Файл: Адаптация детей̆ в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Адаптация в первом классе – очень сложный, но важный период для детей: ребенок осваивает новую роль ученика. Школа, в которую входит ребенок - это большая социальная группа. Для ребенка новым видом деятельности становится - учебная; появляются одноклассники, учителя.

Адаптация детей к школе - это очень важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующая, а перед школой дети испытывают чрезмерный стресс и волнение. Ребенок вступает в новые условия, по сравнению с детским садом. У шести-семилетнего ребенка, имеются основные предпосылки учения: способы познавать деятельность, мотивация. Становление его как ученика, происходит в процессе обучения и всей школьной жизни. Однако, по данным Н. В. Литвиненко, большинство детей адаптируется в школе в течение первых двух месяцев обучения (56%), 30% первоклассников отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия, а третья группа детей (14%) испытывает сложности адаптации в течение всего учебного года.

Поэтому надо обязательно помочь ребенку в этот сложный момент для него: обрести себя, научиться самому отвечать за свои поступки и действия.

Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский [ 3].

Дальнейшая успешность ученика во многом будет зависеть от того, как он начнёт учиться. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.

Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи

1. Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной научной литературы.

2. Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.

3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яманская средняя общеобразовательная школа» Крутинского муниципального района Омской области, 1 класс.


В ходе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Практическая значимость – материал может быть использован в работе учителей начальных классов.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы задачи и цели исследования.

В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.

Во второй главе изучается уровень адаптации первоклассников к школьному обучению на основе диагностических методик изучения этого процесса, а также описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.

Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе

1.1 Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе

Адаптация – термин, имеющий несколько различных значений:

  •  Постепенное приспособление физиологических процессов, которые происходят в органе чувств человека к физическим воздействиям на них в данный момент времени, например: глаза человека к яркости света, уха к громкости звука.
  •  Приспособление психологии и поведения человека как личности к социальным условиям, в которых он в данный момент времени находится.

По мнению Е.Н. Герц [4]адаптация ребенка к школе – это способность ребенка приспосабливаться к новым условиям, требованиям и правилам поведения, которые устанавливает образовательное учреждение, для регуляции поведения и развития высших психических функций ребенка.

В концепции А.В. Петровского [8] адаптация разбирается как


особый момент становления личности, от которого в большой степени

зависит характер его дальнейшего развития.

Таким образом, под адаптацией мы понимаем процесс

взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой.

Адаптация ребенка в школе включает в себя усвоение норм и ценностей

образовательного пространства, а также преобразования среды в

соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

По мнению О.Ф. Королевой структура адаптации детей к школьному обучению состоит из следующих этапов:

1. Ориентировочный этап – длится 2-3 недели, характеризуется

бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем

организма;

2. Этап неустойчивого приспособления – бурная реакция начинает

затихать, организм находится в поиске оптимальных решений, для

противостояния новым условиям, новой, окружающей его, среды;

3. Этап относительно устойчивого приспособления – организм

ребенка старается подбирать более подходящие варианты решения,

которые требуют меньшего напряжения систем организма для решения

возникающих проблем. [10]

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую:

Первая группа детей (легкая форма адаптации) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей (форма адаптации средней тяжести) имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.


Третья группа (тяжелая форма адаптации) – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители.

Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. [11]

Адаптация к школе – естественный процесс привыкания ребенка к

жизни в определенных условиях, к заметному изменению образа жизни.

Рассматривая адаптацию ребенка к школе, исследователи выделяют уровни

адаптации. A.Л. Венгер oпиcывaет три урoвня aдaптaции к шкoльнoму oбучению [2]:

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Характеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки.

Исходя из данных некоторых исследователей, шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.


2. Средний уровень адаптации

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации». В данном случае возрастные особенности выделить сложно, так как мы имеем дело с нарушениями соматического и психического здоровья ребенка, что может являться определяющим фактором низкого уровня развития процессов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящих в выделенные показатели адаптации.

Анализ работ отечественных авторов Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева

[3], Д.Н. Узнадзе, А.Л. Ухтомского и др. показал, что процесс адаптации в

теоретическом осмыслении имеет четыре вида:

  •  Физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
  •  Биологическая (изменение в функциях органов и обмене веществ соответственно жизненному значению воздействий);
  •  Психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических состояний, свойств, процессов);
  •  Социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).