Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Конфликт и управление поведением в конфликтной ситуации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, конфликт представляет собой противоборство сторон, возникающее в силу противоречивости и неоднозначности позиций оппонентов. Ученые выделяют несколько классификаций конфликтов, каждая из которых может быть использована при рассмотрении конкретного конфликта в отдельно взятой организации. Все элементы конфликта принято делить на два вида: объективные и личностные, каждый из которых играет значимую роль в конфликте.

1.2 Стадии и функции конфликта

Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему, который проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства.

Первая стадия – предконфликтная: она отражает ситуацию накануне конфликта и может восприниматься участниками как благополучная [12, с. 41]. В последнем случае конфликт для участников возникает внезапно, под воздействием случайного фактора. Эта стадия характеризуется накоплением и обострением противоречий в системе межличностных или групповых отношений [2, с. 136]. Причиной этого является резкое расхождение интересов, ценностей и установок участников конфликта, что приводит к социальной напряженности, это становится причиной закрепления психологических барьеров и негативных стереотипов, препятствующих нормальному общению, способствует экстраполяции, переносу конфликтных интересов из сферы деловых отношений в личную и наоборот.

Следующая стадия – открытый конфликт, состоящий из нескольких этапов: инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта [12, с. 41]. Инцидент представляет собой завязку конфликта, которая может возникать по случайному поводу или в результате острого конфликта. Эскалация может быть непрерывной – с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает.

Эскалация также может быть крутой, быстро доходящей до крайне резких проявлений враждебности и вялой – медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном месте [12, с. 42]. В этом случае имеет место хронический (затяжной) конфликт, который годами задерживается на этой стадии, а в общественных отношениях (например, классовых, международных) десятилетиями или столетиями. В некоторых случаях он может переходить на спад и постепенно угасает.

При достижении верхней точки эскалации, наступает кульминация, которая обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или нескольких, следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим сторонам или одной из сторон становится очевидным, что продолжать его больше не имеет смысла. Таким образом, стороны начинают искать выход из конфликта какими-то другими путями.


Разрешение конфликта характеризуется нормализацией и ликвидацией конфликта [2, с. 137]. Это происходит в случае победы одной из сторон, опасений противника понести чрезмерный урон. На этой стадии требуются профилактические меры нейтрализации, снятия стресса. Ведь полное разрешение конфликта подразумевает не только решение предметной проблемы, но и нормализацию эмоционально-волевой сферы человека.

Последняя стадия – постконфликтная, которая заключается в последствиях конфликта. Влияние прошедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию называется последействием конфликта [12, с. 44]. Это последействие может быть деструктивным, негативным для жизни конфликтующих сторон, а может быть конструктивным, позитивным, способствующим перемене дел к лучшему, введению полезных инноваций. Поэтому в зависимости от того, какого рода последствия преобладают, конфликт часто называют деструктивным или конструктивным.

Таким образом, очевидно, что последствия конфликта могут быть, как положительными, так и отрицательными, в зависимости от этого существует и несколько подходов к функциям конфликтов, под которыми понимается та роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам [4, с. 33]. По смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы – конструктивные (положительные) и деструктивные (отрицательные) [13, с. 414]. При этом каждый конфликт содержит в себе как деструктивный, так и конструктивный потенциал. И какой из них возьмет верх зависит от тактики, стратегии и целеполагания субъектов конфликта.

Конструктивные функции конфликта с определенной степенью условности можно разделить на общие функции конфликта (имеют место на различных уровнях социальной системы) и функции конфликта на личностном уровне (касаются влияния конфликта непосредственно на личность) [4, с. 35].

Общие конструктивные функции конфликта:

– конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать меры по их устранению. Таким образом, каждый конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве;

– конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;


– конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность;

– конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи;

– разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, так как при этом ликвидируются источники неудовлетворенности [4, с. 36]. Стороны конфликта в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, а не к противоборству. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;

– в ходе конфликта его участники обмениваются информацией о себе, проверяют друг друга, что, как правило, способствует усилению группового творчества, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач [3, с. 354].

Конструктивные функции конфликта на личностном уровне:

– конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие, так как именно в трудных критических ситуациях проявляется подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей;

– конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности: он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известные стороны характера личности;

– конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и других [4, с. 36];

– конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта;

– конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, так как именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются [4, с. 36];

– конфликт может помочь снять психическую напряженность в группе, снять стресс его участникам, если конфликт разрешается положительно для человека;

– конфликт может служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения.


Деструктивные функции конфликта также принято делить на общие и функции на личностном уровне.

Общие деструктивные функции конфликта:

– использование в рамках конфликта насильственных методов борьбы может привести к материальным и психологическим потерям у его участников и общества в целом;

– неверно разрешенный, а также долго не разрешаемый конфликт может привести к дестабилизации и дезорганизации общественной системы, к замедлению темпов социального, экономического и духовного развития общества [13, с. 415];

– конфликт, способный к консолидации общественных групп, может привести к дезинтеграции социума в целом, к деструкции социальных коммуникации и отчуждению социальных общностей, вызывая пессимистические настроения и порождая новые, более деструктивные конфликты [7, с. 147].

Деструктивные функции конфликта на личностном уровне:

– конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе: могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувство подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса. Как результат, по словам исследователей, возникает обострение противоречий, ухудшается морально-психологический климат, снижается эффективность деятельности, ухудшается имидж организации и ее деловая репутация [20, с. 27];

– конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидендификации личности;

– конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентаций и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить разочарование и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь, по мнению исследователей, уже совсем серьезные последствия – девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай – суицид [4, с. 37];

– сильные обиды, ощущение несправедливости абсолютизируют отстаиваемые ценности и интересы, подталкивает людей к радикальным действия, которые могут быть неадекватными конфликтной ситуации. В социальном опыте людей закрепляются насильственные способы решения проблем, что может стать обычной практикой взаимодействий [20, с. 27].

Отметим, что в психологических исследованиях были определены основных причины деструктивности конфликтов, к которым можно отнести: отсутствие системы профилактики конфликтов, недооценка их роли и влияния; несправедливое разрешение конфликтов, особенно при неумелом использовании так называемого черно-белого подхода, когда одна из конфликтующих сторон признается правой; низкий уровень конфликтологической компетентности руководителей, когда разрешение конфликта либо необоснованно затягивается, либо осуществляется быстро без глубокого анализа конфликтной ситуации, либо совершается с большими ошибками.


Подводя итоги первой главы, прежде всего необходимо выделить понятие конфликта как противоборства двух сторон, несовпадающих в своих оценках ситуации, взглядах на жизнь и ряде других показателей. В зависимости от различных источников конфликта и его составляющих, исследователи выделяют различные классификации конфликтов, каждая из которых может быть использована для анализа ситуации в конкретной организации в определенном конфликте. Ученые подчеркивают, что конфликт имеет как конструктивные, так и деструктивные функции, при этом преобладание одних над другими, во многом зависит от компетентности руководства, а также стремления сторон добиться разрешения конфликта наилучшим образом не только для себя, но и друг для друга.

2 МО «АНДЕГСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ» НАО

2.1 МО «Андегский сельсовет» НАО: общая характеристика базы исследования

История возникновения деревни Андег связана с Пустозерском, первым заполярным городом, основанным новгородцами в 1499 году. Одно из наиболее ранних упоминаний об Андеге относятся к XVII веку: в Переписной книге Пустозерского острога и уезда 1678 – 1679 годов воеводы Г.я. Тухачевского селение называется «Ангох» [27].

По происхождению названия «Андег» существует две версии. Краевед Александр Тунгусов считает, что «Андег» – русифицированное ненецкого слово «НГАНДЫ» – в переводе «маленькая нельма». Зная, что до прихода новгородцев, в низовьях Печоры жили ненецкие племена, а в реке ловили и ловят нельму, можно согласиться с данной версией [27]. По второй версии первый житель случайно заехал в шарок (название небольших речек) и был поражен изобилием в ней рыбы. Удивленный, он воскликнул: «Андели осподни»: слово «андел» (ангел) трансформировалось в Андег [24].

К концу ХIX века деревня разрослась и помимо русских, здесь проживали пять семей обрусевших ненцев. После революции большевики раскулачили 10 семей зажиточных крестьян [26]. Основным занятием населения деревни всегда было рыболовство: до середины ХIX века жители Андеги ловили рыбу прямо около деревни – семгу, сигов, нельму, омулей. Позднее ее пришлось ловить на удаленных участках. Рыбу солили и обменивали ее потом у чердынских купцов на продовольственные, промышленные и строительные товары. В каждом хозяйстве держали домашний скот – коров, лошадей, овец.