Файл: На тему Министерство финансов РФ (ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные итоги 2018 г. оказались выше прогнозов Минэкономразвития. ВВП, по предварительной оценке, вырос на 2,3% относительно 2017 г.

Основной вклад в прирост валовой добавленной стоимости внесли добывающая промышленность, строительство, финансовая и страховая деятельность, а также сектор государственного управления. Рост совокупного спроса поддерживался ростом цен на нефть: экспорт товаров по итогам 2018 г. почти на треть превысил аналогичный показатель за 2017 г. Прирост инвестиций в основной капитал в 2018 г. по сравнению с прошлым годом составил 4,1%. При этом реальные располагаемые доходы населения выросли лишь на 0,3%. Учитывая, что с 2014 г. эти доходы ежегодно снижались, слабый рост 2018 г. практически не повлиял на их уровень. К началу 2019 г. реальные располагаемые доходы населения составили лишь 90% от уровня 2013 г.

В свою очередь доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам 2018 г. показали рост на 17,1% (с поправкой на потребительскую инфляцию). Всего в бюджеты бюджетной системы РФ поступило 36 916,9 млрд.руб. (табл. 3.1), что оценивается в 35,6% к ВВП.

Таблица 3.1

Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2017-2018 гг.

2017 г.

2018 г.

2018 г.

к 2017 г.

Млрд.руб.

%

к итогу

Млрд.руб.

%

итогу

%

Доходы бюджета

30640,0

100,0

36916,9

100,0

117,1

в т.ч.

Налоговые доходы

19277,6

62,9

23602,0

63,9

119,0

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

6523,9

21,3

7195,0

19,5

107,2

Неналоговые и прочие доходы

4838,5

15,8

6119,9

16,6

122,9

Структура доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018 г. изменилась – вновь за счет нефтегазовых поступлений. Увеличились доли налоговых доходов и неналоговых и прочих доходов в ущерб страховым взносам на обязательное социальное страхование. Удельный вес последних сократился с 21,3% до 19,5%, хотя номинально поступления выросли до 7 195,0 млрд.руб. С поправкой на инфляцию прирост страховых взносов на обязательное социальное страхование составил 7,2% в сравнении с предыдущим годом.


Тем не менее, это значительный рост, особенно, в сравнении со скромными макроэкономическими показателями. Причина заключается в росте номинальной заработной платы, который по итогам 2018 г. оценивается в 109,9%. Вновь наблюдается разрыв между стагнацией реальных располагаемых доходов населения и ростом реальной заработной платы (на 6,8%), превышающем темпы экономического роста.

В структуре налоговых доходов также произошло ожидаемое перераспределение удельных весов. Благоприятная конъюнктура на рынке нефти обусловила опережающий рост поступлений (рис.3.1) от налогов на пользование природными ресурсами (на 44,2%) и налога на прибыль организаций (на 21,1%). В результате удельный вес налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме доходов расширенного бюд-жета РФ вырос с 21% до 26%. Практически весь этот прирост был обеспечен поступлениями от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, т.е. основной выигрыш получил федеральный бюджет.

Рисунок 3.1. Структура расходов бюджета 2018г.

Вместе с тем отмечается и рост тех налогов, которые составляют основу бюджетов субъектов РФ. Помимо налога на прибыль речь идет о налоге на доходы физических лиц, поступления от которого выросли на 9,2%, налогах на имущество (+8,6%) и налогах на совокупный доход (+13,2%).

В 2018 г. возобновился рост расходов бюджетов бюджетной системы РФ после перио-да экономии в условиях рецессии, снижения цен на нефть и экономических санкций. Увеличение расходов было связано с выполнением «майских указов» 2012 г. в преддверии президентских выборов 2018 г. и проведением Чемпионата мира по футболу.

Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018 г. составили 33 880,7 млрд.руб. и выросли на 2,9% в сопоставимых ценах 2017 г. (по индексу потребительских цен).

В 2018 г. (в отличие от предыдущих лет) расходы на социальную политику практически не росли. Их удельный вес снизился с 36,3% в 2017 г. до 35,4% в 2018 г. (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Структура расходов бюджета 2018г.

Статья

млн. Руб.

%, 2018

%, 2017

Изменение

Социальная политика

4 966 417

30,96

30,79

+0,17

Национальная оборона

2 729 151

17,01

17,23

-0,22

Национальная экономика

2 263 802

14,11

12,85

+1,26

Правоохранительная деятельность

1 876 158

11,70

7,71

+3,99

Общегосударственные вопросы

1 224 647

7,64

6,69

+0,95

Обслуживание госдолга

847 976

5,29

4,66

+0,63

Межбюджетные трансферты

767 160

4,78

4,42

+0,36

Образование

619 142

3,86

3,33

+0,53

Здравоохранение

410 021

2,56

2,2

+0,36

Культура, кинематография

93 079

0,58

0,56

+0,02

Охрана окружающей среды

77 973

0,49

0,52

-0,03

СМИ

68 566

0,43

0,46

-0,03

Физическая культура и спорт

56 550

0,35

0,44

-0,09

ЖКХ

39 043

0,24

0,36

-0,12


Значительно выросли расходы на образование, доля которых составила более 10%. Если в 2017 г. эти расходы составляли в 3 264,2 млрд.руб., то по итогам 2018 г. они возросли до 3 668,6 млрд.руб. или на 9,2% от уровня 2017 г. в сопоставимых ценах. Доля расходов на здравоохранение также выросла с 8,8 до 9,8%, благодаря увеличению финансирования по данному направлению на 14,2% в реальном выражении. Финансирование национальной обороны и национальной экономики снижалось, а расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность почти не изменились. Таким образом, в 2018 г. была продемонстрирована смена приоритетов бюджетной политики, заявленная Президентом и утвержденная Законом «О федеральном бюджете на 2018 год…» на очередной трехлетний период (рис. 3.2).

Рисунок 3.2. Структура расходов бюджета 2018г.

Незапланированный рост доходов обеспечил профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в размере более трех триллионов руб., т.е. почти 3,0% ВВП. Почти 90% профицита традиционно приходится на долю федерального бюджета.

Все это создает основу для достижения государственных целей развития, поставленных Президентом. В предыдущем году была в частности, проделана подготовительная деятельность в данном направлении: создана ресурсная база для государственных проектов, приняты соответствующие изменения в налоговом законодательстве, с целью повышения финансового обеспечения инфраструктуры увеличен объём государственных заимствований, сформирована система мониторинга реализации мероприятий государственных, федеральных и региональных проектов [11].

Какие тут стоят задачи на этот год?

Первое – предсказуемость условий, прежде всего экономических, финансовых, налоговых. Тут уже большая часть работы проделана: разработаны бюджетные правила, утверждены основные параметры налоговой системы, установлены правила индексации тарифов. Необходимо еще сформировать прозрачную систему неналоговых платежей.

Во-вторых, сокращение издержек и возможных рисков для бизнеса. Что здесь необходимо сделать? Нужно возвратить наш бизнес в государственную юрисдикцию. С этой целью в этом году разработано предложение о продлении амнистии капитала ещё на один год с её распространением на субъекты, которые переводят свой капитал из зарубежных юрисдикций в наше государство.

Вторая задача – это сокращение издержек и рисков в области валютного регулирования. В этом году нужно изменить законодательство, чтобы уже со следующего года отменить действующие требования по репатриации экспортной валютной выручки в рублях относительно несырьевого экспорта, а в отношении сырьевого предусмотреть поэтапное упразднение данной нормы к 2024 году.


Следующая задача представляет собой сокращение нагрузки на частных бизнесменов. И Вы такую задачу тоже сформулировали, о том, чтобы распространить налог на профессиональный доход, который на сегодняшний день действует лишь в четырёх субъектах, на все другие регионы государства начиная с 2020 года.

Третий блок представляет собой это создание оптимальных конкурентных условий. Что здесь нужно делать? Устранять конкурентное преимущество, которое на данный момент есть ещё у теневого сектора, на что направляем деятельность по улучшению администрирования налогов. Нужно использовать инновационные технологии, действовать с базами больших данных, которые уже дали возможность в значительной мере продвинуться в данном направлении.

Также представлено предложение по внедрению риск-направленных подходов в администрировании. Это дает возможность и улучшить комфортность деятельности для добросовестного бизнеса, и, напротив, сформировать дополнительный управленческий контроль, точки контроля для того бизнеса, который на сегодняшний день располагаются ещё в серой зоне.

Четвёртый блок представляет собой всяческое содействие реализации определённых инвестиционных проектов. Для этого мы находимся в непрерывной связи с нашими частными бизнесменами, сформирована специализированная площадка, функционирует особая группа наряду с РСПП, тут рассматриваются определенные предложения, которые создают преграды в инвестировании денежных средств по определенным проектам. На данной основании разработан законодательный проект о защите и поощрении капитальных вложений и развитии инвестиционной деятельности.

Следующая задача Министерства финансов – это концентрация ресурсов на приоритетных национальных целях. Нацпроекты – не единственный инструмент достижения национальных целей. Если посмотреть, сколько у нас ресурсов тратится за шесть лет реализации нацпроектов, то это 13,2 трлн рублей из федерального бюджета, чуть больше 18 трлн рублей – с бюджетами субъектов Российской Федерации, а если посмотреть все ресурсы, которые есть в распоряжении государства, то за шестилетний период это 118 трлн рублей федеральных денег и больше 240 – вместе с субъектами Российской Федерации. Ресурс огромен, и сейчас стоит задача инвентаризации тех мероприятий государственных программ на предмет их вклада в достижение национальных целей, которые определены в указе Президента.

В этой связи требуется упростить процедуру формирования и корректировки государственных программ, перевести их в форму электронных документов, вообще повысить качество и отдачу от государственных программ в том ключе, в котором мы сегодня работаем в рамках национальных проектов. Принципы проектного управления следует распространить и на государственные программы.


В этом году необходимо сформировать соответствующую методологическую и нормативную базу, чтобы в следующем уже приступить к реализации программного принципа, основанного на проектном подходе. То есть мы предлагаем, Дмитрий Анатольевич, перевести работу по госпрограммам в таком же ключе, как мы сегодня работаем и по национальным проектам. Это наша вторая ключевая задача, которая должна быть решена в текущем году.

Следующая задача – повышение операционной эффективности бюджетных расходов. Эту задачу мы будем решать следующими путями.

Первое – через проведение обзоров бюджетных расходов. Что такое обзор? Это детальный анализ расходов, который позволяет выявить актуальность норм и правил, которыми мы руководствуемся при определении наших обязательств. Это более прозрачное формирование цены контракта и устранение возможности её завышения, это дифференциация идентичных расходов различных госорганов, сравнение и на основе этого подготовка предложений по эффективности расходов.

Второе – это, конечно, госзакупки. Планируем подготовить и наполнить каталог товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Что это даст? Это позволит задать стандарты нормирования количественных и качественных характеристик таких государственных нужд.

Следующее направление в этой задаче – это оценка эффективности налоговых расходов. Здесь в текущем году стоит задача на федеральном уровне утвердить общие требования и сформировать на их основе индивидуальные методики оценки эффективности по каждой группе налоговых расходов, а на уровне регионов начать учитывать эти оценки в составе наших межбюджетных отношений.

Нельзя не остановиться и на задаче эффективности органов государственного управления. При современных уровнях информатизации есть потенциал сокращения количества государственных служащих. Выделение функции бухгалтерии федеральных органов исполнительной власти, её специализация на базе Федерального казначейства – это лишь часть проводимой нами работы. Задача на этот год – сформировать реестр функций федеральных органов исполнительной власти, выделив из них те, которые не относятся к публично-властным и подлежат специализации или передаче на аутсорсинг. Такие примеры действуют в целом ряде наших служб (это Федеральное казначейство, Налоговая служба), и мы видим эффект от таких действий.

Следующая задача (речь идёт о достижении одной из национальных целей) – это обеспечение работы финансовой системы как источника для инвестиций. Что мы здесь предусматриваем делать? Повышать объёмы долгосрочных сбережений и системы пенсионных накоплений. Такую задачу мы ставили уже на этот год, часть задачи была решена, мы продвинулись, подготовили соответствующий законопроект, который предусматривает создание базы для индивидуального пенсионного капитала.