Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1 Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу свой занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают "отстающих". В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации. Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника впервые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.
Именно поэтому в этот период им так важна поддержка родителей и педагогов. Но порой, родители переживают даже больший стресс, чем их дети. Так как начало учебы в школе — важный и сложный момент не только в жизни будущих первоклассников, но и их родителей. Перед родителями встает множество вопросов: во сколько лет ребенку лучше пойти в школу — в 6 или в 7, по какой программе нужно обучать ребенка, а чему не нужно учить до школы, как научить принять решение в сложной ситуации, справится ли первоклассник со школьной нагрузкой, как же лучше подготовить ребенка к школе?
Тревога родителей будущих первоклассников понятна, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Еще одной серьезной проблемой является неоднородность качества дошкольной подготовки детей, которая обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, в школу поступают дети из разных дошкольных учреждений. Во-вторых, часть дошколят регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно или совсем не посещают по разным причинам и воспитываются в семье (далеко не каждая семья может качественно подготовить ребёнка к школе). В-третьих, неправильные методы воспитания в семье (конфликтность в семье, неполная семья, неудовлетворенность в общении с взрослыми, не адекватное осознание своего положения в группе сверстников). В – четвертых, актуальной задачей сегодня становится не просто овладение дошкольниками фактологическими знаниями, но и формирование у них способов познавательной деятельности, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д).
Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей к школе, снижает их обучаемость в начальных классах.
Цель проекта: Обеспечение успешной адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
Задачи:
1.Создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
2.Определить до начала обучения группу риска - детей, с которыми будет трудней всего.
3.Повысить педагогическую и культурную грамотность родителей
4.Выявить причины возможной дезадаптации школьников
5.Разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе и издать буклет для родителей.
Участники проекта: обучающиеся 1 класса МБОУ «Яманская средняя общеобразовательная школа» и их родители
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап- сентябрь 2019
Цель: создание условий для реализации проекта
- Постановка цели. Определение задач.
- Подбор литературы. Изучение правовых актов.
- Составление плана работы над проектом.
- Встреча с воспитателями ДОУ «Солнышко». Сбор и изучение информации о детях.
- Анкетирование родителей.
2. Организационно-практический этап - октябрь 2019-апрель 2020
Цель: реализация проекта
- Составление рекомендаций для родителей будущих первоклассников
- Опрос родителей первоклассников
- Проведение родительского собрания
- Наблюдение первоклассников
3. Рефлексивно-оценочный этап - май 2020
Цель: анализ реализации проекта
- Разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе
- Создание буклета «С улыбкой в школу» для родителей
- Анализ работы над проектом
Необходимые условия реализации проекта
Ресурсное обеспечение проекта
1. |
Учитель начальных классов |
1 |
2. |
Заместитель директора по УВР |
3 |
3. |
Учитель ИЗО |
1 |
4. |
Учитель музыки |
1 |
5. |
Учитель технологии |
Материально-техническое
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Кабинеты, оборудованные мультимедийным оборудованием |
1 |
2 |
Музыкальное оборудование |
В комплекте |
3 |
Актовый зал |
1 |
4 |
Учебные кабинеты |
3 |
Организация режима школьной жизни первоклассников
1. Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.
2. Пятидневный режим обучения.
3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.
4. Облегчённый день в середине учебной недели.
Создание предметнопространственной среды
1. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.
2. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.
3. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
Организация оздоровительно-профилактической работы
1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
-
- медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
- диагностика устной и письменной речи.
2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
- проведение плановых и внеплановых прививок;
- витаминизация;
- профилактика простудных заболеваний;
- создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
- физкультминутки проводятся на каждом уроке;
- подвижные игры на переменах.
4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
- выполнение требований СанПиНа к организации питания;
- соблюдение основных принципов рационального питания.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1.Особенности организации урока в 1-м классе
- домашние задания в первом классе не задаются.
2.Контроль и оценка результатов обучения
- в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся;
- итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля;
- обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.
Организация внеучебной жизни первоклассников
Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
- спортивно-оздоровительное;
- научно-познавательное;
- проектная деятельность;
- духовно-нравственное;
- патриотическое.
Взаимодействие с родителями первоклассников
- изучение условий жизни ребёнка в семье;
- ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы;
- оборудование «Уголка для родителей» в школе;
- коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
- родительские собрания;
- совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.
Механизмы реализации проекта
- мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию первоклассников и их родителей;
- информационно-образовательные, направленные на повышение информированности потенциальных участников проекта;
- организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта, распределении работ для решения проектных задач;
- рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет.
Критерии оценки реализации проекта
№ |
Критерий |
Показатель эффективности проекта |
1 |
Обеспечение правовой базы |
Наличие пакета нормативно-правовых документов |
2 |
Уровень адаптации первоклассников к школе |
Результаты анкетирования первоклассников и родителей |
3 |
Адаптация первоклассников |
Сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. |