Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 663
Скачиваний: 9
С целью определения динамики в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста - участников первой диагностики было проведено повторное исследование в марте 2020 года по тем же методикам.
Повторное исследование развития познавательного интереса показало, что в группе произошли положительные изменения. Высокий уровень показали 5 детей в группе (25%), в прежней диагностике было 4 ребёнка – 20%. Средний уровень показали 12 детей в группе (60%), в прежней диагностике было 11 детей – 55%. Низкий уровень показали только 3 ребёнка в группе (15%), в прежней диагностике таких детей было 5 (25%).
Результаты повторного исследования уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста показаны в таблице 5.
Таблица 5
Результаты повторного исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Контрольный эксперимент
Уровень развития познавательного интереса |
Абс. n=20 |
% |
Высокий |
5 |
25% |
Средний |
12 |
60% |
Низкий |
3 |
15% |
Общие результаты повторной диагностики уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процентах показаны на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Общие результаты повторной диагностики уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Большинство детей при повторной диагностике задавали по 5-7 вопросов познавательного характера, что больше, чем при первой диагностике (3-4 вопроса), сфера их познавательных интересов значительно расширилась. Во второй диагностике дети называли свои любимые занятия, связанные с изучением математики, окружающего мира, мира природы, они сохраняли положительное эмоциональное отношение к выбранному им познавательному занятию длительное время.
Только у 3-х детей в группе познавательные интересы пока остались на прежнем уровне, возможно им просто не хватило времени для более полного их развития. Они не проявляли интереса к сказке в первой диагностике и снова выбрали игру, во второй методике они снова делали по одному выбору или не делали совсем выбора занятия познавательного характера (были ответы: «не хочу, мне это не нужно», «мне это не нравится») их интересы снова были в основном связаны с игрой и игрушками, общением со сверстниками.
На диаграмме 3 показаны сравнительные результаты исследования уровня познавательного развития старших дошкольников в процентах.
Диаграмма 3. Сравнительные результаты исследования уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста
В ходе проведения опытно-практической работы у старших дошкольников происходило развитие основных компонентов познавательной деятельности:
- развитие познавательной инициативы (любознательности);
- освоение причинно-следственных, классификационных (родовидовых), пространственных и временных отношений;
- освоение связей между предметами и явлениями окружающего мира;
- развитие восприятия, мышления, речи;
- расширение кругозора детей: освоение представлений о природном и социальном мире.
Таким образом, результаты проверки эффективности опытно-практической работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников с использованием дидактических игр показали, что это привело к положительным изменениям в развитии познавательных интересов детей, к личностному росту дошкольников, развитию у них желания к активной познавательной деятельности.
Заключение
В ходе анализа психолого-педагогической литературы изучены особенности развития познавательного интереса у дошкольников. Установлено, что познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения; заключает в себе волевую направленность; при правильной педагогической и методической организации познавательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство обучения и развития.
Рассмотрены условия развития познавательного интереса дошкольников. К ним относятся: создание пространственной предметно-развивающей среды; повышение у дошкольников уровня развития мыслительных операций, способов исследования объектов; создание положительного эмоционального настроя к познавательной деятельности на основе заинтересованного диалога с педагогом; а также значимость для детей проводимой познавательной деятельности.
Определены возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст является периодом активного развития физических и психических качеств, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения и развития в целом. Одним из наиболее эффективных средств формирования познавательного интереса и умственного развития ребёнка является дидактическая игра.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой все структурные компоненты, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной на занятии. Любая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом, придает занятию законченность. Она даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях.
Нами проведена диагностика уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Для этой цели были выбраны методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на выявление степени выраженности любознательности у дошкольников, и методика «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей предпочтений в выборе деятельности. Исследование проходило в октебре 2019 года на базе МБДОУ №53 «Радуга» г. Канск, Канский район Красноярского края. С согласия администрации детского сада и родителей воспитанников в нём приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием (12 девочек и 8 мальчиков).
В ходе исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста по двум методикам было установлено, что только 4 человека в группе показали высокий уровень развития познавательного интереса (20%); у 11 детей средний уровень развития познавательного интереса (55%) и 5 детей в группе показали низкий уровень развития познавательного интереса (25%). Общие результаты исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста показаны в таблице 2 и таблице 3 в приложении 1).
Дети в ходе диагностики задавали мало вопросов познавательного характера, не проявляли большого желания к познавательным заданиям, предпочитая игру или общение со сверстниками. Большинство детей если и проявляли познавательный интерес, то кратковременный и неустойчивый. Результаты диагностики показали, что в группе необходимо проведение работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников. В качестве средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста нами были выбраны дидактические игры, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста была организована опытно-практическая работа с использованием дидактических игр. Опытно-практическая работа проводилась с октября 2019 по март 2020, в ней принимали участие дети – участники ранее проведённой диагностики. Для развития познавательного интереса старших дошкольников были составлены комплекс дидактических игр и перспективный план проведения игр (см. в приложении 2 и в приложении 3).
Занятия с использованием дидактических игр для развития познавательного интереса проводились со всей группой, а также в малых группах, и в некоторых случаях велась индивидуальная работа. На основе плана проводились дидактические игры в ходе различных видов деятельности: на занятиях по социально-коммуникативному и познавательному развитию; по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, при ознакомлении с миром природы; на музыкальных занятиях, занятиях физической культурой, трудовой и художественно-изобразительной деятельностью, в совместной деятельности с детьми. Игры проводились с постепенным усложнением, от простых к более сложным. Дидактические игры повторялись, пока дети не осваивали правильные действия, в некоторых случаях игры проводились индивидуально или в группах по 2-3 человека.
Использовалась также помощь родителей, для них проводились круглые столы («Возраст почемучек», «Как организовать домашнюю мастерскую»), семинары по вопросам развития познавательных интересов старших дошкольников («Как родителям организовать познавательную деятельности ребенка», «Удивительное – рядом»); были изготовлены папки - передвижки «Воспитание познавательного интереса через прогулки», «Как провести выходной день с ребенком»; «Как развивать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Также проводились консультации и индивидуальные беседы: «Как научить детей любить и беречь природу»; «Открываем мир вместе с ребёнком»; «Дидактические игры в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста». На стенде в уголке для родителей размещались примеры дидактических игр познавательного характера для игры с ребёнком дома, также некоторые виды игр распечатывались в виде листовок
Выполнен анализ результатов опытно-практической работы. С целью определения динамики в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста – участников первой диагностики было проведено повторное исследование в марте 2020 года по тем же методикам. Повторное исследование развития познавательного интереса показало, что в группе произошли положительные изменения. Высокий уровень показали 5 детей в группе (25%), в прежней диагностике было 4 ребёнка – 20%. Средний уровень показали 12 детей в группе (60%), в прежней диагностике было 11 детей – 55%. Низкий уровень показали только 3 ребёнка в группе (15%), в прежней диагностике таких детей было 5 (25%).
Большинство детей при повторной диагностике задавали по 5-7 вопросов познавательного характера, что больше, чем при первой диагностике (3-4 вопроса), сфера их познавательных интересов значительно расширилась. Во второй диагностике дети называли свои любимые занятия, связанные с изучением математики, окружающего мира, мира природы, они сохраняли положительное эмоциональное отношение к выбранному им познавательному занятию длительное время. Только у 3-х детей в группе познавательные интересы пока остались на прежнем уровне, возможно им просто не хватило времени для более полного их развития.
Результаты проверки эффективности опытно-практической работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников с использованием дидактических игр показали, что это привело к положительным изменениям в развитии познавательных интересов детей, к личностному росту дошкольников, развитию у них желания к активной познавательной деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, её задачи выполнены.
Список использованной литературы
- Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2016. – 544 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 194 с.
- Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2015. – 368 с.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М.: Гном - Пресс, 2015. – 144 с.
- Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Г. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2015. – 128 с.
- Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа: интегрированный подход. – М.: Скрипторий, 2016. – 143с.
- Гришкова, Г. Н. Развитие познавательного интереса в игровой деятельности / Г. Н. Гришкова, И. Б. Юсубова // Начальная школа. – 2014. №11. – С. 41 - 45.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М.: Педагогика, 2014.– 424 с.
- Ермолаева М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: учебное пособие / М. В. Ермолаева. – М.: Просвещение, 2016. – 172с.
- Красильникова, Е.А. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2013. № 2. – С.66-72.
- Крашенинникова, Е. Развитие познавательных способностей дошкольников в условиях ФГОС ДО/ Е. Крашенниникова. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 98 с.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблема развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 129 с.
- Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2014. №6. – С. 58 - 63.
- Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2017. –255 с.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2015. – 84 с.
- Мухина, В. С. Детская психология/ В. С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 488 с.
- Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Общие основы психологии / Немов Р. С. –2-е изд. - е. –М. : Просвещение: Владос, 2015. – 688 с.
- Пахутина, Г. М. Игра как форма организации обучения / Г. М. Пахутина.– Арзамас, 2016. – 98 с.
- Педагогика: учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 2015. – 604 с.
- Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения/ М. Н. Перова. – М.: Просвещение, 2016. – 189 с.
- Перусинский, В. В. Развивающие игры – обучение, тренинг, досуг / В. В. Прусинский. – М.: Новая школа, 2014. – 368с.
- Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского. – М.: Энциклопедия, 2015. – 846 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 304 с.
- Педагогическая психология/ под ред. Клюевой Н. В. – М.: Просвещение, 2013. – 293 с.
- Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет / сост. Л. К. Санкина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 116 c.
- Стрелкова, Л. П. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Л. П. Стрелкова. – М.: Педагогика, 2015. – 128 с.
- Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности дошкольников / Н. Ф. Талызина. – М.: Знания, 2014. – 96 с.
- Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей/ Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: «Академия развития», 2015. – 127 с.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 267с.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www. konsultant.ru
- Хабиб, Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности / Р. А. Хабиб. – М.: Педагогика, 2016. – 211 с.
- Шевцова, М. А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения иностранным языкам: монография / М.А. Шевцова. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 186 с.
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов у детей/ Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2015.– 203 с
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии/ Г. И. Щукина. – Москва: Просвещение, 2014. – 382 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 2015. – 360с.