Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Общая характеристика мотивации. Основные теории мотивации
1.2 Подходы к мотивации персонала
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
2.1 Общая характеристика организации и кадрового состава
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ТОМТОРГ»
В целях стимулирования активной трудовой деятельности действует система премирования работников Общества, в том числе совместителей, за основные результаты производственно-финансовой деятельности.
Премирование производится по итогам выполнения показателей премирования за месяц, квартал с учетом выполнения с начала года и только при наличии прибыли.
Премия за основные результаты работы за текущий месяц, квартал выплачивается по выполнению показателей за предыдущий месяц, квартал с учетом отработанного времени в премируемом периоде.
Премия за основные результаты работы работникам ООО «ТомТорг» выплачивается за выполнение показателей за предыдущий месяц с учетом отработанного времени в премируемом периоде.
Премии, начисленные за основные результаты хозяйственной деятельности, изменяются или не выплачиваются работникам при наличии производственных упущений. Начальники структурных подразделений, служб и отделов могут ходатайствовать о лишении конкретного работника премии полностью или частично согласно докладной записке на имя директора. Окончательный размер премии в каждом конкретном случае определяется директором Общества.
Начисление премии производится к должностным окладам, тарифным ставкам за фактически отработанное время, с учетом районного коэффициента, включая доплаты и надбавки. При невыполнении одного из показателей выплачивается премия, размер которой определяется по сумме выполненных показателей.
Работники, допустившие нарушения производственных, технологических инструкций, лишаются премии полностью или частично в соответствии с перечнем производственных упущений. Лица, совершившие прогул, появившиеся в нетрезвом состоянии в календарном году, лишаются вознаграждения полностью.
Размер вознаграждения может быть снижен до 100 процентов за следующие нарушения и упущения в работе:
- нарушение производственной дисциплины;
- непроизводительные расходы и убытки, возникшие по вине работника;
невыполнение заданий и решений руководства ООО «ТомТорг».
Социальные гарантии в ООО «ТомТорг» сотрудникам предоставляются исключительно в рамках российского законодательства (официальное оформление, исчисление всех налогов и платежей, предоставление больничных и оплачиваемых отпускных). Ничего сверх установленного законодательством не предлагается.
Условия труда нельзя назвать слишком комфортными, однако отвечают санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности труда.
В целом руководство особо ничего не делает, чтобы каждый сотрудник почувствовал признание и уважение, однако в то же время может изредка кого-то похвалить.
В целом, материальная система мотивации построена грамотно, существующая на данный момент система материального стимулирования персонала в ООО «ТомТорг» работниками организации оценивается преимущественно позитивно. В то же время нематериальное стимулирование фактически отсутствует. Ниже приведены рекомендации по совершенствованию именно нематериального стимулирования.
Компания ООО «ТомТорг» сохраняет за собой право на материальное и нематериальное поощрение своих сотрудников, согласно корпоративным принципам компании, они гласят, что организация ведет активную мотивационную политику в отношении своих сотрудников.
Разработкой и улучшением системы мотивации персонала занимается директор пунктов выдачи заказов, любые изменения контролируются и согласовываются с генеральным директором ООО «ТомТорг». Целью совершенствования и разработки системы мотивации является увеличение результативности каждого сотрудника и всех компании в целом.
В ООО «ТомТорг» основная ставка делается на материальное стимулирование работников. В организации действует окладно-премиальная форма оплаты труда. Основные принципы прописаны в Положении об оплате труда.
В организации устанавливаются следующие выплаты работникам за их труд (заработная плата):
- должностной оклад или тарифная ставка;
- ежемесячная стимулирующая выплата (надбавка премия) по итогам работы, за перевыполнение задания, за соблюдение техники безопасности, к юбилею, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей;
- доплаты в размерах, регламентируемых Трудовым законодательством РФ, при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за сверхурочную работу, за работу в выходные дни.
Размер месячного должностного оклада работника организации, зависящий от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, определяется в трудовом договоре с ним и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Размер месячного должностного оклада работника и максимальным размером не ограничивается. В месячный должностной оклад не включаются доплаты, надбавки и премии, иные компенсационные и социальные выплаты.
Премиальная надбавка - вознаграждение работника в виде дополнительной стимулирующей выплаты, устанавливаемой в соответствии с Трудовым договором с работником, начисляемой на должностной оклад работника без учета дополнительных доплат за совмещение профессий (должностей), и выплачиваемой ежемесячно при условии эффективного и качественного выполнения трудовых обязанностей, поручений руководителей [1]. Максимальный размер премиальной надбавки сотрудников сервисных служб компании составляет не более 100 % (из которых 20% зависят от производственных показателей) от должностного оклада и рассчитывается по системе МВО. Премиальная часть заработной платы сотрудников производственных отделов напрямую зависит от производственных показателей и может быть более чем 100% от оклада.
В таблице 2.6, можно рассмотреть, как в компании реализовывалось материальное стимулирование. Для рассмотрения я взяла наиболее насыщенный месяц на поощрения и премии.
Таблица 2.6- Итоги материально стимулирования работников за декабрь 2018 года.
Сотрудник |
Оклад (руб.) |
Премия за выполнение плана (руб.) |
Премия в честь нового года (руб.) |
Доплата за сверхурочн ую работу (руб.) |
Итого начислено (руб.) |
Директор пунктов |
15000 |
15000 |
10000 |
5000 |
45000 |
выдачи заказов (1 человек) |
|||||
Сотрудник пункта выдачи заказов (33 человека) |
330000 |
165000 |
66000 |
33000 |
594000 |
Курьер (2 человека) |
36000 |
4000 |
4000 |
6000 |
50000 |
Грузчик (2 человека) |
30000 |
4000 |
4000 |
4000 |
42000 |
Водитель (2 человека) |
36000 |
4000 |
4000 |
4000 |
48000 |
Как видим из таблицы, заработная плата в компании является достаточно весомым фактором стимулирования. Сотрудники компании работают эффективно, а как следствие этого, организация имеет хорошую прибыль. Это можно назвать основным отличием между предприятиями малого и крупного бизнеса. Малый бизнес наиболее гибкий и в сплоченном узком кругу, все достижения компании являются достижениями всех сотрудников.
Так же в организации сотрудникам предоставляется социальный компенсационный пакет, сочетающий в себе методы материальной и нематериальной мотивации:
Для всех сотрудников:
Комплексное медицинское обслуживание по программе добровольного медицинского страхования по корпоративной программе, включающее в себя:
- экстренное и плановое стационарное обслуживание, амбулаторнополиклиническое обслуживание и стоматологическую помощь;
- бесплатные ежегодные новогодние подарки для сотрудников и их детей в возрасте до 14 лет;
- помощь сотрудникам в получении льготного кредита в банках по программе корпоративный клиент;
- компенсация части стоимости путевки в детские лагеря Кемеровской и Томской области для детей сотрудников Общества;
- единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника в связи с уходом на пенсию, в том числе по инвалидности I и II группы;
- организацию льготного питания на территории Общества с контролем качества и ассортимента;
- возможность для сотрудников Общества подключиться к тарифу «Корпоративный» для оплаты услуг сотовой связи;
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска 1 сентября для сотрудников, чьи дети идут в первый класс школы;
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 2-х дней для родителей при призыве детей в армию;
- предоставление единовременной материальной помощи по причине несчастного случая (пожар, внезапная смерть близкого родственника);
- компенсация части затрат, связанных с погребением сотрудника Общества, которые несут семья или родственники;
- ежемесячные выплаты семьям работников Общества, имеющим на иждивении 4-х и более детей, в размере 400 рублей на каждого ребенка;
- оказание одноразовой материальной помощи в связи с первым бракосочетанием.
Дополнительные льготы:
- обеспечение мобильными телефонами с оплатой услуг сотовой связи по лимиту, согласно занимаемой должности;
- компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях;
- оказание моральной и материальной поддержки в случае сложных жизненных ситуаций;
- оказание материальной помощи при рождении детей;
- оказание материального поощрения в связи с юбилейной датой рождения;
- компенсация части стоимости путевки в санаторно-оздоровительные учреждения Новосибирской и Томской области для сотрудника и членов его семьи.
Помимо этого, проводятся корпоративные праздники, на которых вручаются грамоты лучшим работникам по итогам года.
Все эти виды мотивации и стимулирования закреплены в положении о материальной и не материальной мотивации ООО «ТомТорг». Вместе с тем, не все из них применяются на практике, т.к. предприятие относится к малому бизнесу, то не всегда есть возможность отлучиться на длительные отпуска сотрудникам или уделить должного внимания поздравлениям. Однако, как уже убедились выше, материальное стимулирование в компании на достаточно высоком уровне.
В компании периодически поднимается вопрос о том, что денежные поощрения - это конечно очень важно, но для многих важны и другие моменты: самореализация, карьерный рост, использование интеллектуального потенциала, соревнования.
Все вышеназванное относится к важным инструментам нематериальной мотивации.
В таблице 2.7 рассмотрим, насколько часто в компании применяется социальный компенсационный пакет, сочетающий в себе методы материальной и нематериальной мотивации, а также важные дополнительные инструменты нематериальной мотивации.
Таблица 2.7 - Частота применения социального компенсационного пакета, сочетающегося в себе методы материальной и нематериальной мотивации в ООО «ТомТорг».
Вид дополнительной материальной и нематериальной мотивации |
Количество сотрудников, к которым была применена нематериальная мотивация |
|||
1 кв. 2018г. |
2 кв. 2018г. |
3 кв. 2018г. |
4 кв. 2018г. |
|
Комплексное медицинское обслуживание по программе добровольного медицинского страхования по корпоративной программе |
98 |
99 |
103 |
108 |
Обеспечение мобильными телефонами с оплатой услуг сотовой связи по лимиту, согласно занимаемой должности |
18 |
23 |
29 |
30 |
Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях |
4 |
7 |
7 |
9 |
Оказание моральной и материальной поддержки в случае сложных жизненных ситуаций |
0 |
4 |
0 |
0 |
Оказание материальной помощи при рождении детей |
0 |
0 |
5 |
0 |
Оказание материального поощрения в связи с юбилейной датой рождения |
20 |
7 |
14 |
8 |
Компенсация части стоимости путевки в санаторнооздоровительные учреждения |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вручение грамот |
0 |
0 |
0 |
37 |
Проведение соревнований |
0 |
1 |
0 |
0 |
Карьерный рост |
0 |
0 |
0 |
0 |
Использование интеллектуального потенциала работника |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итак, как видим из таблицы, действительно материальное стимулирование, как основное, так и в рамках компенсационного пакета, находится на достаточно высоком уровне, нематериальная мотивация же практически не применяется. Далее в работе проведем опрос сотрудников о том, насколько им важная нематериальная мотивация, довольны ли они системой оплаты труда, справедливостью начисления премий, а самое главное реализовывают ли сотрудники себя в ООО «ТомТорг».
Исходя их проведенного исследования системы мотивации, используемой в организации, мы видим, что в компании ООО «ТомТорг» материальное стимулирование работников развито на высоком уровне, а нематериальная мотивация находится в более слабом положении.
Для определения более детальных проблем в существующей системе управления мотивацией, была проведена диагностика, в основе которой был проведен опрос с генеральным директором и директором пунктов выдачи заказов, а также на основе непосредственного интервью с сотрудниками пунктов выдачи заказов. В таблице 2.8 приведен список лиц с кем было проведено интервью.
Таблица 2.8 - Список интервьюированных сотрудников ООО «ТомТорг»
Ф.И.О |
Должность |
Причина интервьюирования |
Карпицкий Евгений Владимирович |
Генеральный директор |
В функциональные обязанности входит разработка систем мотивации сотрудников. Принимает участие в разработке систем оплаты труда. |
Кучумова Любовь Викторовна |
Директор пунктов выдачи заказов |
В функциональные обязанности входит разработка систем мотивации сотрудников. Принимает участие в разработке систем оплаты труда. |
Кулумаева Ольга Евгеньевна |
Сотрудник пункта выдачи заказов |
Принимает активное участие в жизни компании. |
Иванова Наталия Михайловна |
Сотрудник пункта выдачи заказов |
Принимает активное участие в жизни компании. |
Денисенко Оксана |
Сотрудник пункта |
Принимает активное |
Владимировна |
выдачи заказов |
участие в жизни компании. |
Опрашиваемыми были определены и сформулированы проблемы, которые в данный момент мешают, продуктивному управлению мотивацией в компании. Главной из них является плохо развитая система нематериального стимулирования сотрудников. У работников отсутствует возможность карьерного роста, корпоративного обучения, самореализации внутри организации. Кроме того, по словам директора пунктов выдачи заказов у сотрудников работа воспринимается как должное, но никак как мотивирующий фактор.