Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1 Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.
Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей:
1) с отставанием в биологическом развитии;
2) с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;
3) с хроническими заболеваниями.
Углубленный медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удается улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и, следовательно, облегчить им приспособление к ней.
К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей). [15].
На первом месте показатель быстроты нарастания - утомление. Невысока способность первоклассников поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях - очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям, вплоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают "в штыки". Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередко с отклонениями в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий. Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников - явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни невелика. Для них характерны несколько иные ценности - общение, познание нового, игра и развлечение.
Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.
Выводы по первой главе
Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Адаптация ребенка в школе включает в себя усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также преобразования среды соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.
Основными факторами, оказывающими влияние на адаптацию первоклассников к школе являются: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.
Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
Базой исследования являлась Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яманская средняя общеобразовательная школа» Крутинского муниципального района Омской области, обучающиеся 1 класса
Цель исследования: подбор методик, выявление уровня адаптации первоклассников к школе и разработка педагогических условий успешной адаптации.
Подбор методик для детей: Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой; Перспективная методика «Школа зверей»
Подбор методик для родителей: Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
А. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Цель: определить уровень школьной мотивации первоклассников
№ вопроса |
оценка |
Настя |
Артем |
Алеша |
Катя |
Даша |
Дима |
Алина |
Артур |
Саша |
Света |
1 |
1 |
+ |
+ |
+ |
|||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
0 |
|||||||||||
2 |
0 |
||||||||||
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
3 |
1 |
+ |
+ |
+ |
|||||||
0 |
+ |
||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
4 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
1 |
+ |
+ |
+ |
||||||||
0 |
|||||||||||
5 |
0 |
+ |
+ |
||||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
1 |
+ |
+ |
+ |
||||||||
6 |
1 |
+ |
+ |
+ |
|||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
0 |
|||||||||||
7 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1 |
+ |
||||||||||
0 |
|||||||||||
8 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
0 |
+ |
+ |
|||||||||
3 |
+ |
||||||||||
9 |
1 |
+ |
+ |
||||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
0 |
|||||||||||
10 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
1 |
+ |
+ |
+ |
||||||||
0 |
|||||||||||
итог |
24 |
22 |
23 |
16 |
28 |
28 |
12 |
20 |
19 |
24 |
Таблица 1
В диагностики принимали участие 10 учащихся. В итоге:
Первый уровень:
20 % имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п
Второй уровень
50 % - хорошая школьная мотивация.
Такие показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень
20% - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью
Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень
10%– низкая школьная мотивация.
Этот ребенок посещают школу неохотно, предпочитает пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывает серьезные затруднения в учебной деятельности. Находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему он изображает игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Б. Перспективная методика «Школа зверей» (диагностика адаптации учащихся в школе)
Цель: выявление школьных неврозов на начальной стадии развития, выяснение причин и способов коррекции.
Исследование предполагает интерпретацию детских рисунков в нескольких аспектах:
- тревожность;
- психологическая защита;
- самооценка: адекватная, низкая, завышенная;
- характер взаимоотношений с учителем;
- характер взаимоотношений со сверстниками;
- общее отношение к обучению в школе.
Результаты исследования личностных особенностей в период адаптации.
класс |
Положительное отношение к сверстникам |
Положительное восприятие сверстников |
Восприятие учителя |
Самооценка |
Тревожность |
Психологическая защита |
1 |
90 % 9 учащихся |
80 % 8 учащихся |
90 % 9 учащихся |
Адекватная – 60 % 6 (уч-ся) заниженная – 20% (2 уч-ся) завышенная – 20% (2 уч-ся) |
40 % 4 учащихся |
20 % 2 учащихся |
Таблица 2
Результаты исследования:
Положительное отношение к учебной деятельности в целом наиболее высокие показатели отмечаются у 90 % учащихся;
Положительное восприятие сверстников, умение взаимодействовать с ними в процессе учебной деятельности проявляется у 80 % учащихся;
Положительное восприятие педагога, включающее умение взаимодействовать в процессе учебной деятельности, выполнение его требований сформировано у 90 % учащихся
Адекватная самооценка присутствует у 60 % учащихся, (количество учащихся с завышенной самооценкой и заниженной самооценкой по 20 %;
40 % учащихся испытывают личностную и школьную тревожность;
Психологическая защита может проявляться у 20 % первоклассников.
В. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Анкета для родителей. (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
Цель: уровень адаптивности первоклассников
Код родителя |
1 шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
6 шкала |
Всего баллов |
1 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
26 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
21 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
12 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
26 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
26 |
6 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
22 |
7 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
20 |
8 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
18 |
9 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
20 |
10 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
18 |
Результаты исследования:
По утверждениям родителей 70% первоклассников находятся в зоне адаптации, 20%- в зоне неполной адаптации и 1 ребенок (10%) в зоне дизадаптации.
Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 70% детей положительно относятся к школе, 30% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают личную и школьную тревожность связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 60% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.