Файл: Роль бизнес-моделирования в индивидуальном предпринимательстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многие из предпринимателей ошибочно полагают, что структура бизнес-плана и последовательность его разработки - это одно и то же, что всегда есть какая первая позиция, с которой надо начинать. Такой ошибочный взгляд на логику разработки бизнес-плана поддерживается существованием программных продуктов с жесткой структурой, которые задают одну последовательность действий. Но, как показывает практика, по бизнес-плану это совсем не так. Например, популярный лозунг «Хочешь создать бизнес - начинай с маркетинга» не всегда эффективно для фирмы малого бизнеса. Малые фирмы, как правило, хорошо знают свой рынок, используя маркетинг по факту. Специальные маркетинговые исследования могут и не дать таким фирмам дополнительной полезной информации.

Итак, достаточно сложно определить универсальную последовательность обработки бизнес-плана. Принципиально важным здесь является понимание того, что в процессе разработки бизнес-плана неизбежно придется:

1) проработать все основные разделы бизнес-плана;

2) несколько раз возвращаться к уже написанным разделам для дополнения, уточнения, доработки.

В то же время можно утверждать, что процесс разработки бизнес-плана имеет внутреннюю логику, которая мешает предпринимателю «перескочить» через ключевые этапы этого процесса. Например, невозможно исследовать рынок будущего бизнеса, не определив сначала, какой конкретно продукт или услуга будут продаваться. Пока не будут проведены исследования рынка, невозможно составить реальный маркетинг-план.

Бизнес-план, предназначенный для регулирования текущей деятельности предприятия (корпоративный бизнес-план), по своей структуре несколько отличается. Он разрабатывается преимущественно как документ для внутреннего пользования и выполняет следующие функции:

– систематизация имеющейся информации о деятельности компании и ее внешнюю среду;

– оценка перспектив и установление целей развития;

– выявление проблемных элементов системы управления и поиск способов их устранения;

– фиксация рамочных условий, в рамках которых будет осуществляться обоснования конкретных бизнес-проектов.

Качество разработки бизнес-плана, как и качество любого другого объекта, подлежит должной оценке. Такая оценка могут осуществлять как инициаторы соответствующих предпринимательских проектов, так и внешние пользователи соответствующей информации: инвесторы, кредиторы, органы государственной власти. Чаще всего для этого применяется экспертный подход, поскольку показатели качества бизнес-плана не поддаются непосредственному измерению.


В общем понимании экспертиза – это исследование специалистом любым вопросам, решение которых требует специальных знаний. Практика показывает, что экспертные суждения при соблюдении правильной методологии проведения экспертизы содержат достаточно достоверную информацию, использование которой обеспечивает прием обоснованных управленческих решений. Критериями достоверности является точность и воспроизводимость результатов экспертизы.

Основными направлениями экспертизы бизнес-планов являются:

– экспертиза планового документа;

– экспертиза бизнес-проекта.

Экспертиза бизнес-плана должна удовлетворять следующим требованиям:

– многокритериальность (проверка соответствия полученных на экспертизу документов современным стандартам бизнес-планирование);

– минимальная трудоемкость, а следовательно, и стоимость экспертных работ (использование хорошо проработанных методик, привлечение высококвалифицированных специалистов, применение современных программных продуктов);

– минимальные затраты времени на проведение экспертизы (желательно – до 1 недели);

– максимальная объективность (возможность привлечения независимых экспертов, как правило, по техническим и другим узкоотраслевых вопросов);

– максимальное соответствие целям проведения экспертизы.

Во время экспертизы бизнес-плана как документа выполняются следующие задачи:

– оценка степени соответствия бизнес-плана установленным стандартам (формулируется пользователем информации с ориентацией на требования общепризнанных в мире методик бизнес-планирования)

– оценка полноты и релевантности предоставленной информации;

– разработка рекомендаций по привлечению необходимой дополнительной информации, методов ее сбора, а также направлений корректировки документа с целью устранения ошибок.

К базовым критериям экспертной оценки относятся: наличие, полнота, достоверность и качество представленной информации.

Основными недостатками, которые могут быть обнаружены экспертизой бизнес-плана, являются:

– неструктурированность или ненадлежащая структурированность информации;

– отсутствие или низкая информативность графиков и диаграмм;

– некорректная методика разработки соответствующих разделов и ошибки в расчетах;

– несогласованность отдельных разделов;

– недостаточное техническое обоснование предпринимательского проекта.

Экспертиза бизнес-проекта предполагает уже не простую проверку правильности разработки документации, а диагностику досягаемости поставленных стратегических целей. При этом основное внимание уделяется маркетинговым аспектам, а сама экспертиза проводится с участием внешних консультантов. Итак, целью экспертизы бизнес-проекта является выявление ошибок и его «слабых мест». Для этого необходимо провести исследования по нескольким этапам:


– анализ плановой документации и проведение интервью с работниками;

– формулировки ряда гипотез относительно реалистичности приведенной информации;

– формирование информационной базы исследования;

– выбор методики проверки сформулированных гипотез;

– проведение интервью с независимыми экспертами (потребителями, конкурентами, учеными и т.д.);

– анализ информации и тестирования гипотез;

– подготовка отчета по результатам экспертизы.

В отчете помещаются выводы экспертизы, их обоснование и оценка влияния выявленных факторов на реализацию проекта, а также рекомендации по его коррекции.

Таким образом, экспертиза бизнес-плана заключается в оценке корректности использования исходных данных, формирование итоговых отчетов и интерпретации показателей и результатов.

ГЛАВА 2 разработка БИЗНЕС-ПЛАНАдеятельности индивидуального предпринимателя

2.1 Обоснование бизнес-плана

Рассмотрим бизнес-план мини-пекарни «Mr Butcher», основанной на деятельности предпринимателя.

В настоящее время в городе множество пекарен. Для нас конкурентным преимуществом будет широкий ассортимент реализуемой продукции и продажа только свежеиспеченных изделий.

Цель проекта: открытие кафе-пекарни и реализация хлебобулочных изделий в выбранном районе за счет спроса потребителей.

Некоторые организационно-правовые моменты ведения деятельности

Сравнение форм собственности ИП и ООО. Основные отличия можно понять из следующей таблицы:

Таблица 2.1 - Сравнение форм собственности ИП и ООО

Критерии

ООО

ИП

Расходы на регистрацию, руб

От 6500

До 1300

Объем документов, которые нужно подготовить для регистрации, стр.

20-30

2

Юридический адрес

Нужен

Не нужен

Уставный капитал, руб.

От 10000

Не нужен

Наличие печати

обязательно

Не обязательно

Наличие расчетного счета

обязательно

Не обязательно

Ответственность по долгам

В пределах имущества

Все имущества гражданина

Ведение бухгалтерской отчетности

сложнее

Проще

Налоговые расходы при отсутствии деятельности, руб

0

Около 15 000


Для осуществления какой-либо деятельности требуется открытие юридического лица, из сравнения форм собственности для кафе лучше всего подойдет Индивидуальное предпринимательство. Наиболее удобная и выгодная форма налогообложения для ИП – упрощенная система налогообложения. Введение бухгалтерского и налогового учета будет отдана специалисту.

Потребителями продукции будет достаточно широкая прослойка населения, независимо от различных признаков сегментирования.

Таблица 2.2 - Сегментирование рынка хлебобулочных изделий

Признак Сегментирования

Основная группа потребителей

Второстепенная группа потребителей

1.Демографический

Пол: Мужской, Женский

Возраст: от 3 лет до 40

Уровень достатка: Средний

Пол: Мужской, Женский

Возраст: от 40 и выше

Уровень достатка: средний

2.Географический

Район: Центр

Район: Все районы

3.Социально-психологический

Частота покупки: Ежедневно

Повод для покупки: Обеденный перерыв, в запас домой

Искомые выгоды: Доступная цена

Расстояние

Соотношение цена/качество, сервис

Степень приверженности: Высокая

Частота покупки: Разовая

Повод для покупки: Обеденный перерыв, в запас домой

Искомые выгоды:

Соотношение цена/качество, сервис

Степень приверженности: Средняя

Наибольшее потребление кондитерских мучных изделий наблюдается в семьях, где есть дети, а основными потребителями хлеба будут в том числе и пожилые люди.

Таблица 2.3 – Прогноз объема продаж выпечки на период 2021-2023 г.

Показатели

Период планирования

2021 г. реализации проекта,

кварталы

2022 г. реализации проекта, полугодия

2023 г. реализации проекта

1

2

3

4

1

2

Объем продаж, шт

18000

18000

18000

18000

36000

36000

72000

Цена реализации за единицу продукции, р.

25

25

25

25

25

25

25

Выручка от реализации продукции, р.

450000

450000

450000

450000

900000

900000

2349000

Итого

1800000

1800000

1800000


В общем объеме выручка от реализации составит 1800000 руб. ежегодно.

Отрасль, в которой будет работать «Mr Butcher» - отрасль совершенной конкуренции характеризуется множеством конкурентов и свободным входом в отрасль. Уверенного лидера в регионе нет, что весьма перспективно, но есть много крупных производителей, которые имеют свой сегмент и раскрученный бренд. Единственным недостатком является то, что постоянные потребители имеют вкусы с уже существующими производителями. Поэтому добиться успеха в достаточно жестких конкурентных условиях можно только за счет дешевизны продукции и соответственно дешевизны сырья. Многие потребители склонны «экспериментировать», поэтому попробовав наш продукт, потребителя можно завоевать ценой и соответствующим качеством.

Таблица 2.4 - Прогноз продаж

Показатели

Значение

  1. Потребители потенциальные, тыс.

100

  1. Емкость рынка, тыс. тн.

150

  1. Цена, руб.

15,0-25,0

  1. Емкость рынка, руб.

500000

  1. Производство в месяц тн.

10

  1. Производство в месяц, руб.

50000

  1. Доля рынка, % в месяц

0,5

Таким образом, «Mr Butcher» может удовлетворять в месяц до 0,5% всего рынка города. Для проведения анализа сильных и слабых сторон «Mr Butcher» представлена таблица:

Таблица 2.5 - Анализ сильных и слабых сторон «Mr Butcher» (Swot)

Внутренние факторы

Сильные стороны организации

Слабые стороны организации

Квалификация предпринимателя, обуславливающая качество продукции

Необходимость первоначальных вложений.

Высокая производительность

Отсутствует четкая стратегия

Использование наиболее эффективных способов рекламы

Неопытность в качестве предпринимателя.

Эксклюзивность продукции

Не отработаны каналы сбыта продукции.

Работа с надежными поставщиками продукции.

Использование качественного современного оборудования.

Опыт работы в отрасли (поваром-кондитером).

Прибыль будет зависеть от самого предпринимателя.

Затраты, в случае неудач, будут минимальными.

Внешние факторы

Возможности организации

Угрозы организации

Возможность использования различных ресурсов (большое количество поставщиков).

Довольно тяжело войти на рынок

Низкая активность конкурентов

Появление других индивидуальных предпринимателей с такой же идеей.

Полное управление собственными расходами и доходами.

Появление новых требований, стандартов к изготавливаемой продукции

Высокий спрос на товар

Ужесточение работы в данной отрасли, связанное с появлением новых законов, СанПинов.

Высокая чувствительность бизнеса к внешним условиям.

Возможность разработки новых изделий, рецептов, сортов.

Рост доходов населения

Любовь потребителя к эксклюзивным вещам.

Постоянный спрос на изготавливаемую продукцию (внутри отрасли).