Файл: Особенности коммуникаций в организации (Понятие организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
Характеристика коммуникаций (см. табл. 1)
Табл. 1
Тип коммуникаций |
Этапы процесса коммуникаций |
Каналы коммуникаций |
Межличностные |
Зарождение идеи или отбор информации |
Устная передача |
На основе письменного общения |
Выбор канала передачи информации |
Совещания |
Формальные |
Передача сообщения |
Телефонные переговоры |
Неформальные |
Интерпретация сообщения получателем |
Письменная передача |
Вертикальные |
Реализация сообщения |
Служебные записки |
Горизонтальные |
Отчеты |
|
Вербальные |
Электронная почта |
|
Невербальные |
Компьютерные сети |
Формирование коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица. [5, c. 189]
Почти все мы - члены одной или нескольких организаций. Большинство согласится с тем, что именно коммуникация оживляет организационную структуру. Один из первых теоретиков организационного поведения Ч. Барнард отмечал, что в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью определяются средствами коммуникации. Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, имеющим важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или общества, и что она образует самую суть социальной системы или организации. Г. Саймон дал, пожалуй, наиболее всеобъемлющую формулировку: "Применительно к любому процессу администрирования нужно задать следующий вопрос: как этот процесс влияет на решения индивида? Без учета коммуникации ответ будет состоять лишь в том, что он вообще не оказывает на них никакого влияния". [15, c. 74]
Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, это важный рабочий инструмент для обеспечения восприятия индивидами своих организационных ролей и для интеграции организационных подразделений. С позиций теории открытых систем организация представляется развитой сетью каналов коммуникации, которые спроектированы для сбора, систематизации и анализа информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду. Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. [15, c. 75]
Коммуникации в организациях и между организацией и ее средой вместе составляют то, что называется организационной коммуникацией. Приступая к разъяснению основных понятий, используемых для описания процесса коммуникации между людьми, следует отметить, что коммуникационный процесс в организации, как правило, является упорядоченным и обусловленным определенной регламентацией и предсказуемостью. [15, с. 76]
Важную роль в процессе управления играют коммуникации:
1. Между организацией и средой. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций со своим внешним окружением. С имеющимися и потенциальными клиентами они сообщаются с помощью рекламы и других средств стимулирования. В отношениях с общественностью формируют определённый образ, имидж организации на местном, общенациональном и международном уровнях. Организациям приходится подчинятся государственному регулированию и готовить в этой связи различные письменные отчеты. Это лишь немногие примеры способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения. Собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчёты, циркулирующие внутри организации, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.
2. Коммуникации руководитель-подчинённый. Наиболее очевидны коммуникации в отношениях между руководителем и подчинённым. Примерами обмена информации между руководителем и подчинённым служат: постановка задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечение вовлечения в решения задач подразделения; обсуждение проблем эффективности работы; вознаграждение с целью мотивации; развитие способностей подчинённых; сбор информации о назревающей или существующей проблеме и т.д.
3. Коммуникации между руководителем и его рабочей группой позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность думать о новых задачах и приоритетах группы, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных последствиях, о недавних проблемах, достижениях, предложениях рационализаторского характера. Иногда рабочая группа может собираться без руководителя для обсуждения проблем. Это повышает удовлетворённость сотрудников своей работай. [2, c. 52]
Коммуникация считается успешной, если человек, получивший информацию понимает смысл её содержания, и это понимание адекватно тому смыслу, который в неё вкладывает отправитель. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.
Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами.
Различают коммуникационные барьеры макро- и микроуровня.
Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом. К ним относятся: перегрузка информационных сетей и искажение информации; потребность во все более сложной информации; интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков.
Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. К ним относятся: отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату); отношение адресата к источнику информации; восприятие получателем информации многозначных слов; отсутствие обратной связи. [5, C. 190]
Таким образом, коммуникации - это связующие нити, которые объединяют взаимосвязанные и взаимозависимые части организации. Как только коммуникация приостанавливается, организованная деятельность прекращает свое существование. Вместо нее вновь возникает нескоординированная деятельность индивидов.
Коммуникация является не только существенным элементом внутреннего функционирования организации, но и играет жизненно важную роль в обмене информацией между организацией и средой.
1.3 Внутренние коммуникации
Внутренние коммуникации - это любые коммуникации внутри организации. Они могут быть устными или письменными, непосредственными или виртуальными, личными или групповыми. Эффективные внутренние коммуникации всех направлений - сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали - это одна из основных задач любой организации. Хорошая внутренняя коммуникация позволяет установить ролевые взаимодействия и распределить ответственность работников
Коммуникацию часто определяют как обмен информацией. Это всегда диалог. Диалог, в котором может участвовать большое количество людей. В структуре организации требование двусторонней коммуникации означает способность менеджмента прислушиваться к работникам, и верно интерпретировать передаваемые им сообщения. Это позволяет определить сильные и слабые стороны производственного процесса, и соответственно
Внутреннюю коммуникацию нельзя однажды установить и забыть об этом. Процесс должен постоянно поддерживаться и изменяться в соответствии с развитием организации. Методы налаживания внутренних коммуникаций разрабатываются все более детально, в зависимости от разных групп интересов, которые существуют в организации, и особенностей построения их взаимодействия, пересечения сфер деятельности.
Во внутренних коммуникациях важны суть, каналы и даже форма информации. Форма очень сильно влияет на сообщение, один и тот же факт можно сообщить так, что он будет воспринят в негативном или позитивном ключе, оставит людей равнодушными или, напротив, вызовет интерес. Если компания вкладывает огромные средства и применяет самые передовые технологии для того, чтобы обеспечить себе PR - то есть отношения с общественностью - то она должна столь же внимательно относиться и к внутренним отношениям. Самое сложное - найти нужный баланс между коммуникацией «сверху вниз» и «снизу вверх», чтобы демократичность и восприимчивость менеджмента к новым идеям не влияла на исполнительность и дисциплинированность сотрудников.
Признаки хорошей внутренней коммуникации: [17, с.186]
- Информативность - это должен быть не просто набор слов, а что-то, что как-то повлияет на работу.
- Лаконичность.
- Независимость и беспристрастность - любая ложь или недосказанность все равно рано или поздно вскроются.
- Ясность - сообщение должно быть составлено с учетом восприятия тех, кому оно предназначено.
- Своевременность. Сотрудники должны получать необходимую информацию раньше, чем она выходит за пределы фирмы и предоставляется клиентам, партнерам, конкурентам.
Те, кто занимаются установлением внутренних коммуникаций, должны обладать следующими качествами:
- Способность к диалогу.
- Честность.
- Открытость - что подразумевает умение говорить с любой аудиторией и выслушать любое предложение.
Среди неформальных коммуникационных сетей можно выделить психологическую структуру. [19, с.175]
Она характеризует роли участников коммуникационного процесса. Правильный, психологически аргументированный подбор исполнителей ролей является важным фактором, обеспечивающим необходимые потоки информации. Американские ученые, изучая различные варианты коммуникативных моделей, выделили четыре типа «коммуникаторов» в организации:
- «сторож» — работник, контролирующий прохождение информации к другим работникам. Чаще всего эту роль играют секретари, операторы телефонных станций, диспетчеры и т.д.;
- «лидер мнений» — работник, оказывающий влияние на мнения и поведение других работников. Это может быть неформальный лидер, чье мнение противоречит официальному;
- «связной» — работник, служащий связующим звеном между различными группировками;
- «пограничник» — работник, имеющий высокую степень связей с внешней средой.
Фактически, отдел внутренних коммуникаций становится модератором взаимодействий между руководством и сотрудниками. Он отвечает за поддержание в рабочем состоянии определенного количества каналов коммуникации, например, таких, как: - конференции;
- регулярные собрания;
- внутренняя email-рассылка;
- доски объявлений;
- внутренний веб-сайт (интернет);
- неформальные встречи, на которых работники могут поговорить с начальством напрямую.
Чтобы установить коммуникацию с работниками, руководство использует разные подходы:[5]
Нацеленный подход - коммуникация устанавливается с четко определенной целевой аудиторией. Чем более точно составлено сообщение, тем больше вероятность его верного восприятия. Главная ошибка - это считать, что информация передается только с помощью слов и что получатель просто пассивно принимает сообщение.
Круговой подход - коммуникация устанавливается с помощью хороших человеческих отношений, а также работы над тем, чтобы каждый сотрудник получал удовольствие от работы. Такую систему можно установить только через длительные и открытые дискуссии. Предполагается, что сущность коммуникации - в достижении взаимопонимания. Проблемы возникают из-за неправильного представления о том, что понимание приводит к соглашению, и в этом единственная цель общения. Необязательно разделять точку зрения человека, чтобы уважать ее и учитывать в работе.
Подход активного действия - коммуникация устанавливается посредством практических действий, в которых необходимо понимание и интуиция. Подход основывается на том принципе, что коммуникация - это координация значений, понимание общих правил и распознавание образов.
Таким образом, внутренние коммуникации – это жизненно важное звено между руководителем и подчиненными, которое являются инструментом внутрисистемной координации и помогает получать информацию на всех уровнях управления. Исследования различных организационных структур показывают, что коммуникация играет важную роль в развитии организации как целостного организма. Каждый руководитель заинтересован в улучшении коммуникации. С помощью коммуникации реализуются цели организации, проводятся новые идеи, мотивация, осуществляется контроль за поведением членов группы. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и воли руководителя.