.
Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финансовой деятельностью.
Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием.
Коммерческая деятельность рассматривается как основа функционирования предприятия, и тем самым усиливается внимание к ее функциям и системе управления. Реализация совокупности функций управления коммерческой деятельностью представляет собой суть процесса управления. По мере усложнения процесса управления функции дифференцируются и разрастаются. Следовательно, управление коммерческой деятельностью ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в коммерческие и технологические процессы организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь согласованности и координации действий[12].
При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту ее часть, которая взаимодействует с рынком, а именно: с товарно-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торгового предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на потребителя. Торговое предприятие любой формы собственности существует для потребителей и благодаря ним. Поэтому коммерческая деятельность должна быть направлена на реализацию пожеланий и запросов покупателей.
Коммерческая деятельность помимо торговли включает в себя виды работ, обеспечивающие нормальное осуществление акта купли-продажи товаров в сфере товарного обращения, к которым относят — маркетинговое исследование рынка объектов коммерческой деятельности, информационное обеспечение коммерческих операций, диспетчирование коммерческой деятельности, организацию внешних связей коммерческого предприятия, а также рекламную деятельность.
Перечисленные функции составляют базис, основу осуществления коммерческих операций. Наряду с ними, существуют так называемые функции, создающие условия нормального протекания коммерческих процессов. Это - организация работы складов, создание оптимального парка транспортных средств, обеспечение сохранности объектов коммерческой деятельности, а также охраны работников коммерческого предприятия, своевременное предоставление работникам коммерческого предприятия полного состава средств оргтехники и т.д.
Исследование структуры коммерческой деятельности, а также характеристика ее составляющих, позволяют сформировать представление о коммерческой деятельности как о целостной системе, состоящей из достаточно большого числа составляющих, каждая из которых имеет равнозначное значение для реализации целей и задач коммерческой деятельности.
Знание структурных составляющих коммерческой деятельности чрезвычайно важно для управления ею, видения ее перспектив, выделения сильных и слабых сторон, подготовки соответствующих кадров. Аристархова М.К. в научной работе «Практические аспекты управления коммерческой деятельностью» дает следующее определение коммерческой деятельности: «коммерческая деятельность - это совокупность взаимосвязанных процессов, осуществляемых в сфере обмена, производства, распределения и обращения, основанных на предупредительном выполнении всех функций, использовании товарно-денежных отношений, обеспечении доведения товара до покупателя и направленных на получение прибыли»[13].