Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1 Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Для решения поставленной задачи был разработан и внедрен управленческий проект «С улыбкой в школу»
Паспорт проекта
Вид проекта |
педагогический |
Сроки реализации проекта |
сентябрь 2019г. по май 2020 г |
Цель проекта |
Обеспечение успешной адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе |
Задачи проекта |
1.Создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. 2.Определить до начала обучения группу риска - детей, с которыми будет трудней всего. 3.Повысить педагогическую и культурную грамотность родителей 4.Выявить причины возможной дезадаптации школьников 5.Разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе и издать буклет для родителей. |
Участники проекта |
обучающиеся 1 класса МБОУ «Яманская средняя общеобразовательная школа» и их родители |
Этапы реализации проекта |
1. Подготовительный этап- сентябрь 2019 2. Организационно-практический этап - октябрь 2019 -апрель 2020 3. Рефлексивно-оценочный этап - май 2020 |
Механизмы реализации проекта |
- мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию первоклассников и их родителей; - информационно-образовательные, направленные на повышение информированности потенциальных участников проекта; - организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта, распределении работ для решения проектных задач; - рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет. |
Критерии оценки реализации проекта |
- Обеспечение правовой базы - Адаптация первоклассников |
Ожидаемые результаты |
1. Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. 2. Сокращение адаптационного периода. |
Управленческий проект организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «С улыбкой в школу» представлена в приложении 4.
Данный проект составлен с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использован в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Результаты реализации управленческого проекта «С улыбкой в школу»
Для реализации 1 этапа подобрали специальную литературу по адаптации будущих первоклассников, изучили правовые основы. Составили план работы над проектом. Встретились с воспитателями детского сада «Солнышко» и собрали нужную информацию о детях.
При реализации 2 этапа было проведено наблюдение, составлены рекомендации для родителей будущих первоклассников, провели родительское собрание и опросили родителей.
В завершении учебного года Годичной командой были разработаны методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе, создан буклет «С улыбкой в школу» для родителей и проведен анализ реализации проекта.
В результате по завершению управленческого проекта был создан банк нормативно-правовой базы по адаптации первоклассников, созданы благоприятные адаптационные условия первоклассникам к их обучению в школе, сократился адаптационный период.
Выводы по второй главе
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Для изучения уровня адаптации первоклассников к школе мы использовали ряд методик, которые показали, что только 40% детей проходят адаптационный период безболезненно.
Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку необходимо использовать такие методы, как анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах и экскурсиях.
Заключение
В последнее время в литературе уделяется много внимания вопросу о детях, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе.
Адаптация в первом классе – очень сложный, но важный период для детей: ребенок осваивает новую роль ученика. Школа, в которую входит ребенок - это большая социальная группа. Для ребенка новым видом деятельности становится - учебная; появляются одноклассники, учителя. У шести-семилетнего ребенка, имеются основные предпосылки учения: способы познавать деятельность, мотивация. Становление его как ученика, происходит в процессе обучения и всей школьной жизни. Ребенок не готовый к обучению в том, или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении.
Первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда четко проявляются родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты: часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Так как не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.
Для преодоления периода адаптации может был реализован управленческий проект «С улыбкой в школу» . Проект был реализован во всех видах деятельности ребенка. Такие занятия содействуют успешному обучению первоклассников. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.
Целью исследования было – выявить уровень адаптации первоклассников к школе и разработать педагогические условия успешной адаптации.
Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.
Список литературы
- Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. С. 260.
- Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. Венгер – 1995. – № 8. – С. 66-74.
- Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с.
- Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов [Текст] / Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.- № 4. - С. 59-66.
- Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 1996. – 184 с.
- Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина – М., 2003. – 456 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Педагогика, 1989.
- Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск, 1992. – 133 с.
- https://poisk-ru.ru/s36493t15.html
- https://studopedia.su/1_11057_videlyayutsya-gruppi-detey-s-legkoy-adaptatsiey-adaptatsiey-sredney-tyazhesti-i-tyazheloy.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/11/konsultatsiya-dlya-roditeley-vozrastnye-0
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/09/20/roditelskoe-sobranie-v-starshe-podgotovitelnoy
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2020/03/03/faktory-vliyayushchie-na-adaptatsiyu-pervoklassnikov
- https://infourok.ru/adaptaciya-pervoklassnikov-k-shkole-978166.html
Приложение 1
Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса |
оценка за 1-й ответ |
оценка за 2-й ответ |
оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.