Файл: Методологические основания прикладных маркетинговых исследований (Базовые понятия маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Базовые понятия маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований
1.2 Методологические основы маркетинговых исследований
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВАНЮШКИНЫ РАДОСТИ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Ванюшкины Сладости»
2.2 Анализ комплекса маркетинга кондитерской фабрики
2.3 Анализ макросреды кондитерской фабрики, анализ конкурентных позиций
2.3 Анализ макросреды кондитерской фабрики, анализ конкурентных позиций
1. Политико-правовые факторы: для предприятия важным политическим фактором является поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства, налоговое стимулирование и пр[19]. Также важным фактором политического характера будет замещение импортной продукции отечественной, и в пример этому можно привести Российское продовольственное эмбарго.
2. Экономические факторы
Рост кредитных ставок и девальвация рубля сильно испортили экономику кондитерской отрасли. Самым серьезным фактором здесь стало резкое подорожание сырья и сокращение объемов продаж. В условиях сокращения объема заказов, задержек с платежами и высоких процентных ставок по кредитам, финансовое положение кондитерской отрасли на столько ухудшилось, что многим компаниям уже не под силу не только покупать новую технику взамен изношенной, но даже исправно вносить лизинговые платежи. К концу 2016 года количество прибыльных компаний кондитерской отрасли, по данным Росстата, заметно сократилось, а число убыточных выросло.
Основные экономические факторы:
- Уровень цен и заработной платы играет наиболее важную роль. А также макроэкономические факторы:
- Мировой экономический кризис
- Государственная поддержка банковского сектора
- Спад деловой активности
- Высокий уровень безработицы.
- Уровень цен и заработной платы.
3. Социальные факторы:
Уровень индивидуального дохода играет решающую роль в данном факторе, а также:
- Сильное расслоение общества по доходам.
- Динамика изменения населения по возрасту (например, высокий уровень смертности оказывает негативное влияние на продажи предприятия).
- Динамика изменения населения по уровню образования.
- Уровень индивидуального дохода играет решающую роль в данном факторе, поскольку со снижением дохода падает покупательская способность.
4. Технологические факторы: Из технологических факторов наибольшую роль сыграли инновации. А также:
Необходимость в квалифицированном персонале
Моральное устаревание оборудования
Уровень использования информационных технологий.
Исходя из всех вышеперечисленных факторов можно сделать вывод о том что, так или иначе каждый фактор (кроме технологического) взаимосвязан, где связью является Российское продовольственное Эмбарго, и падение покупательской способности в следствие кризиса, предприятию ничто не остается делать кроме наблюдения за политической обстановкой, и ожидания того, что что-то изменится в лучшую сторону. Единственный фактор, где предприятие сделало свой выбор – это технологический
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность товара [20].
Произведём оценку конкурентоспособности предприятия, оценим ёмкость рынка. На величину влияют многие факторы – социальные, национальные, культурные, климатические, главными из которых являются экономические. Доля рынка рассчитывается по формуле (1):
D = (Пр/О) × 100%, (1)
где Пр – объём продаж данного магазина в городе;
О – общий объём реализации однотипных товаров.
Позиции основных сопоставимых конкурентов ООО «Ванюшкины Сладости» представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Позиции основных, сопоставимых по объемам производства, конкурентов ООО «Ванюшкины Сладости»
Наименование предприятия |
Объём реализации, тыс. шт. в год |
Доля, % |
ООО «Ванюшкины Сладости» |
1100 |
16% |
ОАО «Слайс, Кондитерская фабрика» |
1500 |
23% |
ООО «Славия» |
900 |
13% |
ОАО «Морозко» |
2300 |
33.3% |
ООО «Кондитербург» |
1000 |
14.7% |
Итого |
6800 |
100% |
По результатам можно сделать вывод о том, что данное предприятие находится на 3-м месте. Расширение ассортимента продукции и улучшение ее качества, обеспечит возможность занять лидирующую позицию на рынке к концу 2017 г.
Известно, что реализация товара происходит лишь в случае, если покупатель является платёжеспособным, а товар – необходимым. Поэтому спрос называют «платёжеспособной потребностью». Обеспечение конкурентоспособности предприятия невозможно без создания конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества магазина «Ванюшкины Сладости» – высокое качество кулинарной продукции, использование, в большинстве своем, натуральных продуктов, умеренные цены, высокая квалификация обслуживающего персонала.
Проведем исследование конкурентных позиций. Анализ конкурентов проведен на основе экспертных оценок. В опросе принимали участие 7 экспертов – специалисты в области качества (2 чел.), специалисты в области маркетинга (3 чел.), аналитики (2 чел). Эксперты оценивали каждый параметр по мере улучшения оценка – от минимальной к максимально высокой. Результаты были просуммированы и отразили абсолютную силу бизнеса (конкурентоспособность) по каждому конкуренту.
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность товара. Основными сопоставимыми по объемам производства конкурентами нашего предприятия являются ОАО «Слайс, Кондитерская фабрика», ОАО «Морозко», ООО «Кондитербург».
Сравнительная характеристика конкурентов представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Сравнительная характеристика конкурентов ООО «Ванюшкины Сладости»
Факторы определяющие успех предприятия |
Оценка (от 0 до 10) |
|||
ООО «Ванюшкины Сладости» |
Конкуренты |
|||
ОАО «Слайс, Кондитерская фабрика» |
ОАО «Морозко» |
ООО «Кондитербург» |
||
Качество продукции |
9 |
10 |
10 |
8 |
Престиж торговой марки |
8 |
10 |
10 |
7 |
Уровень цен |
9 |
10 |
8 |
9 |
Контроль свежести и срока годности кулинарной продукции |
9 |
10 |
9 |
8 |
Наличие сильных поставщиков |
9 |
10 |
10 |
8 |
Покупательский потенциал |
9 |
10 |
8 |
9 |
Финансовый потенциал |
9 |
10 |
9 |
8 |
Местонахождение магазинов сбыта |
9 |
10 |
6 |
7 |
Квалификация рабочего персонала |
9 |
9 |
10 |
9 |
Дизайн кондитерской продукции |
10 |
10 |
10 |
10 |
Коммуникационная политика |
9 |
9 |
5 |
9 |
Условия хранения продукции |
10 |
8 |
8 |
9 |
Система скидок |
9 |
10 |
10 |
9 |
Рекламная политика фирмы |
7 |
9 |
8 |
10 |
Наличие постоянных покупателей бренда |
9 |
9 |
10 |
9 |
Развёрнутый анализ конкурентов представлен в таблице (по 5-ти бальной шкале) представлен в таблице 7. При развернутом анализе конкурентов учинены результаты анкетирования покупателей, проведенное на предприятиии. Как показывает проведенный анализ конкурентных позиций, лидирующие позиции занимают ОАО «Слайс, Кондитерская фабрика» и ОАО «Морозко» по показателям качества продукции, наличию сильных поставщиков, и по развитой системе скидок. В таблице 6 представлен развёрнутый анализ (по 5-ти бальной шкале).
Таблица 6 – Развёрнутый анализ (по 5-ти бальной шкале)
Критерий |
Объект исследования: ООО «Ванюшкины Сладости» |
Конкурент 1: ОАО «Слайс, Кондитерская фабрика» |
Конкурент 2: ООО «Кондитербург» |
Конкурент 3: ОАО «Морозко» |
1. Имидж фирмы |
3,5 |
3,9 |
3,1 |
3,7 |
2. Доля рынка |
2,8 |
4,2 |
2,6 |
3,5 |
3. Уровень качества товаров |
4,5 |
4,8 |
3,9 |
4,3 |
4. Ассортимент |
3 |
4,1 |
2,9 |
4 |
5. Наличие и уровень обслуживания покупателей |
4,7 |
4,6 |
3,8 |
4 |
6. Соблюдение срока годности и свежести продукции |
4,8 |
3,6 |
2,1 |
3,2 |
7. Уровень цен |
3 |
3,2 |
3 |
3,1 |
8. Процент скидки с цены |
3 |
2,8 |
2,9 |
3 |
9. Формы и сроки платежа |
4 |
5 |
3,6 |
3,4 |
10. Система распределения |
2,9 |
4,7 |
3,1 |
3,5 |
11. Сроки поставки |
3,8 |
3,9 |
2,9 |
3,1 |
12. Реклама |
2,2 |
4 |
2,3 |
3 |
13. Методы стимулирования сбыта |
3,3 |
3,7 |
3 |
3,5 |
14. Месторасположение точек сбыта |
3,9 |
4,1 |
3,4 |
4 |
15. Коммерческие результаты на выставках |
2,6 |
4,8 |
2,3 |
4,4 |
16. Доступность информации о предприятии |
3,8 |
5 |
3,4 |
4 |
Итого |
55,8 |
66,4 |
48,3 |
57,7 |
Итак, относительная конкурентоспособность магазина «Ванюшкины Сладости»:
- По отношению к конкуренту «Слайс, Кондитерская фабрика»: 55,8/66,4 = 0,84. Коэффициент меньше 1, следовательно, предприятие «Ванюшкины Сладости» менее конкурентоспособно по отношению к «Слайс, Кондитерская фабрика» вследствие более низкого имиджа, ассортимента, места нахождения ОАО, системы скидок и уровня рекламы и т.д.
- По отношению к ООО «Кондитербург»: 55,8 / 48,3 = 1,16. Коэффициент больше 1, следовательно, предприятие «Ванюшкины Сладости» более конкурентоспособно в виду более высоких оценок экспертов по следующим параметрам: уровень цен, доля рынка, потенциал, наличие и уровень сервисного обслуживания и т.д.
- По отношению к конкуренту ОАО «Морозко»: 55,8 / 57,7 = 0,97. Коэффициент меньше 1, следовательно, предприятие «Ванюшкины Сладости» менее конкурентоспособно по отношению к магазину ОАО «Морозко».
Проведем более углубленно анализ конкурентоспособности ООО «Ванюшкины Сладости». Проведем анализ интенсивности конкуренции по модели 5 сил Портера. В таблице 8 по 5-балльной шкале оценены все конкурентные силы и выставлены средневзвешенные оценки: 5 – грубая, 4 – жесткая, 3 – устойчивая, 2 – умеренная, 1 – слабая.
Таблица 7 – Интегральная оценка интенсивности конкуренции в отрасли