Файл: Специфика управления и типы управленцев в государственных организациях (Менеджмент в государственном секторе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления в государственных учреждениях
1.1. Менеджмент в государственном секторе
1.2. Классификации типов управленцев
1.3. Система управления персоналом в государственном учреждении
2. Специфика управления в государственных организациях на примере ГБОУ СОШ № 1387
2.1. Краткая характеристика учреждения ГБОУ СОШ № 1387
2.2. Система управления качеством образования
2.3. Анализ системы управления кадрами в ГБОУ СОШ № 1387
2.2. Система управления качеством образования
Процессы, в которых развивается ученик, должны обеспечивать гарантированные условия для раскрытия его дарований, а в списке обязательных образовательных результатов выпускников - формирование навыков компетентного поведения на рынке труда.
Развитие – процесс, значит, не существует планки, которую надо достичь и сохранять.
В этом состоит миссия и философия развития СОШ № 1387 [29].
В связи с ориентацией общей стратегии развития образования на инновационную образовательную деятельность, принцип непрерывного развития становится одним из важнейших для образовательного и управленческого процессов.
Разработанная нами школьная система качества является основой постоянного улучшения процессов и предназначена для практической реализации стратегии школы по улучшению качества образования.
Достижение прогнозируемого уровня результатов образовательной деятельности характеризуется появлением новых возможностей и запросов обучающихся, стимулирует педагогов к поиску инновационных технологий, к отказу от устаревших форм организации образовательного процесса.
Управление образованием - прежде всего управление процессом его развития.
Управление качеством образования - целенаправленное освоение школой педагогической системой новшеств;
состояние постоянного обновления образовательной среды в контакте с информационным обществом.
Под образовательными инновациями понимаем новизну, существенным образом изменяющую результаты образовательного процесса и создающую усовершенствованные или новые:
образовательные, дидактические, воспитательные системы;
содержание образования;
образовательные, педагогические технологии;
методы, формы, средства развития личности, организации обучения и воспитания;
технологии управления школой, системой образования.
Для управления процессом инноваций выстраиваем системную стратегию изменений ученика, педагога и школы в целом.
Проектируем инновационные процессы на содержательном, технологическом и управленческом уровнях одновременно, т.к., по нашему мнению, эти три типа инноваций являются органичными и взаимопроникающими элементами единой системы.
Изменения любых элементов модели учреждения приводят к изменению других, поэтому меняется вся система.
Таблица 1
Три вида новаций [21, с. 90]
Содержание образования |
Образовательные технологии |
Управление и модель СОШ № 1387 |
Новации, связанные с изменением содержания образования: чему учить, в каком возрасте, какой сложности давать учебный материал, какой понятийный аппарат предметной области вводить на различных этапах обучения. |
Новации, связанные с разработкой и реализацией новых образовательных технологий: как выстраивать обучение? в какой последовательности? какие формы, приемы и методы использовать и в каком порядке? |
Новации, связанные с изменением модели управления школой: структурных образований, управленческих процессов. |
Принцип инновационности вносит изменения в цель и содержание управления СОШ № 1387.
Целью управления становится постоянное обновление образовательного процесса.
Для управленцев актуальным становится выполнение функций прогнозирования, представительства, консультирования, менеджмента, а так же – политика и стратегия.
В нашем понимании управлять инновационным учебным заведением означает осуществлять процесс переведения социально-педагогической системы, такой, как школа, в качественно новое, более открытое состояние, создавая при этом соответствующие условия для [21, с. 91]:
постоянной реализации образовательных инноваций;
предоставления конкурентно-возможных образовательных услуг;
осуществления оперативной информационной связи;
вхождения в международное образовательное пространство.
Образовательные инновации в содержании, структуре, формах и методах управления учреждением:
инновации в содержании обучения и воспитания учащихся:
введение гос. стандартов нового поколения, разработка, участие в реализации концепций− воспитания на основах национальных, семейных, гражданских, индивидуальных ценностей личности; создание авторских учебных планов и программ, учебных пособий, воспитательных систем;
развитие системы оценивания учебных достижений в СОШ № 1387 и т.п. [21, с. 92];
инновации в формах, методах и технологиях обучения и воспитания:
проектирование и внедрение концепций дистанционного обучения, предшкольного, дополнительного, опережающего, приоритетность диалоговых, активных и интерактивных методов обучения и воспитания;
внедрение развивающей, модульно-развивающей, дифференцированной, индивидуально-ориентированной, алгоритмизированной, проектной, рейтинговой технологий;
инновации в содержании, формах и методах управления СОШ № 1387:
внедрение прогностической, политико-дипломатической, менеджерской, представительской, консультативной функций управления;
развитие общественно-государственных форм управления, мониторинга, внутри школьной системы управления и как её подсистемы - системы оценки качества образования;
внедрение экономических методов управления;
инновации в организационной структуре учреждения - создание вариативных организационных подразделений, таких как: совет по качеству при директоре, центр по оценке качества, кафедры, медиацентр.
Школьная модель системы управления качеством образования представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое.
Орг. структура системы управления качеством в школе соответствует модели управления школой. Каждый компонент организационной структуры содержит управленческую функцию, направленную на поддержание и развитие системы в целом.
Система качества учреждения является частью системы управления СОШ № 1387.
В свою очередь, система оценки качества есть подсистема системы качества учреждения.
Согласно Концепции общероссийской системы оценки качества образования наряду с оценкой образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, оценка качества подразумевает «оценку условий реализации образовательного процесса».
В ходе первого этапа реализации программы экспериментальной работы создан Совет по качеству при директоре, разрабатывающий стратегические планы по подразделениям СОШ № 1387 по созданию и внедрению инновационных проектов и программ, решающий задачи оценки качества ресурсов, процессов, результатов, технологий, создающий нормативные документы по качеству [21, с. 94].
Советом определены управляющие условия, влияющие на качество образовательного процесса.
В ОУ получила развитие оценочно-критериальная база качества школьного образования.
Осуществляется обучение персонала методам и средствам управления и оценки качества.
Приведены в соответствие перечни компетенций и целей по ступеням образования.
Создан центр оценки качества, призванный непосредственно осуществлять процедуру оценки, создавать и развивать банк данных, распространять информацию.
Обновляется система оценки учебных достижений, обогащается банк контрольно-измерительных материалов. Развивается система адресного обеспечения аналитической информацией.
Широко применяются электронные способы сбора, хранения, обработки и использования информации.
Процесс создания модели управления качеством образовательного процесса привёл нас к осознанию того, что для обеспечения эффективности планирования стратегии и тактики развития школы, реализации управленческих функций необходима оценка качества самого управления: самоанализ деятельности школы во время аттестации школы, публичный отчет о различных аспектах собственной деятельности, структурирование оценки качества образования в школе [21, с. 95].
В настоящее время в нашей школе одновременно с проектированием модели управления качеством образования идёт работа по апробированию различных педагогических и психологических методик, подготовка учителей в области современных средств оценивания.
Оценивая качество образовательного процесса, мы отслеживаем качество уроков, внеурочных мероприятий по изучаемым предметам и по воспитательной работе, качество методической работы.
Оценка проходит через внутри школьный контроль, анализ уроков, мероприятий. Результаты оценки обсуждаются на методическом совете и предметных методических объединениях. Результаты оценки позволяют планировать методическую работу, корректировать содержание и технологии внутришкольного контроля (Приложение 1) [28, с. 221].
Одним из направлений школьной оценки является оценка здоровья обучающихся и условий, влияющих на него в школе. Оценка здоровья является составляющей программы «Здоровье сегодня – основа успешности завтра».
Анализируя качество результатов образовательного процесса, мы считаем необходимым и важным получение обратной связи от детей (всех возрастов), педагогов и родителей о том, как они воспринимают те или иные стороны школьной жизни.
В связи с введением новой системы оплаты труда педагогов разработка и утверждение школьных критериев качества деятельности педагогов сегодня актуальны как никогда.
В распределении стимулирующего фонда участвуют руководители предметных методических объединений, администрация.
В каждом методическом объединении обсуждаются результаты урочной и внеурочной деятельности педагогов, представленные в мини – портфолио, что и является основой для материального и морального поощрения.
В портфолио учителя содержатся [28, с. 224]:
общие сведения об учителе;
результаты педагогической и методической деятельности;
достижения учителя в разных областях;
результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
итоги поступления выпускников в вузы;
методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;
список творческих работ, рефератов, выполненных учащимися по предмету;
сценарии внеклассных мероприятий [28, с. 225].
Мы убеждены, что решение задачи повышения качества образования зависит от того, насколько эффективны структура управления, методы управленческой деятельности, стиль управленческой деятельности, уровень профессиональной компетентности субъектов управления.
Таким образом, в перспективе мы видим создание постоянно действующей модели управления качеством образовательного процесса и поиск новых, соответствующих современным условиям, методов управления.
2.3. Анализ системы управления кадрами в ГБОУ СОШ № 1387
Все граждане, участвующие своим трудом в деятельности ГБОУ СОШ № 1387, входят в кадровый состав указанного образовательного учреждения.
Основными характеристиками персонала организации образовательного учреждения является его численность и структура.
В таблице 2. представлены данные о нормативной и фактической численности работников по категориям.
Таблица 2
Обеспеченность образовательного учреждения трудовыми ресурсами в 2017- 2018 учебном году [14, с. 302]
№ п/п |
Категории |
Численность сотрудников, чел |
Обеспеченность % |
|
Нормативная |
Списочная |
|||
1 |
Административный персонал |
7 |
7 |
100,0 |
2 |
Специалисты |
42 |
42 |
100,0 |
3 |
Прочие специалисты |
3 |
3 |
100,0 |
4 |
Рабочие |
9 |
9 |
100,0 |
Итого |
61 |
61 |
100,0 |
Из таблицы видно, что штат организации укомплектован полностью.
Качественный состав персонала образовательного учреждения рассмотрим с помощью построения его структуры по нескольким основным признакам [14, с. 304]:
- возрастному;
- по уровню образования;
- по уровню квалификации;
- по стажу работы.
1. Возрастная структура представлена в табл. 3.
Таблица 3
Возрастной состав работников образовательного учреждения [18, с. 9]