Файл: На тему Министерство финансов РФ (ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 История развития финансовой системы Российской Федерации
1.2 Понятие и функции современной финансовой системы Российской Федерации
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. История развития и структура Министерства финансов РФ
2.2. Организация деятельности Министерства финансов Российской Федерации
Следовательно, финансы считаются основным инструментом регламентирования и воздействия на экономику. Активное использование регламентирующей роли финансов, производимой экономическими методами воздействия, в частности их контрольной функции – самое важное условие функционирования рыночной экономики.
Само понятие «финансовая система» можно назвать динамичным. Его содержание изменялось и дополнялось в связи с изменением общественного строя страны, в частности по мере развития финансовой науки. В научной и учебно-методической литературе имеются различные подходы к определению понятия «финансовая система».
Таким образом, с точки зрения В.В. Асаула финансовая система представляет собой комплекс финансовых учреждений и финансовых рынков, обеспечивающих с посредством различных финансовых инструментов образование и использование финансовых средств государства, организаций, граждан. Также, денежные институты производят перераспределение ограниченных денежных ресурсов от одних хозяйствующих субъектов к иным. Перераспределение производится с посредством финансовых инструментов[5].
С. Д. Цыпкин предлагает понимать «финансовую систему» в двух значениях. В первом из них данный термин используется в качестве совокупности и взаимосвязи разных групп денежных отношений, каждая из которых имеет свои характерные особенности в аккумуляции и применении финансовых фондов, играет различное значение в общественном воспроизводстве. Во втором значении она используется как комплексность и разветвленная сеть специализированных органов и организаций, производящих непосредственное руководство финансовой деятельностью государства[6].
Можно заключить, что под финансовой системой РФ понимают, в первую очередь, комплексность финансовых институтов и взаимоотношений, каждый из которых благоприятствует образованию и использованию соответствующих финансовых фондов; во вторую, совокупность государственных органов и организаций, производящих в рамках своей компетенции финансовую деятельность. Иначе говоря, каждый институт, либо звено, финансовой системы представляют собой конкретную область финансовых отношений, а денежная система в целом - комплексность различных областей финансовых отношений, в ходе которых формируются и применяются фонды финансовых средств[7].
Формально-правовое понимание денежной системы дает возможность рассматривать её как упорядоченную нормами права комплексность взаимосвязанных правовых отношений, в частности финансовых взаимоотношений, образовывающихся в функциональности органов государственной власти, бюджетных и внебюджетных фондов, кредитных организаций государства и муниципальных образований, субъектов финансовых взаимоотношений. Данные правовые отношения урегулированы таким образом, как это необходимо государству для того, чтобы управлять финансовыми потоками государства. Любое звено денежной системы квалифицируется тем, что обслуживает конкретную область распределения и перераспределения государственного дохода с помощью использования особых форм и методов аккумулирования и использования фондов финансовых средств государства и (или) муниципальных образований[8].
Основополагающие цели и задачи современной денежной политики указаны в Приложении 1.
Следовательно, финансовая система - это трудоемкое денежно-экономическое образование в пределах данного государства, представляющее собой комплексность областей и звеньев денежных отношений, управленческих и финансовых институтов, в частности хозяйствующих отношений между ними. В общем, можно сказать, что роль денежной системы сводится к юридическому регулированию денежных взаимоотношений, так как с посредством денежной системы можно контролировать результативность и соответствие юридической формы экономическому содержанию. В частности, роль денежной системы состоит в том, чтобы с посредством денежных отношений оказывать воздействие на динамику и пропорции общественно-экономического развития государства.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. История развития и структура Министерства финансов РФ
Принято считать, что казначейское дело на Руси возникло ещё в IX веке. Предшественниками Министерства финансов были княжеские казначеи — доверенные советники князя, хранители княжеских прибылей, казны.
В 1512 году во времена правления великого князя Василия III впервые упоминается Казённый приказ. В его управление входило производство и хранение ценностей царской казны, торговые операции для царских нужд, финансирование государственно важных проектов. С 1649 года финансовое право, казначейское дело регламентировались Соборным уложением.
Пётр I преобразовал казначейскую систему России. Вместо приказной была введена коллегиальная система управления. Во главе финансового управления страны был поставлен Сенат. Для заведования доходами государства была создана Камер-коллегия, которая руководила сбором податей, пошлин, недоимок. Во время правления Екатерины II при Сенате была учреждена Экспедиция о государственных доходах, прообраз будущего Министерства финансов.
История Министерства финансов Российской империи начинается 8 сентября 1802 года. В этот день был подписан манифест об учреждении министерств. Министерство финансов Российской империи просуществовало вплоть до февральской революции 1917 года.
С февраля по октябрь сменилось 5 министров Временного правительства. В октябре 1917 года был учреждён Наркомат финансов Республики. На местах создавались местные финансовые органы с высокой степенью автономии. В состав омского правительства также входило министерство финансов, просуществовавшее вплоть до 1920 года.
В 1946 году Наркомат финансов был преобразован в союзно-республиканское Министерство финансов СССР(Минфин СССР), которое объединяло в себе министерства финансов союзных республик СССР, в частности Министерство финансов РСФСР. Вышестоящим органом Минфина РСФСР являлся Совет Министров РСФСР, а органом Минфина СССР — Совет министров СССР.
В ноябре 1991 году Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР. И уже в ноябре 1991 года Министерство финансов СССР было ликвидировано, а его предприятия и организации переведены в подчинение Министерства экономики и финансов РСФСР.
Указом Президента от 19 февраля 1992 года № 156 Министерство экономики и финансов РСФСР было вновь разделено на два министерства — Министерство экономики РСФСР и Министерство финансов РСФСР. Кроме того, 25 декабря 1991 года РСФСР была переименована в Российскую Федерацию.
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.
Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности, представленным на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Структура Министерства финансов РФ
2.2. Организация деятельности Министерства финансов Российской Федерации
Министерство финансов РФ в соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации[9].
Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
Министр финансов Российской Федерации:
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству;
- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
- утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
- утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении;
- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников;