Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегия диктует компании, как именно приспособиться к окружающей обстановке и использовать свой организационный потенциал, в то время как анализ способностей отвечает на вопрос, каким образом данная стратегия должна применяться.

Структура компании – это самая известная концепция, связанная с модернизацией организаций. Она касается способов группировки сфер бизнеса, отделов и подразделений по отношению друг к другу. Возможно, это также самый видимый фактор в организации, и именно поэтому зачастую велико искушение начать с изменения структуры.

Системы можно охарактеризовать как процедуры или процессы, существующие в компании и затрагивающие большое число сотрудников с целью выявления значитель ных проблем, выполнения работ или принятия решений. Системы оказывают значительное влияние на происходящее в организациях и обеспечивают руководство мощным инструментом для проведения модернизации.[56]

Сотрудники. Этот фактор связан с вопросом, какого рода специалисты необходимы компании. Это не столько вопрос об отдельных личностях, а скорее общее ноу-хау, которым обладает персонал организации.

Стиль – одно из наименее известных орудий в комплексе с инструментами руководителей. Он состоит из двух элементов: личный стиль и символические действия. Таким образом, стиль руководства – это не вопрос личного стиля, а вопрос того, каким образом ведут себя должностные лица и как они используют личную сигнальную систему.

Соединяющие ценности относятся к одной или нескольким основным темам организации, именно их все признают особо важными и даже ключевыми для долговечности и успешности организации. (Этот отрывок о модели 7S из книги Д. Сандстрома «McKinsey& Company Inc».)

Ценность данного инструмента диагностики и анализа заключается в том, что его использование позволяет всесторонне охватить и охарактеризовать все сферы внутренней среды предприятия (менеджмент, маркетинг, производство, ресурсы через призму 7S), причем во взаимном влиянии друг на друга. Технология использования представленной на рисунке матрицы заключается в следующем: в ней отражено влияние факторов 7S по горизонтали на все 7S по вертикали. В ячейке на пересечении двух S формулируется выявленная во внутренней среде проблема. Здесь же, в матрице, на зеркальной стороне возможно отражение гипотезы источника проблемы. Аналогичным же образом строится матрица с отражением влияния 7S по вертикали на 7S по горизонтали также с отражением проблемных зон внутренней среды с возможной формулировкой гипотез их источников.[57]


Использование матрицы не предполагает заполнение абсолютно всех ячеек. Важным здесь является учет индивидуальных особенностей функционирования предприятия, заключающихся в действующей корпоративной стратегии и выработанном на его основе механизме хозяйствования, а также наличие возможности выявления не только проблемных областей, о существовании которых топменеджмент мог и не догадываться и не относить их числу таковых, но и выявление неожиданных их источников. Это весьма распространенная ситуация для белорусских организаций, в большинстве своем имеющих преимущественно сбытовую направленность деятельности и видящих в качестве источника своих проблем в основном внешнюю среду.[58]

Для анализа внутренней среды организации целесообразно применить такие инструменты как SNWи SWOT-анализ. Цель SNW-анализа – выявить: сильные стороны, преимущества организации для выбора перспектив развития с опорой на них; слабые стороны в деятельности организации для их преодоления или для учета их особенностей при выборе перспектив развития и разработке стратегии; нейтральные составляющие деятельности организации для поиска возможности их «перевода» в категорию «сильных» и использования при разработке стратегии. Как и в случае анализа внешней среды с помощью PEST-анализа, в предложенном подходе к разработке адаптивной стратегии результаты SNW-анализа используются для определения направлений и тенденций изменения элементов стратегии, выявления элементов стратегии в качестве объектов влияния факторов внутренней среды, а также для оценки и прогнозирования характера воздействия факторов внутренней среды и возможных вследствие этого изменений.[59]

Для анализа внутренней среды с учетом факторов также и внешней среды организации не менее эффективным является SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации четырех категорий:S (Strengths сильные стороны), W (Weaknesses слабые стороны), O (Opportunities возможности) и T – Threats угрозы).Сильные (S) и слабые (W) стороны характеризуют факторы внутренней среды организации, на которые организация может повлиять и изменить, а возможности (O) и угрозы (T) описывают факторы внешней среды, которые могут повлиять, или уже влияют на деятельность организации Цель SWOT-анализа – при разработке стратегии «сопряжение» особенностей внешней и внутренней сторон организации посредством выявления и оценки: преимуществ организации – сильных сторон для опоры на них; слабых сторон организации для учета, преодоления/исключения их; угроз, негативных факторов внешней среды для их учета при разработке стратегии; возможностей организации с учетом угроз, ее сильных, слабых сторон.


Знание методик и инструментов диагностики и анализа внутренней среды позволит предприятиям целенаправленно использовать свои ресурсы, повысить свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.[60]

1.4 Сравнительный анализ инструментов комплексной оценки внешней и внутренней среды организации

Основу современного анализа внутренних переменных и окружающей среды организации составляет представление об организации как об открытой системе. Исходя из этой позиции, можно говорить о том, что между внутренней и внешней средой имеется множество связей, а также и внутренняя, и внешняя среда состоят из множества элементов.[61]

Ситуационные факторы внутри организации являются внутренними переменными. Вследствие того, что организации являются системами, созданными людьми, внутренние переменные являются по большей части результатом управленческих решений. Однако это не свидетельствует о том, что внутренние переменные полностью контролируются руководством. В классическом представлении, изложенном в источниках литературы, внутренняя среда состоит из нескольких переменных. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

В литературе описано достаточное количество разработанных методов и инструментов оценки среды, применяемых на практике. В таблице 2 представлен сравнительный анализ указанных методов и инструментов.

Таблица 2 - Сравнительный анализ методов и инструментов оценки внутренней и внешней среды[62]

Методы и инструменты анализа внутренней и внешней среды

Краткая характеристика

Оценка

Конкурентный анализ

Включает в себя определение главных экономических характеристик отрасли, движущих сил развития отрасли, оценку сил конкуренции и конкурентных позиций соперничающих предприятий, анализ ближайших конкурентов, оценку перспектив развития отрасли, а также ключевые факторы успеха, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции

Основное внимание уделяется такому фактору прямого воздействия внешней среды, как конкуренты. Анализ внутренней среды носит поверхностный характер

Сравнительный отраслевой анализ

Осуществляется путем сравнения финансовых показателей эффективности деятельности предприятий одной отрасли: оборот, рентабельность, производительность труда и т.д. В ходе проведения анализа производится сравнение развития предприятия с его конкурентами, а так же сравнение показателей предприятия со

среднеотраслевыми значениями тех же показателей

Оцениваются только финансовые показатели эффективности деятельности предприятия. Вызывает сомнение сопоставимость сравниваемых величин, которые могут исчисляться путем усреднения показателей, присущих предприятиям отрасли, применяющим разные системы учета и проводящим разную балансовую политику

Анализ ресурсов

Состоит из описания и оценки финансовых, организационных и технологических ресурсов (создание профиля ресурсов), сопоставления созданного профиля с требованиями рынка (выявление сильных и слабых сторон оцениваемого предприятия) и идентификации специфических компетенций (сильные и слабые стороны оцениваемого предприятия сравниваются с сильными и слабыми сторонами основного конкурента)

Анализируется и оценивается исключительно внутренняя среда предприятия. Полностью исключается влияние факторов внешней среды. Основой для дальнейшей разработки стратегии служит сопоставление с деятельностью основного конкурента

SNW-анализ

Состоит из описания и оценки параметров внутренней среды организации по трем альтернативным позициям: сильной, нейтральной и слабой

Досконально анализируется и оценивается только внутренняя среда как ресурс организации. Не описывается и не оценивается влияние факторов внешней среды

Конкурентный анализ по модели «Пять сил»

М. Портера

Проводится путем анализа детерминант пяти внешних сил:

рыночная власть поставщиков;

рыночная власть покупателей;

власть существующих конкурентов;

угроза появления новых конкурентов;

угроза появления товаров-субститутов.

Анализ включает два этапа:

Присвоение количественных показателей детерминантам пяти сил методом экспертной оценки.

Анализ сильных и слабых сторон текущей конкурентной ситуации, а также возможных компенсационных мероприятий

Оценивается только конкурентное положение предприятия на рынке. Не уделяется внимание другим факторам прямого и косвенного воздействия внешней среды и факторам внутренней среды организации

STEP-анализ (PEST-анализ)

Осуществляется с помощью детального описания и оценки социальных, технологических, экономических и политических факторов, оказывающих влияние на деятельность организации

В подробностях описываются и анализируются факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации. Полностью исключена оценка факторов внутренней среды.

SWOT-анализ

Предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей, а так же их оценку

Позволяет оценить воздействие на организацию факторов как внешней, так и внутренней среды и их совместного влияния


Проведенный анализ показывает, что данные методы и инструменты оценки внешней и внутренней среды являются узконаправленными, т.е. позволяют изучить влияние переменных или факторов либо внешней, либо внутренней среды, или оценивают только качественные характеристики и требуют дополнительного привлечения математического аппарата. Таким образом, на наш взгляд, целесообразно использовать комплексный метод анализа среды организации, такой как SWOT-анализ, так как именно его характеристики позволяют применять его на любом этапе деятельности предприятия. Анализ внутренней среды, выявление сильных и слабых ее сторон, входит в метод комплексного анализа среды – SWOT-анализ.[63],[64]

В заключении, можно сделать вывод, что главным препятствием в формализации SWOT-анализа является преобладание качественных данных над количественными, поэтому сбор и анализ необходимой информации носит экспертный характер, и к данным процессам привлекаются в основном руководители высшего звена и узкоспециализированные наиболее компетентные работники.[65] Многие авторы не рекомендуют привлекать специализированных экспертов, так как в короткое время невозможно узнать специфику конкретного рынка и конкретного предприятия. [66]

Как показывает практика, обратная тенденция привела к плохим результатам большое количество фирм, которые надеялись разработать стратегию организации, опираясь не на свои силы и знания, а на различные консалтинговые компании. Неправильно выбранная стратегия – это не просто потерянное время, она может задать неправильное направление развития фирмы. Поэтому опасна как недостаточная детализация при SWOT-анализе, так и упущение оптимального момента принятия стратегического решения из-за затянувшегося анализа.[67]

Роль SWOT-анализа может быть более значимой для предприятия, если аналитикам предложить методы формализации его проведения. Тогда результаты сведутся не к огромному количеству возможных альтернатив изменения внутренних параметров для повышения эффективности использования факторов во внешней среде, а к выбору доминирующего поля, на основе которого впоследствии и может быть разработана стратегия организации. Вследствие формализации сам анализ становится более сложным, но его результаты будут более полезны для руководителей, занимающихся стратегическим планированием.[68] Подобная методика должна упростить процесс проведения анализа внешней среды и управленческого исследования сильных и слабых сторон организации, что в современных условиях динамично изменяющихся рынков является актуальным. В целом же ускорение проведения анализа и снижение уровня субъективизма позволяют повысить конкурентоспособность предприятия.[69]


Таким образом, в первой главе курсовой работы представлен теоретический обзор организации как открытой системы, имеющей внешнюю и внутреннюю среду. Рассмотрены и проанализированы основные методы оценки факторов внешней и внутренней среды, а также проведен их сравнительный анализ. Практическая часть представлена в виде анализа внешней и внутренней среды компании ООО «Восток» во второй главе курсовой работы.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ООО «ВОСТОК»

2.1 Общая характеристика компании ООО «Восток»

ООО «Восток» – высокопрофессиональный клуб, предоставляющий возможность для развития танцевального движения в городе Екатеринбурге, условий для подготовки танцоров к конкурсам местного, регионального и международного значения, а также для организации досуга жителей Екатеринбурга. У комплекса есть еще одно преимущество – он расположен в центре города, на пересечении нескольких транспортных магистралей и является наиболее доступным для жителей Юго-Западного, Верх-Исетского и Ленинского районов.

Миссия выражается в основных ценностях:

  • «Мы подходим к каждому аспекту нашего бизнеса честно и целостно».
  • «Мы всегда вносим свой вклад в жизнь общества, где мы работаем».
  • «Мы празднуем наши достижения, но никогда не останавливаемся на достигнутом».
  • «Самое главное – никогда не получится хорошего бизнеса, если думать только о доходе, нужно просто творчески подходить к делу».

Клиенты центра – респектабельные люди (менеджеры среднего и высшего звена, специалисты, руководители, владельцы крупного и среднего бизнеса, бизнес-элита, люди шоу-бизнеса).

К услугам гостей центра – пять профессионально оборудованных залов. Главное достоинство центра – это большой танцевальный (концертный) зал общей площадью 400 м², площадь танцевальной площадки – 250 м², высота зала – 6 м, сцена (выдвижная) – 5 м х 4 м х 0,5 м, подиум (выдвижной) – 8 м х 1,2 м х 0,5 м, количество посадочных мест – 570. В нем могут проводиться танцевальные турниры или мастер - классы, семинары или дефиле, корпоративное мероприятие или просто банкет. Так же зал оснащен световыми и музыкальными установками, дымовой и пенной пушками, с помощью которых создаются самые смелые и неожиданные спецэффекты. Дизайн зала напоминает «королевские» апартаменты: бархат и золото являются неотъемлемой частью интерьера, роскошные кожаные диваны, барная стойка в виде короны, украшена переливающимися камнями, картины с изображением великих цариц. Другие залы в несколько раз меньше большого, но несколько не уступают ему по своему дизайнерскому стилю. В них сделано все, чтобы создать атмосферу приятную для клиентов, где они могут зарядиться настоящей энергией танца, ритма, движений. Так же в центре имеются раздевалки с душевыми кабинами, сейфами для хранения вещей.