Файл: Методологические основания прикладных маркетинговых исследований (Базовые понятия маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Базовые понятия маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований
1.2 Методологические основы маркетинговых исследований
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВАНЮШКИНЫ РАДОСТИ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Ванюшкины Сладости»
2.2 Анализ комплекса маркетинга кондитерской фабрики
2.3 Анализ макросреды кондитерской фабрики, анализ конкурентных позиций
Предприятие поставляет кондитерскую продукцию в различные магазины Пензы и области, а также в магазины Поволжского региона:
- «Караван» - сеть магазинов;
- «Пятерочка» - сеть магазинов;
- «Спар» - сеть магазинов;
- «Магнит» - сеть магазинов;
- «Лента» - сеть магазинов;
- «Продукты моего района» - сеть магазинов;
- «Продукты 24» и пр.
Также предприятие имеет несколько собственных точек реализации.
Проанализируем рыночные возможности в ООО «Ванюшкины Сладости». В ООО «Ванюшкины Сладости» заключило долгосрочные договоры на поставку продукции из Мокшана, Саратова и Саранска.
Основные поставщики ООО «Ванюшкины Сладости» представлены в таблице 2.
Закупки сырья и материалов широко диверсифицированы, на крупнейший поставщиков приходится 20% - ООО «Мукоград», Саратова, и 8,1% - ООО «Наседка», г. Пенза - от общего объема закупок в среднем в месяц, на первых десять поставщиков – 43,1%. Условия платежей по договорам поставки, как правило, предусматривают предварительную оплату или оплату по факту погрузки, что улучшает взаимоотношения с поставщиками и способствует дисциплине поставок.
Таблица 2 - Крупнейшие поставщики ООО «Ванюшкины Сладости»
Наименование поставщика |
Закупаемая продукция |
Доля в закупках, % |
Пред-оплата, % |
По факту отгрузки, % |
Отсрочка 3 мес. |
ООО «Наседка», г. Пенза |
Яйца, продукция животноводства |
10,50 |
50 |
0 |
50 |
ОАО «Молком», г. Пенза |
Молоко, молочная продукция |
2,30 |
40 |
60 |
0 |
ООО «Мукоград», Саратов |
Мука, смолы |
20 |
0 |
100 |
0 |
ООО «ОптовыйСахар», Саранск |
Сахар, нуга и пр |
3,50 |
50 |
50 |
0 |
ООО «СтройТорг», Саратов |
Мебль для произвосдства |
1,40 |
50 |
0 |
50 |
ООО «Механизатор», Саратов |
Стеллажная печь, машина отсадочная, мукопросеиватель и пр. оборудование для производства |
1,30 |
100 |
0 |
0 |
ООО «ЭлектроБаза», Пенза |
Лампочки, встраиваемые осветительные приборы |
1,20 |
50 |
50 |
0 |
ООО «Лилия», Пенза |
Оборудование для производства |
2 |
50 |
50 |
0 |
ООО «Для Вас», Саранск |
Разрыхлитель, корица молотая, имбирь молотый, ванилин, лимонная кислота и пр |
3,10 |
0 |
100 |
0 |
Итого: |
45,50 |
Таким образом, предметом деятельности общества является производство кондитерских изделий и торговля. ООО «Ванюшкины Сладости» осуществляет следующие виды деятельности:
производственная деятельность;
коммерческая, торгово - закупочная деятельность;
предоставление персональных услуг;
любые другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ. Целями деятельности ООО «Ванюшкины Сладости» являются насыщение рынка товарами и услугами, получение прибыли.
2.2 Анализ комплекса маркетинга кондитерской фабрики
Модель маркетинг — микс (marketing mix model) или также называемый комплекс маркетинга является основным элементом любой бизнес стратегии. Для рынка услуг подходит модель 7Р, включающая в себя product, price, place, promotion, process, people, physical evidence.
1. Продукт
Продукт в маркетинге - это решение, предлагаемое фирмой своему потребителю как средство удовлетворения его потребностей (или носитель ценности для потребителя) [17]. Т.е. все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей потенциальных клиентов. Зачастую ошибочно в маркетинге термин "продукт" приравнивается к термину "товар" - это некорректно. Продукт является более широким понятием - оно включает в себя как сам материальный предмет (товар), так и неосязаемую часть - например, услуги при продаже, гарантийные обязательства и даже главную идею бренда, под которым выпущен. Более того - термин "продукт", равно как и полный инструментарий управления продуктами может использоваться даже применительно к самим услугам при отсутствии материальных товаров [18].
Как было сказано ранее, ООО «Ванюшкины Сладости» – предприятие, которое занимается деятельностью в сфере продажи и производства кондитерских изделий. Проанализируем структуру ассортимента предприятия. На рисунке 4 представлена структура ассортимента ООО «Ванюшкины Сладости», 2017 г. Данная структура корректируется в зависимости от спроса на продукцию (например, если низкий спрос на вафли и высокий – на печенья, предприятие переходит на более интенсивный выпуск печенья, и пр.). В целом, ассортимент предприятия представлен достаточно широко, в 2017 году основной процент товарного ассортимента ООО «Ванюшкины Сладости» составлял печенье – 39,1%.
Рисунок 4 – Структура ассортимента ООО «Ванюшкины Сладости», 2017 г.
Как видно из рисунка 4 – структуры ассортимента ООО «Ванюшкины Сладости» за 2017 год, основной процент товарного ассортимента составляет печенье – 39,1%; 17,4 % приходится на торты и пирожные; 12,8 % составляют пряники, коврижки; 11,7 % составляет сегмент вафель; 11,4 % – кексы, бабы, рулеты; остальные 6,5 % приходится на долю галет и крекеров. Таким образом, ассортимент предприятия ООО «Ванюшкины Сладости» представлен достаточно широко.
Рассмотрим основной продукт ассортимента ООО «Ванюшкины сладости»- печенье. Продукт в настоящее время проходит 2 стадию жизненного цикла, стадию роста (рисунок 5). Исходя из чего, ориентируясь на матрицу «Бостон консалтинг групп», можно сделать вывод, что печенье «трудным ребенком». Товар имеет слабое воздействие на рынок в условиях развивающегося рынка. Для него характерны слабая поддержка потребителями и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Поэтому необходимо интенсифицировать усилия компании на создание конкурентных преимуществ, а именно повышение качества и сокращение себестоимости за счет совершенствования технологий производства и модернизации оборудования.
Рисунок 5 - Жизненный цикл основного товара - печенья
2. Цена
Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги. На уровень конечной стоимости продукции влияют факторы, зависящие и не зависящие от предприятия. Прайс- лист цен на товары (фрагмент) представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 - Прайс- лист цен на товары (фрагмент)
В стоимость готового продукта входят расходы на:
1) сырье и материалы;
2) возвратные отходы;
3) тара и тарные материалы;
4) энергия на технологические цели;
5) заработная плата производственных рабочих;
6) отчисления на социальное страхование;
7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
8) цеховые расходы;
9) потери от брака;
10) прочие производственные расходы;
11) транспортные расходы на вывоз продукции.
Все это формирует наценку в более чем 45% от готового продукта. Тем не менее, такое большое количество факторов, влияющих на цену, позволяют производить качественный продукт, способный конкурировать на рынке.
3. Сбыт
Объект исследования ООО "Ванюшкины Сладости", расположенное по адресу: Пензенская обл., с.Засечное, ул.Механизаторов 23 Телефон/факс для общих вопросов: 8(8412) 93-45-44.
Предприятие поставляет кондитерскую продукцию в различные магазины Пензы и области, а также в магазины Поволжского региона:
- «Караван» - сеть магазинов;
- «Пятерочка» - сеть магазинов;
- «Спар» - сеть магазинов;
- «Магнит» - сеть магазинов;
- «Лента» - сеть магазинов;
- «Продукты моего района» - сеть магазинов;
- «Продукты 24» и пр.
Также предприятие имеет несолько собственных точек реализации.
Стратегические и тактические задачи предприятия в ООО «Ванюшкины Сладости» заключаются в формировании спроса на товар, который непосредственно зависит от уровня цены. Можно установить высокую "престижную" цену, ориентируя покупателя на качество и особую полезность для него товара. Возможно установление максимально низкой цены для ускорения продаж и расширения рыночного сегмента.
С помощью маркетинга в ООО «Ванюшкины Сладости» решает такие проблемы: как лучше донести до потенциальных покупателей достоинства товара; какими каналами сбыта воспользоваться для его реализации; как выбрать оптимальный момент выхода на рынок; как предвидеть варианты поведения конкурентов.
4. Продвижение
В настоящее время предприятие использует достаточно широкую сеть продвижения, от рекламы по радиостанциям до продвижения в сети интернет.
5. Персонал
На данный момент штат сотрудников ООО «Ванюшкины Сладости» составляет 48 человек. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Организационная структура ООО «Ванюшкины Сладости»
Рассмотрим функции некоторых подразделений ООО «Ванюшкины Сладости». Бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской отчётности, расчёты всех видов выплат работникам ООО «Ванюшкины Сладости». Работники бухгалтерии также оказывают методическую помощь работникам планово-экономического отдела по вопросам бухгалтерского учёта, контроля, отчётности и экономического анализа, выявляют внутрихозяйственные резервы.
Главный инженер ООО «Ванюшкины Сладости» руководит деятельностью производственных служб ООО «Ванюшкины Сладости», определяет технологию производства, техническую политику в целом, контролирует результаты работы различных производственных подразделений, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчинённых подразделениях, обеспечивает эффективность производства и задает вектор развития в целом.
Фабричная лаборатория занимается разработкой рецептур кондитерской продукции, контролем качества произведенной продукции, исследует сырье и готовые изделия, определяет влажность начинок и продукции и пр.
Заведующий производством:
осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью подразделения;
корректирует технологию производства, техническую политику в целом;
поддерживает, контролирует ассортимент продукции, обеспечивает своевременные закупки производственного сырья, планирует оптимальный размер заказа, поставки;
контролирует результаты работы производственных подразделений, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчинённых подразделениях и пр.
6. Покупатели.
Проведём анализ покупателей, сегментацию рынка. Проведем анализ потребительских предпочтений ООО «Ванюшкины Сладости». Сегментация покупателей представлена на рисунке 8. Известно, что реализация товара происходит лишь в случае, если покупатель является платёжеспособным, а товар – необходимым. Поэтому спрос называют «платёжеспособной потребностью». Обеспечение конкурентоспособности предприятия невозможно без создания конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества магазина «Ванюшкины Сладости» – высокое качество кулинарной продукции, использование, в большинстве своем, натуральных продуктов, умеренные цены, высокая квалификация обслуживающего персонала.
Рисунок 8 – Потребительские группы магазина «Ванюшкины Сладости»
Потребительские группы физических лиц ООО «Ванюшкины Сладости» представлены на рисунке 9. Как показывает проведенный анализ, основной сегмент потребителей ООО «Ванюшкины Сладости» – физические лица – 59% и оптовики – 41%. Сегментация по роду деятельности показывает, что в приоритете рабочие – 33%, на втором и третьем месте пенсионеры – 19% и студенты – 16%, управленческий персонал и государственные служащие составляют 13 и 10% соответственно, на иные категории также приходится 10%.
Рисунок 9 – Потребительские группы ООО «Ванюшкины Сладости»
Таким образом, мы провели анализ покупательских предпочтений, сбытовой политики, ценовой политики, а также анализ структуры ассортимента ООО «Ванюшкины Сладости».