Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Заключение

Список использованной литературы

С целью определения динамики в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста - участников первой диагностики было проведено повторное исследование в марте 2020 года по тем же методикам.

Повторное исследование развития познавательного интереса показало, что в группе произошли положительные изменения. Высокий уровень показали 5 детей в группе (25%), в прежней диагностике было 4 ребёнка – 20%. Средний уровень показали 12 детей в группе (60%), в прежней диагностике было 11 детей – 55%. Низкий уровень показали только 3 ребёнка в группе (15%), в прежней диагностике таких детей было 5 (25%).

Результаты повторного исследования уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста показаны в таблице 5.

Таблица 5

Результаты повторного исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Контрольный эксперимент

Уровень развития познавательного интереса

Абс.

n=20

%

Высокий

5

25%

Средний

12

60%

Низкий

3

15%

Общие результаты повторной диагностики уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процентах показаны на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Общие результаты повторной диагностики уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Большинство детей при повторной диагностике задавали по 5-7 вопросов познавательного характера, что больше, чем при первой диагностике (3-4 вопроса), сфера их познавательных интересов значительно расширилась. Во второй диагностике дети называли свои любимые занятия, связанные с изучением математики, окружающего мира, мира природы, они сохраняли положительное эмоциональное отношение к выбранному им познавательному занятию длительное время.

Только у 3-х детей в группе познавательные интересы пока остались на прежнем уровне, возможно им просто не хватило времени для более полного их развития. Они не проявляли интереса к сказке в первой диагностике и снова выбрали игру, во второй методике они снова делали по одному выбору или не делали совсем выбора занятия познавательного характера (были ответы: «не хочу, мне это не нужно», «мне это не нравится») их интересы снова были в основном связаны с игрой и игрушками, общением со сверстниками.


На диаграмме 3 показаны сравнительные результаты исследования уровня познавательного развития старших дошкольников в процентах.

Диаграмма 3. Сравнительные результаты исследования уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста

В ходе проведения опытно-практической работы у старших дошкольников происходило развитие основных компонентов познавательной деятельности:

  • развитие познавательной инициативы (любознательности);
  • освоение причинно-следственных, классификационных (родовидовых), пространственных и временных отношений;
  • освоение связей между предметами и явлениями окружающего мира;
  • развитие восприятия, мышления, речи;
  • расширение кругозора детей: освоение представлений о природном и социальном мире.

Таким образом, результаты проверки эффективности опытно-практической работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников с использованием дидактических игр показали, что это привело к положительным изменениям в развитии познавательных интересов детей, к личностному росту дошкольников, развитию у них желания к активной познавательной деятельности.

Заключение

В ходе анализа психолого-педагогической литературы изучены особенности развития познавательного интереса у дошкольников. Установлено, что познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения; заключает в себе волевую направленность; при правильной педагогической и методической организации познавательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство обучения и развития.

Рассмотрены условия развития познавательного интереса дошкольников. К ним относятся: создание пространственной предметно-развивающей среды; повышение у дошкольников уровня развития мыслительных операций, способов исследования объектов; создание положительного эмоционального настроя к познавательной деятельности на основе заинтересованного диалога с педагогом; а также значимость для детей проводимой познавательной деятельности.

Определены возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст является периодом активного развития физических и психических качеств, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения и развития в целом. Одним из наиболее эффективных средств формирования познавательного интереса и умственного развития ребёнка является дидактическая игра.


Основой дидактической игры, которая пронизывает собой все структурные компоненты, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной на занятии. Любая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом, придает занятию законченность. Она даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях.

Нами проведена диагностика уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Для этой цели были выбраны методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на выявление степени выраженности любознательности у дошкольников, и методика «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей предпочтений в выборе деятельности. Исследование проходило в октебре 2019 года на базе МБДОУ №53 «Радуга» г. Канск, Канский район Красноярского края. С согласия администрации детского сада и родителей воспитанников в нём приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием (12 девочек и 8 мальчиков).

В ходе исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста по двум методикам было установлено, что только 4 человека в группе показали высокий уровень развития познавательного интереса (20%); у 11 детей средний уровень развития познавательного интереса (55%) и 5 детей в группе показали низкий уровень развития познавательного интереса (25%). Общие результаты исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста показаны в таблице 2 и таблице 3 в приложении 1).

Дети в ходе диагностики задавали мало вопросов познавательного характера, не проявляли большого желания к познавательным заданиям, предпочитая игру или общение со сверстниками. Большинство детей если и проявляли познавательный интерес, то кратковременный и неустойчивый. Результаты диагностики показали, что в группе необходимо проведение работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников. В качестве средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста нами были выбраны дидактические игры, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

Для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста была организована опытно-практическая работа с использованием дидактических игр. Опытно-практическая работа проводилась с октября 2019 по март 2020, в ней принимали участие дети – участники ранее проведённой диагностики. Для развития познавательного интереса старших дошкольников были составлены комплекс дидактических игр и перспективный план проведения игр (см. в приложении 2 и в приложении 3).


Занятия с использованием дидактических игр для развития познавательного интереса проводились со всей группой, а также в малых группах, и в некоторых случаях велась индивидуальная работа. На основе плана проводились дидактические игры в ходе различных видов деятельности: на занятиях по социально-коммуникативному и познавательному развитию; по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, при ознакомлении с миром природы; на музыкальных занятиях, занятиях физической культурой, трудовой и художественно-изобразительной деятельностью, в совместной деятельности с детьми. Игры проводились с постепенным усложнением, от простых к более сложным. Дидактические игры повторялись, пока дети не осваивали правильные действия, в некоторых случаях игры проводились индивидуально или в группах по 2-3 человека.

Использовалась также помощь родителей, для них проводились круглые столы («Возраст почемучек», «Как организовать домашнюю мастерскую»), семинары по вопросам развития познавательных интересов старших дошкольников («Как родителям организовать познавательную деятельности ребенка», «Удивительное – рядом»); были изготовлены папки - передвижки «Воспитание познавательного интереса через прогулки», «Как провести выходной день с ребенком»; «Как развивать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста».

Также проводились консультации и индивидуальные беседы: «Как научить детей любить и беречь природу»; «Открываем мир вместе с ребёнком»; «Дидактические игры в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста». На стенде в уголке для родителей размещались примеры дидактических игр познавательного характера для игры с ребёнком дома, также некоторые виды игр распечатывались в виде листовок

Выполнен анализ результатов опытно-практической работы. С целью определения динамики в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста – участников первой диагностики было проведено повторное исследование в марте 2020 года по тем же методикам. Повторное исследование развития познавательного интереса показало, что в группе произошли положительные изменения. Высокий уровень показали 5 детей в группе (25%), в прежней диагностике было 4 ребёнка – 20%. Средний уровень показали 12 детей в группе (60%), в прежней диагностике было 11 детей – 55%. Низкий уровень показали только 3 ребёнка в группе (15%), в прежней диагностике таких детей было 5 (25%).

Большинство детей при повторной диагностике задавали по 5-7 вопросов познавательного характера, что больше, чем при первой диагностике (3-4 вопроса), сфера их познавательных интересов значительно расширилась. Во второй диагностике дети называли свои любимые занятия, связанные с изучением математики, окружающего мира, мира природы, они сохраняли положительное эмоциональное отношение к выбранному им познавательному занятию длительное время. Только у 3-х детей в группе познавательные интересы пока остались на прежнем уровне, возможно им просто не хватило времени для более полного их развития.


Результаты проверки эффективности опытно-практической работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников с использованием дидактических игр показали, что это привело к положительным изменениям в развитии познавательных интересов детей, к личностному росту дошкольников, развитию у них желания к активной познавательной деятельности.

Таким образом, цель работы достигнута, её задачи выполнены.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2016. – 544 с.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 194 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
  4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2015. – 368 с. 
  5. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М.: Гном - Пресс, 2015. – 144 с.
  6. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Г. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2015. – 128 с.
  7. Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа: интегрированный подход. – М.: Скрипторий, 2016. – 143с.
  8. Гришкова, Г. Н. Развитие познавательного интереса в игровой деятельности / Г. Н. Гришкова, И. Б. Юсубова // Начальная школа. – 2014. №11. – С. 41 - 45.
  9. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М.: Педагогика, 2014.– 424 с.
  10. Ермолаева М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: учебное пособие / М. В. Ермолаева. – М.: Просвещение, 2016. – 172с.
  11. Красильникова, Е.А. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2013. № 2. – С.66-72.
  12. Крашенинникова, Е. Развитие познавательных способностей дошкольников в условиях ФГОС ДО/ Е. Крашенниникова. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 98 с.
  13. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
  14. Леонтьев, А. Н. Проблема развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 129 с.
  15. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2014. №6. – С. 58 - 63.
  16. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2017. –255 с.
  17. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2015. – 84 с.
  18. Мухина, В. С. Детская психология/ В. С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 488 с.
  19. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Общие основы психологии / Немов Р. С. –2-е изд. - е. –М. : Просвещение: Владос, 2015. – 688 с.
  20. Пахутина, Г. М. Игра как форма организации обучения / Г. М. Пахутина.– Арзамас, 2016. – 98 с.
  21. Педагогика: учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 2015. – 604 с.
  22. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения/ М. Н. Перова. – М.: Просвещение, 2016. – 189 с.
  23. Перусинский, В. В. Развивающие игры – обучение, тренинг, досуг / В. В. Прусинский. – М.: Новая школа, 2014. – 368с.
  24. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского. – М.: Энциклопедия, 2015. – 846 с.
  25. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 304 с.
  26. Педагогическая психология/ под ред. Клюевой Н. В. – М.: Просвещение, 2013. – 293 с.
  27. Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет / сост. Л. К. Санкина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 116 c.
  28. Стрелкова, Л. П. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Л. П. Стрелкова. – М.: Педагогика, 2015. – 128 с.
  29. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности дошкольников / Н. Ф. Талызина. – М.: Знания, 2014. – 96 с.
  30. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей/ Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: «Академия развития», 2015. – 127 с.
  31. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 267с.
  32. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www. konsultant.ru
  33. Хабиб, Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности / Р. А. Хабиб. – М.: Педагогика, 2016. – 211 с.
  34. Шевцова, М. А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения иностранным языкам: монография / М.А. Шевцова. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 186 с.
  35. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов у детей/ Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2015.– 203 с
  36. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии/ Г. И. Щукина. – Москва: Просвещение, 2014. – 382 с.
  37. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 2015. – 360с.