Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1 Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Введение
Адаптация в первом классе – очень сложный, но важный период для детей: ребенок осваивает новую роль ученика. Школа, в которую входит ребенок - это большая социальная группа. Для ребенка новым видом деятельности становится - учебная; появляются одноклассники, учителя.
Адаптация детей к школе - это очень важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующая, а перед школой дети испытывают чрезмерный стресс и волнение. Ребенок вступает в новые условия, по сравнению с детским садом. У шести-семилетнего ребенка, имеются основные предпосылки учения: способы познавать деятельность, мотивация. Становление его как ученика, происходит в процессе обучения и всей школьной жизни. Однако, по данным Н. В. Литвиненко, большинство детей адаптируется в школе в течение первых двух месяцев обучения (56%), 30% первоклассников отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия, а третья группа детей (14%) испытывает сложности адаптации в течение всего учебного года.
Поэтому надо обязательно помочь ребенку в этот сложный момент для него: обрести себя, научиться самому отвечать за свои поступки и действия.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский [ 3].
Дальнейшая успешность ученика во многом будет зависеть от того, как он начнёт учиться. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи
1. Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной научной литературы.
2. Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яманская средняя общеобразовательная школа» Крутинского муниципального района Омской области, 1 класс.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Практическая значимость – материал может быть использован в работе учителей начальных классов.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы задачи и цели исследования.
В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
Во второй главе изучается уровень адаптации первоклассников к школьному обучению на основе диагностических методик изучения этого процесса, а также описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1 Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
Адаптация – термин, имеющий несколько различных значений:
- Постепенное приспособление физиологических процессов, которые происходят в органе чувств человека к физическим воздействиям на них в данный момент времени, например: глаза человека к яркости света, уха к громкости звука.
- Приспособление психологии и поведения человека как личности к социальным условиям, в которых он в данный момент времени находится.
По мнению Е.Н. Герц [4]адаптация ребенка к школе – это способность ребенка приспосабливаться к новым условиям, требованиям и правилам поведения, которые устанавливает образовательное учреждение, для регуляции поведения и развития высших психических функций ребенка.
В концепции А.В. Петровского [8] адаптация разбирается как
особый момент становления личности, от которого в большой степени
зависит характер его дальнейшего развития.
Таким образом, под адаптацией мы понимаем процесс
взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой.
Адаптация ребенка в школе включает в себя усвоение норм и ценностей
образовательного пространства, а также преобразования среды в
соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
По мнению О.Ф. Королевой структура адаптации детей к школьному обучению состоит из следующих этапов:
1. Ориентировочный этап – длится 2-3 недели, характеризуется
бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем
организма;
2. Этап неустойчивого приспособления – бурная реакция начинает
затихать, организм находится в поиске оптимальных решений, для
противостояния новым условиям, новой, окружающей его, среды;
3. Этап относительно устойчивого приспособления – организм
ребенка старается подбирать более подходящие варианты решения,
которые требуют меньшего напряжения систем организма для решения
возникающих проблем. [10]
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую:
Первая группа детей (легкая форма адаптации) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей (форма адаптации средней тяжести) имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.
Третья группа (тяжелая форма адаптации) – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители.
Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. [11]
Адаптация к школе – естественный процесс привыкания ребенка к
жизни в определенных условиях, к заметному изменению образа жизни.
Рассматривая адаптацию ребенка к школе, исследователи выделяют уровни
адаптации. A.Л. Венгер oпиcывaет три урoвня aдaптaции к шкoльнoму oбучению [2]:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Характеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки.
Исходя из данных некоторых исследователей, шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.
2. Средний уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации». В данном случае возрастные особенности выделить сложно, так как мы имеем дело с нарушениями соматического и психического здоровья ребенка, что может являться определяющим фактором низкого уровня развития процессов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящих в выделенные показатели адаптации.
Анализ работ отечественных авторов Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева
[3], Д.Н. Узнадзе, А.Л. Ухтомского и др. показал, что процесс адаптации в
теоретическом осмыслении имеет четыре вида:
- Физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
- Биологическая (изменение в функциях органов и обмене веществ соответственно жизненному значению воздействий);
- Психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических состояний, свойств, процессов);
- Социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).