Файл: Роль бизнес-моделирования в индивидуальном предпринимательстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследуемой темы работы обусловлена тем, что для успешного осуществления бизнес-деятельности необходимо проводить анализ возможностей, сбыта и изучения бизнес-ситуаций, которые влияют на деятельность предпринимателя.

На сегодняшний день многие бизнес-проекты испытывают кризисные явления, эконо­мические и финансовые проблемы, которые нередко приводят к банк­ротству. Такие проблемы появились в России в связи с санкциями. Таким образом, у бизнеса, а также у органов государственной и муниципальной власти основной задачей на сегодняшний день является предотвращение кризисных явлений и обеспечение устойчивого финансового состояния.

Целью работы является изучение роли бизнес моделирования в индивидуальном предпринимательстве.

Для осуществления цели в работе поставлены следующие задачи:

– изучить сущность бизнес-плана;

– охарактеризовать процесс бизнес-моделирования;

– разработать бизнес-план деятельности индивидуального предпринимателя;

– изучить успешный опыт деятельности уже действующих проектов.

Объектом исследования данной работы является бизнес-моделирование в условиях индивидуального предпринимателя.

Предметом исследования данной работы является процесс бизнес-планирования.

Проблеме анализа и управления бизнесом, в том числе ее отдельным аспектам, посвящены труды ведущих отечественных и зарубежных ученых: Т.Л. Безрукова, И.А. Бланк, Ю. Бригхем, М.Ф. Ван Бреда, Е.С. Вилкова, Л. Гапенски, Л.А. Злобина, И.В. Ивашковская, В.Н. Кабанов, И.В. Караваева, В.В. Ковалев, Е.А. Кирова, Л.П. Красавина, М.В. Крейнина, М.И. Литвин, Т.К. Островенко, В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, В.М. Пушкарева, М.В. Романовский, Н.Н. Селезнева, И.В. Сергеев, Е.С. Стоянова, Л.Ф. Сухова, Черник, Е.Н. Чижова, И.И. Шанин, У. Шарп, А.Д. Шеремет, Т.В. Юткина и др.

Информационной базой работы является нормативная информация, плановая информация, данные хозяйственного учета, бухгалтерская отчетность, прочая информация, а также исследования отечественных специалистов в области маркетинга, экономики предприятия, практические рекомендации специалистов по разработке бизнес-планов.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ


1.1 Сущность бизнес-плана, цели его составления и функции

Чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, любое дело нуждается в чем-то большем, чем деньги, оно нуждается в планировании. Точное планирование на основе анализа фактического состояния деятельности позволяет предвидеть возможные проблемы, и, таким образом, преодолеть их в будущем. Планирование бизнеса является непрерывным процессом и важнейшим инструментом внутрифирменного управления, результатом которого является бизнес-план (рис. 1.1).

ПЛАН

(цели, задачи, пути достижения)

КОНТРОЛЬ

(проверка действенности плана, корректировка, скользящее планирование)

ДЕЙСТВИЯ

(последовательность мероприятий по реализации плана)

ОЦЕНКА

(сравнение полученных результатов с прогнозируемыми значениями)

Рисунок 1.1 – Процесс бизнес-планирования

Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы их решения.

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия (организация новой аптеки или на существующем предприятии организация производства или реализации новой продукции), так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития.

Различие между планом действующего бизнеса и нового состоит в данных по основным экономическим показателям и рынку. У действующего предприятия эти сведения есть и на их базе можно показать достигнутые результаты и рассчитать перспективные цифры.

Для бизнес-планирования нового дела необходимы:

  1. знания о качестве и преимуществах товаров, которые будут предложены рынку, и предположения о том, как их примет рынок;
  2. фактические данные других аптек;
  3. данные об основных рыночных переменных (цены, спрос, предложение, конкуренция, каналы распространения и т.д.).

В зависимости от прогнозируемых целей и задач аптечная организация может разрабатывать следующие типы бизнес-планов:

  • бизнес-план организации (изложение перспектив развития организации на прогнозируемый период с указанием основных финансово-экономических показателей деятельности для обоснования объемов необходимых ресурсов);
  • бизнес-план структурного подразделения (изложение перед руководством организации плана развития хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности выделяемых ресурсов);
  • бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

В отличие от плана предприятия бизнес-план обычно отражает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке. Поэтому аптечная организация может одновременно иметь несколько бизнес-планов с различной степенью детализации.

На рис. 1.2 представлены основные функции, а также потребители и разработчики бизнес-плана.

Рисунок 1.2 – Потребители, разработчики и функции бизнес-плана

Можно выделить следующие функции бизнес-плана:

  • Бизнес-план как основа для разработки концепции ведения бизнеса (установление целей предприятия на будущее и определение путей их достижения в виде системы количественных и качественных показателей развития);
  • Бизнес-план как инструмент оценки фактических результатов деятельности организации (анализ фактических результатов деятельности предприятия за конкретный период и определение степени его жизнеспособности и будущей устойчивости);
  • Бизнес-план как средство привлечения инвестиций (обоснование необходимых денежных вкладов и прибыли способствует привлечению внимания и обеспечению поддержки со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов);
  • Бизнес-план как средство формирования команды (возрастание степени общности представлений членов коллектива о сущности совместной деятельности, способах ее развития, привлечение квалифицированных работников);
  • Бизнес-план как средство для осуществления инновационного замысла;
  • Бизнес-план как инструмент приватизации (обоснование предложений по приватизации и определения круга задач, связанных с финансово-экономическим оздоровлением приватизируемых предприятий).

Потребителей бизнес-плана можно разделить на внутренних (руководитель, сотрудники) и внешних (акционеры, инвесторы, кредиторы, партнеры по бизнесу и др.). Бизнес-план, как рабочий документ, определяющий стратегию развития организации, необходим, прежде всего, самому руководителю, который с его помощью формализует и корректирует цели своего бизнеса, уточняет задачи, определяет пути и способы их решения. Немаловажное значение составление бизнес-плана имеет и для сотрудников организации (для уяснения целей и задач организации, своих перспектив развития и роста, описание будущей деятельности организации способствует привлечению новых кадров, поскольку дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы).


1.2 Формирование информационного поля бизнес-плана

Бизнес-план является документом, предназначенным для некоторых категорий внешних потребителей, во-первых, тех, кто будет инвестировать данный проект. Чтобы убедить кредитора в успехе определенной деятельности, нужно ознакомить его с планами, изложенными на бумаге и подкрепленными расчетами, графиками и т.д. Во-вторых, на основании бизнес-плана решаются такие вопросы, как распределение прибыли, выплата дивидендов, изменение организационной структуры предприятия, поэтому потребителями бизнес-плана являются партнеры по бизнесу, соучредители, акционеры.

Процесс разработки бизнес-плана может осуществляться двумя путями. В зависимости от масштабов деятельности предприятия, наличия собственных специалистов и финансовых возможностей, бизнес-план разрабатывают либо сотрудники предприятия, либо специализированные агентства.

Если составляется план небольшого направления деятельности, то руководитель может составить его сам с привлечением собственных наиболее квалифицированных сотрудников. Для выполнения крупного проекта лучше обратиться за помощью в специализированные фирмы, оказывающие консультационные услуги в области бизнес-планирования. Но личное участие руководителя в той или иной степени обязательно, т.к. именно он будет представлять бизнес-план внешним потребителям. Оптимальным считается вариант, когда бизнес-план составляет сам руководитель, но с привлечением на заключительном этапе консультантов, которые помогают правильно расставить акценты и придать «товарный» вид бизнес-плану.

Существует много методических разработок, описывающих различные подходы к составлению бизнес-плана. Его содержание, степень детализации разделов определяются целью, с которой он составляется, особенностями самого предприятия, квалификацией и представлениями разработчиков и зависят от:

  • размеров создаваемого предприятия (очевидно, что чем крупнее организация, тем сложнее ее деятельность, тем полнее разработка разделов плана; бизнес-план небольшого предприятия меньше по объему и проще по составу, чем такой же план крупной организации);
  • сферы деятельности, к которой оно относится (производство, торговля, сфера услуг). Например, для аптеки, где планируется производство лекарств, бизнес-план разработать сложнее, чем для аптеки, в которой предполагается лишь продажа готовых лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
  • размеров предполагаемого рынка сбыта (чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество сегментов необходимо учитывать);
  • наличия конкурентов (данный фактор требует изучения наиболее крупных конкурентов, их товаров и услуг);
  • перспектив роста создаваемого предприятия (в современных условиях бизнес-планы чаще всего составляются на год вперед, хотя могут максимум и на 5 лет с разбивкой по годам, при этом особое внимание уделяется 1 и 2 году деятельности предприятия и поэтому для первого года бизнес-план должен быть составлен по месяцам, а для второго - по кварталам).

Тем не менее, общие принципы разработки бизнес-плана, его структура и содержание основных разделов достаточно стандартны: в любом деловом плане должны быть описание товаров или услуг, которые будут предлагаться рынку, характеристика возможных рынков, план менеджмента и финансовый план.

На рис. 1.3 представлена последовательность составления бизнес-плана, которая может использоваться при стратегическом планировании деятельности любой аптечной организации.

Для того, чтобы написать бизнес-план, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов:

  • информацию о спросе (что и кому будет продаваться, почему потенциальные потребители будут покупать данный товар, каковы их запросы и т.д.);

Принятие решения о создании нового предприятия или разработка мероприятий по совершенствованию действующего на очередном этапе его развития

Сбор необходимой информации

Изучение ассортимента товаров, производство (реализация) которых являются основным объектом коммерческой деятельности предприятия

Разработка плана реализации (производства)

Разработка организационного плана

Разработка плана маркетинга

Исследование возможностей рынка сбыта и конкуренции на нем

Составление прогнозов емкости рынка

Выбор места для осуществления коммерческой (производственной) деятельности

Оценка рисков и решение вопросов страхования

Разработка финансового плана

Оценка эффективности стратегии финансирования

Написание резюме к бизнес-плану

Разработка юридического плана

Рисунок 1.3 – Последовательность составления бизнес-плана

  • производственную информацию (о поставщиках, производственных и торговых площадях и оборудовании, трудовых ресурсах, составе и структуре затрат и т.д.);
  • финансово-экономическую информацию (об основных показателях хозяйственно-финансовой деятельности организации).

Источниками такой информации могут быть данные оперативной, бухгалтерской и статистической отчетности, статьи в отраслевых журналах, публикации статистических данных, маркетинговые исследования профильных НИИ и кафедр, собственные социологические исследования и т.д.

1.3. Методические основы бизнес-моделирования