Файл: Адаптация детей̆ в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе

Для решения поставленной задачи был разработан и внедрен управленческий проект «С улыбкой в школу»

Паспорт проекта

Вид проекта

педагогический

Сроки реализации проекта

сентябрь 2019г. по май 2020 г

Цель проекта

Обеспечение успешной адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе

Задачи проекта

1.Создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

2.Определить до начала обучения группу риска - детей, с которыми будет трудней всего.

3.Повысить педагогическую и культурную грамотность родителей

4.Выявить причины возможной дезадаптации школьников

5.Разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе и издать буклет для родителей.

Участники проекта

обучающиеся 1 класса МБОУ «Яманская средняя общеобразовательная школа» и их родители

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап- сентябрь 2019

2. Организационно-практический этап - октябрь 2019 -апрель 2020

3. Рефлексивно-оценочный этап - май 2020

Механизмы реализации проекта

- мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию первоклассников и их родителей;

 - информационно-образовательные, направленные на повышение информированности потенциальных участников проекта;

 - организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта, распределении работ для решения проектных задач;

 - рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет.

Критерии оценки реализации проекта

- Обеспечение правовой базы

- Адаптация первоклассников

Ожидаемые результаты

1. Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

2. Сокращение адаптационного периода.


Управленческий проект организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «С улыбкой в школу» представлена в приложении 4.

Данный проект составлен с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использован в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.

Результаты реализации управленческого проекта «С улыбкой в школу»

Для реализации 1 этапа подобрали специальную литературу по адаптации будущих первоклассников, изучили правовые основы. Составили план работы над проектом. Встретились с воспитателями детского сада «Солнышко» и собрали нужную информацию о детях.

При реализации 2 этапа было проведено наблюдение, составлены рекомендации для родителей будущих первоклассников, провели родительское собрание и опросили родителей.

В завершении учебного года Годичной командой были разработаны методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе, создан буклет «С улыбкой в школу» для родителей и проведен анализ реализации проекта.

В результате по завершению управленческого проекта был создан банк нормативно-правовой базы по адаптации первоклассников, созданы благоприятные адаптационные условия первоклассникам к их обучению в школе, сократился адаптационный период.

Выводы по второй главе

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Для изучения уровня адаптации первоклассников к школе мы использовали ряд методик, которые показали, что только 40% детей проходят адаптационный период безболезненно.

Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку необходимо использовать такие методы, как анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах и экскурсиях.

Заключение

В последнее время в литературе уделяется много внимания вопросу о детях, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе.

Адаптация в первом классе – очень сложный, но важный период для детей: ребенок осваивает новую роль ученика. Школа, в которую входит ребенок - это большая социальная группа. Для ребенка новым видом деятельности становится - учебная; появляются одноклассники, учителя. У шести-семилетнего ребенка, имеются основные предпосылки учения: способы познавать деятельность, мотивация. Становление его как ученика, происходит в процессе обучения и всей школьной жизни. Ребенок не готовый к обучению в том, или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении.


Первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда четко проявляются родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты: часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Так как не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.

Для преодоления периода адаптации может был реализован управленческий проект «С улыбкой в школу» . Проект был реализован во всех видах деятельности ребенка. Такие занятия содействуют успешному обучению первоклассников. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.

Целью исследования было – выявить уровень адаптации первоклассников к школе и разработать педагогические условия успешной адаптации.

Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.

Список литературы

  1. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. С. 260.
  2. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. Венгер – 1995. – № 8. – С. 66-74.
  3. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с.
  4. Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов [Текст] / Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.- № 4. - С. 59-66.
  5. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 1996. – 184 с.
  6. Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с.
  7. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина – М., 2003. – 456 с.
  8. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Педагогика, 1989.
  9. Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск, 1992. – 133 с.
  10. https://poisk-ru.ru/s36493t15.html
  11. https://studopedia.su/1_11057_videlyayutsya-gruppi-detey-s-legkoy-adaptatsiey-adaptatsiey-sredney-tyazhesti-i-tyazheloy.html
  12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/11/konsultatsiya-dlya-roditeley-vozrastnye-0
  13. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/09/20/roditelskoe-sobranie-v-starshe-podgotovitelnoy
  14. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2020/03/03/faktory-vliyayushchie-na-adaptatsiyu-pervoklassnikov
  15. https://infourok.ru/adaptaciya-pervoklassnikov-k-shkole-978166.html

Приложение 1

Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
    • не очень
    • нравится
    • не нравится
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    • чаще хочется остаться дома
    • бывает по-разному
    • иду с радостью
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
    • не знаю
    • остался бы дома
    • пошел бы в школу
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
    • не нравится
    • бывает по-разному
    • нравится
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    • хотел бы
    • не хотел бы
    • не знаю
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    • не знаю
    • не хотел бы
    • хотел бы
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    • часто
    • редко
    • не рассказываю
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    • точно не знаю
    • хотел бы
    • не хотел бы
  9. У тебя в классе много друзей?
    • мало
    • много
    • нет друзей
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?
    • нравятся
    • не очень
    • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.