Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 594

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Заключение

Список использованной литературы

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам [30, с. 18].

Но в дошкольном возрасте необходимы дополнительные стимулы. В качестве источников положительной мотивации деятельности дошкольников, можно выделить: внешние стимулы (новизна, красота, необычность объектов); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?) и др.

Игровая деятельность также может обеспечить высокий уровень познавательной активности ребёнка. Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли, наряду с укреплением физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность Игра – это «серьезная школа для развивающегося мышления детей» [28, с. 44].

Игра тесно взаимодействует с процессом обучения. Содержание игр должно быть направлено на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, а также на осуществление задач интеллектуального развития: на формирование способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей детей. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

Талызина Н. Ф. считает, что так, посредством дидактических игр «Наоборот», «Хорошо-плохо», дети определяют положительные, отрицательные качества того или иного объекта, называют противоположные свойства. Данные игры можно использовать при обсуждении поступков и характеров героев. При этом обсуждается, а как бы они (дети) поступили на месте персонажей в той или иной ситуации. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Их рассуждения по ходу деятельности способствуют поддержанию интереса к уже знакомым персонажам известных сказок и рассказов, развиваются речевые высказывания детей, повышается их активность в ходе обсуждения [29, с. 15].

Создание положительного эмоционального настроя на деятельность на основе заинтересованного диалога с педагогом. Совместная партнёрская деятельность взрослого и ребенка также является необходимым и важным условием развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. Малый жизненный опыт, недостаточно развитая самостоятельность требует значительной помощи со стороны взрослого в организации совместных дел. При организации совместных дел взрослый и ребёнок вместе обсуждают различные дела, намечают планы, распределяют обязанности. Повышению эффективности развивающего взаимодействия детей и взрослых способствует создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха каждому участнику совместной деятельности.


Содержание каждого совместного взаимодействия детей и взрослых должно содержать что-то новое, включать посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете или явлении окружающей жизни.

Значимость проведенного исследования. При развитии познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста важно, чтобы ребенок был нацелен на достижение результата и соотнесение его с поставленной целью; стремился оценить полученный результат и проанализировать способ его получения.

В процессе познания окружающей действительности при подведении итогов дети и взрослый осуществляют анализ и самоанализ достоинств и недостатков осуществляемых действий, дают «оценку» полученным результатам. Развитие рефлексивных способностей – одно из важных условий развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста, т.е. способность осмысливать и оценивать свои собственные действия, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; «…не просто знать, а знать, что ты знаешь…». Рефлексивные способности возникают и формируются в процессе коммуникации при организации совместной деятельности [6, с. 24].

Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работы, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Главный вопрос, возникающий в процессе рефлексии: «Получилось ли то, что задумал? Почему не получилось? Что я сделал не так? Где допустил ошибку? Чему я должен ещё научиться?»[1].

Таким образом, соблюдение всех вышеперечисленных условий при организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может способствовать развитию у них познавательного интереса.

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста


Одним из средств, которые активно используются в познавательной деятельности дошкольников, является дидактическая игра. Дидактическая игра – активная форма обучения, в которой одновременно имеются два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.

В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные цели ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно – через игровую деятельность. Обучающая задача завуалирована, на первом плане для играющего становится естественное стремление поиграть, выполнять определенные игровые действия. Умело организованная дидактическая игра – несомненный успех в педагогическом мастерстве педагога.

Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать следующие элементы: обучающая задача, игровая деятельность, правила игры, содержание игры, ее заключение. Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого также вводится новый игровой материал, дополнительные роли, наглядный дидактический материал заменяется словесным и т.д.

По мнению Л. В. Занкова, дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

  • активизирует познавательные процессы;
  • воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; развивает способности;
  • вводит детей в жизненные ситуации;
  • учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
  • закрепляет знания, умения.
  • Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
  • мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
  • ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
  • исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
  • контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности [9, с. 35].

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста [36, с. 154].


Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста.

По мнению А. Н. Леонтьева, другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем [15, с. 64].

Стрелкова Л.П. считает, что дидактическая игра – это «дитя труда», важнейшее средство умственного и нравственного воспитания детей. Дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний [28, с. 247].

По мнению Г. Н. Гришковой, при подборе дидактических игр необходимо помнить о том, что они должны:

  • содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;
  • прививать интерес к учебным занятиям и изучаемому материалу;
  • формировать умения и навыки учебной деятельности;
  • помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать[8, с. 43].

Основные педагогические возможности дидактических игр связаны с формированием у обучающихся познавательной активности и ценностных отношений, расширением, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения. Дидактическая игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме ознакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях.

В то же время практические игровые действия в ещё большей мере расширяют познавательные интересы детей, развивающие их кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки, виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять окружающие их события [38, с. 56].

Немов Р.С. считает, что исходя из всего вышесказанного, дидактическая игра должна обязательно иметь свою определенную структуру и включать в себя следующие основные структурные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат [19, с. 136].


Игровой замысел – первый структурный компонент дидактической игры, выражен, как правило, в ее названии. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе занятия. Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются определенными правилами, способствуют формированию познавательного интереса учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения поставленных целей.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой структурные компоненты, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной на занятии. Любая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом, придает занятию законченность.

Хабиб Р.А. считает, что при организации дидактической игры необходимо придерживаться следующих условий:

  1. Правила дидактической игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию старших дошкольников.
  2. Дидактическая игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности детей.
  3. Дидактический материал, используемый во время дидактической игры, должен быть удобен в использовании, иначе дидактическая игра не даст должного эффекта.
  4. При проведении дидактической игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива дошкольников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.
  5. Каждый ребенок должен быть активным участником в такой игре.
  6. В процессе дидактической игры дошкольники должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.
  7. Дидактическую игру нужно закончить тогда, когда будет получен необходимый результат[33, с. 62].

При организации любой дидактической игры воспитателю необходимо знать и ее структуру, и условия проведения. Кроме того, важно помнить, что дидактические игры делятся на индивидуальные, где игрой занят один человек и групповые, где в игре задействовано несколько индивидов; предметные, где включены в игровую деятельность, какие - либо предметы (лото, домино и т. д.), предметно - словесные, словесные, сюжетные, где игра разворачивается по определенному сценарию, воспроизводя сюжет в основных деталях, ролевые, где поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя и игры с правилами, которые регулируются определенной системой правил поведения их участников[37, с. 78].