Файл: Адаптация детей̆ в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу свой занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают "отстающих". В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации. Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника впервые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Именно поэтому в этот период им так важна поддержка родителей и педагогов. Но порой, родители переживают даже больший стресс, чем их дети. Так как начало учебы в школе — важный и сложный момент не только в жизни будущих первоклассников, но и их родителей. Перед родителями встает множество вопросов: во сколько лет ребенку лучше пойти в школу — в 6 или в 7, по какой программе нужно обучать ребенка, а чему не нужно учить до школы, как научить принять решение в сложной ситуации, справится ли первоклассник со школьной нагрузкой, как же лучше подготовить ребенка к школе?

Тревога родителей будущих первоклассников понятна, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.


Еще одной серьезной проблемой является неоднородность качества дошкольной подготовки детей, которая обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, в школу поступают дети из разных дошкольных учреждений. Во-вторых, часть дошколят регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно или совсем не посещают по разным причинам и воспитываются в семье (далеко не каждая семья может качественно подготовить ребёнка к школе). В-третьих, неправильные методы воспитания в семье (конфликтность в семье, неполная семья, неудовлетворенность в общении с взрослыми, не адекватное осознание своего положения в группе сверстников). В – четвертых, актуальной задачей сегодня становится не просто овладение дошкольниками фактологическими знаниями, но и формирование у них способов познавательной деятельности, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д).

Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей к школе, снижает их обучаемость в начальных классах.

Цель проекта: Обеспечение успешной адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.

Задачи:

1.Создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

2.Определить до начала обучения группу риска - детей, с которыми будет трудней всего.

3.Повысить педагогическую и культурную грамотность родителей

4.Выявить причины возможной дезадаптации школьников

5.Разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе и издать буклет для родителей.

Участники проекта: обучающиеся 1 класса МБОУ «Яманская средняя общеобразовательная школа» и их родители

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап- сентябрь 2019

Цель: создание условий для реализации проекта

  1. Постановка цели. Определение задач.
  2. Подбор литературы. Изучение правовых актов.
  3. Составление плана работы над проектом.
  4. Встреча с воспитателями ДОУ «Солнышко». Сбор и изучение информации о детях.
  5. Анкетирование родителей.

2. Организационно-практический этап - октябрь 2019-апрель 2020

Цель: реализация проекта

  1. Составление рекомендаций для родителей будущих первоклассников
  2. Опрос родителей первоклассников
  3. Проведение родительского собрания
  4. Наблюдение первоклассников

3. Рефлексивно-оценочный этап - май 2020

Цель: анализ реализации проекта

  1. Разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе
  2. Создание буклета «С улыбкой в школу» для родителей
  3. Анализ работы над проектом

Необходимые условия реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта

1.

Учитель начальных классов

1

2.

Заместитель директора по УВР

3

3.

Учитель ИЗО

1

4.

Учитель музыки

1

5.

Учитель технологии

Материально-техническое

Наименование

Количество

1

Кабинеты, оборудованные мультимедийным оборудованием

1

2

Музыкальное оборудование

В комплекте

3

Актовый зал

1

4

Учебные кабинеты

3

Организация режима школьной жизни первоклассников

1. Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.

2. Пятидневный режим обучения.

3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.

4. Облегчённый день в середине учебной недели.

Создание предметнопространственной среды

1. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.

2. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.

3. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Организация оздоровительно-профилактической работы

1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

    • медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
    • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
    • диагностика устной и письменной речи.

2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

  • проведение плановых и внеплановых прививок;
  • витаминизация;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.

3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

  • физкультминутки проводятся на каждом уроке;
  • подвижные игры на переменах.

4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:


  • выполнение требований СанПиНа к организации питания;
  • соблюдение основных принципов рационального питания.

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период

1.Особенности организации урока в 1-м классе

  • домашние задания в первом классе не задаются.

2.Контроль и оценка результатов обучения

  • в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся;
  • итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля;
  • обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.

Организация внеучебной жизни первоклассников

Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • научно-познавательное;
  • проектная деятельность;
  • духовно-нравственное;
  • патриотическое.

Взаимодействие с родителями первоклассников

  • изучение условий жизни ребёнка в семье;
  • ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы;
  • оборудование «Уголка для родителей» в школе;
  • коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
  • родительские собрания;
  • совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.

Механизмы реализации проекта

  • мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию первоклассников и их родителей;
  • информационно-образовательные, направленные на повышение информированности потенциальных участников проекта;
  • организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта, распределении работ для решения проектных задач;
  • рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет.

Критерии оценки реализации проекта

Критерий

Показатель эффективности проекта

1

Обеспечение правовой базы

Наличие пакета нормативно-правовых документов

2

Уровень адаптации первоклассников к школе

Результаты анкетирования первоклассников и родителей

3

Адаптация первоклассников

Сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.