Файл: Нотариат в РФ (Теоретические аспекты нотариата в России на современном этапе его развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выдачу денежной суммы (ценных бумаг) кредитору осуществляют на основе поданного последним заявления.

Реализация должником долговых обязательств при участии нотариуса проводится тогда, когда:

  • отсутствует сам кредитор (лицо, уполномоченное им принять данное исполнение) в месте, где это обязательство быть должно исполнено;
  • имеется недееспособность кредитора, отсутствует у него представитель;
  • отсутствует четкость по поводу того, кто имеет статус кредитора по обязательству, конкретно, в связи с дебатами по данному поводу меж кредитором и лицами иными;
  • фиксируется увиливание кредитора от исполнения либо имеется другая просрочка[23].

Уточним, участие лицензированного лица, так называемого Escrow Agent, обладающего правом на принятие денежных сумм либо бумаг (ценных) во исполнение перед кредитором обязательств должника является весьма востребованной практикой на западе[24].

Нотариальные действия, свершаемые сегодня нотариусами, обязаны регистрироваться в специальном реестре.

Любое нотариальное действие обладает присваиваемым порядковым отдельным номером, который указан на любом из экземпляров оформляемого нотариусом документа, а также в удостоверительных надписях.

Выдача выписок из реестра по заявлению (письменному) юр и физических лиц, от имени и по поручению которых свершались нотариальные действия, для нотариуса обязательна.

Если документы, удостоверенные либо выданные нотариусами, утрачены, указанным выше лицам выдают дубликаты потерянных документов.

Нотариус, представляющий нотариальную государственную контору, взимает пошлину, поступающую затем в местный бюджет. Для частнопрактикующего нотариуса - это тариф. Величины первого и второго одинаковы, т.к. установлены законодательством РФ. Уточним, государственные нотариусы получают фиксированную зарплату, частнопрактикующие специалисты уплачивают налоги государству самостоятельно.

Необходимо отметить, что законодательно определена группа лиц, в отношении к коей предусмотрены льготы для свершения нотариальных действий, формировании проектов документов, а также выполнении работ технической направленности, выдаче копий.

Итак, в качестве вывода отметим, что нотариусы (государственные, частнопрактикующие) имеют право свершать такие нотариальные действия: выдавать свидетельства о праве собственности в доле общего имущества супругов; удостоверять сделки; налагать-снимать запреты на отчуждение имущества; свидетельствовать о верности копий документов, а также из них выписок; о подлинности на документах подписи; о верности переводов документов с языка на иной; удостоверять идентичность гражданина с лицом, которое представлено на фотоснимке; удостоверять факты пребывания лица в живых либо его нахождение в каком-либо месте; заверять точное время предъявления документов; брать в депозит бумаги (ценные), а также денежные суммы; передавать заявления физических и юридических лиц иным лицам; совершать надписи исполнительного характера; совершать протесты по векселям; предъявлять к платежу чеки, а также удостоверять их неоплату; совершать протесты (морские); брать на сохранение документы; обеспечивать доказательства.


В компетенцию нотариусов, осуществляющих деятельность в нотариальных государственных конторах, входят деяния, которые предваряют оформление наследства, а именно: подготовку-выдачу свидетельств о правах наследования; принятие нужных мероприятий по сбережению имущества (наследственного).

Если в нотариальном округе нет нотариальных государственных контор, совершение подобных деяний, которые связаны с оформлением наследства, выполняет нотариус, практикующий частным образом.

Глава 2. Проблемные аспекты современного нотариата и совершенствование законодательства в этой сфере

2.1. Проблема законодательного закрепления возможности нотариуса в обеспечении законности гражданского оборота

Нотариальная деятельность сегодня выступает в качестве надежной формы обеспечения законности гражданского оборота, а также защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Ежедневная деятельность нотариусов способствует развитию гражданского оборота, а также повышению правовой грамотности нашего общества.

Между тем, в настоящее время существуют актуальные проблемы, которые стоят перед нашим государством и обществом, в решении которых нотариат может выступать эффективным механизмом.

Одной из существенных проблем является проблема, связанная с нотариальным удостоверением сделок с недвижимостью. Существенность данной проблеме придает тот факт, что недвижимость имеет большое значение в гражданско-правовых отношениях.

До принятия действующего ГК РФ нотариальная форма гражданско-правовой сделки, включая куплю-продажу недвижимости, была обязательна. На сегодняшний день закон требования о совершении сделок с недвижимостью исключительно в нотариальной форме не содержит, и участники сделки вправе по своему усмотрению выбрать любой вариант заключения договора - с нотариусом или без, поскольку они имеют одинаковую юридическую значимость и одни и те же правовые последствия - смену собственника. Нотариус, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, может удостоверить любую сделку, в том числе и такую, для которой нотариальное удостоверение обязательным не является.


Данный вопрос довольно часто поднимается на различных юридических площадках, причем у обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижностью имеются как сторонники, так и противники.

Законопроект об обязательном нотариальном заверении сделок с недвижимостью[25] обострил дискуссию уже на государственном уровне. Многие эксперты утверждают, что «нотариальное удостоверение сделки дает больше гарантий защиты прав сторон в сравнении с простой письменной формой сделки купли-продажи недвижимости. Нотариальное удостоверение - это пожизненная правовая и финансовая гарантия прав собственника. Более того, в случае нотариального удостоверения сделок с недвижимостью предполагается, что уменьшится загрузка судов, так как сделки, удостоверенные нотариусом, намного реже оспариваются в судах»[26], с этим нельзя не согласиться.

На наш взгляд, вытеснение из оборота недвижимости нотариата привело к росту маклерской деятельности, которая стоимость своих услуг поднимает существенно, при этом такие услуги соответствуют их качеству, и отсутствует какая-либо ответственность за результаты сделок. Вместе с тем предполагалось, что либерализация законодательства будет способствовать снижению расходов участников рынка, однако поток незаконных сделок по отчуждению имущества растет. Рассмотрим пример из судебной практики: «...в 2014 г. в Ульяновске состоялся процесс по делу мошенников, которые присваивали квартиры детей-сирот, получивших жилье по государственному сертификату. По указанию главаря 23-летний бывший воспитанник детского дома собирал информацию о сиротах, у которых на счетах были деньги и право на жилищные сертификаты. Молодой человек способствовал встрече с лицом, которое называло себя «риелтором», в дальнейшем сироты лишались и нормального жилья, и вырученных за него денег. Если жертвы начинали возражать, им угрожали и заставляли отказаться от недвижимости насильно»[27]. По мнению авторов нового законопроекта, именно положение российского законодательства о простой письменной форме договоров с недвижимостью позволяет мошенникам наживаться на беззащитных гражданах[28].

Однако некоторые специалисты придерживаются мнения о том, что нет никакой необходимости в нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью, потому что это отягощает и так достаточно сложную процедуру регистрации недвижимости[29]. Выдвигается и аргумент о том, что с наплывом сделок нотариусы не справятся и появятся огромные очереди. Но, очевидно, что при помощи найма дополнительных кадров и расширения существующих нотариальных контор проблему очередей можно решить.


Некоторые юристы утверждают, что, если законопроект будет рассмотрен положительно и нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью станет необходимостью, можно с большой долей вероятности утверждать, что сообщество нотариусов подвергнется существенному давлению со стороны криминалитета[30].

Однако проблема в данном случае заключается в том, что даже в случае, если кто-то пострадал, в этом вины нотариуса не всегда можно усмотреть. Например, путем мошеннических действия, мошенник подделал документы, скрыл факт смерти скрыл или скрыл недееспособности доверителя, необходимость согласия органов управления, претензии третьих лиц или обременения имущества. Впоследствии сделка признана недействительной, но исключительно на стороне сделки лежит вся вина. Здесь в значительной мере может помочь обязательное страхование деятельности нотариуса, которое уже действует. В принципе оно может покрывать и риски, которые с мошенническими действиями стороны договора связаны, но необходимо внести изменения в законодательство. С этой целью в законодательстве о нотариате следует предусмотреть, что объектом страхования по договору страхования гражданской ответственности являются интересы имущественного характера, связанные с риском ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, которые также могут быть связаны с мошенническими действиями стороны договора по обязательствам, появляются из-за причинения вреда имущественного характера такому лицу, которое обратилось за совершением нотариального действия, и (или) третьим лицам при осуществлении деятельности в нотариальной сфере.

Удостоверение сделок с недвижимостью - это достаточно трудоемкий процесс, который занимает много времени, но вместе с тем высоко оплачивается. Возможно, участникам сделок придется оплачивать не только услуги нотариусов, но и дополнительно услуги юристов (риелторов) по сопровождению сделок, что приведет к еще одним незапланированным расходам граждан. В данных ситуациях для малоимущих слоев населения должна действовать система ранжирования оплаты нотариальных услуг, так как их возможности по оплате нотариальных услуг ограничены. Особенно это касается жилья, приобретаемого или продаваемого малоимущими российскими гражданами, а также там, где затрагиваются интересы недееспособных граждан, в том числе пенсионеров и несовершеннолетних детей.

Если в масштабах страны смотреть на проблему, то обязательным должно быть нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью. С данным предложением солидарен и советник Президента РФ В. Яковлев. Так, на состоявшихся 7 апреля 2016 г. в Государственной Думе парламентских слушаниях на тему «Нотариат как эффективный механизм защиты прав граждан и юридических лиц: актуальные задачи и пути их решения», данную проблему затронул в своем выступлении В. Яковлев. По его мнению, с которым следует согласиться, сделки по обороту недвижимости должны подлежать нотариальному удостоверению. Крупным просчетом формирования современной правовой системы, влекущий за собой очень серьезные последствия для наших граждан, назвал В. Яковлев отсутствие нотариального удостоверения таких сделок[31].


Нотариус при удостоверении сделок с недвижимым имуществом должен убедиться в том, что недвижимое имущество не находится под арестом, наложенным следственными органами или судом, так как недвижимое имущество, состоящее под арестом, не может являться объектом отчуждения. Информация относительно отсутствия арестов на недвижимость содержаться должна в выписке из Единого государственного реестра недвижимости. На сегодняшний лень нотариусами не проверяется факт возможного наличия запрещений отчуждения недвижимого имущества, ввиду того, что проверка имущества на наличие запрещений не входит в функции нотариусов в связи с отсутствием для этого законодательных оснований.

Серьезной оценки нуждаются и новеллы Основ законодательства о нотариате, которые ориентированы на совершенствование обращения взыскания на заложенное имущество, породившие значительные правоприменительные трудности. Количество связанных с этими нововведениями критических публикаций беспрецедентно. Утверждают, что для выяснения смысла почти каждого из них «необходимо продираться сквозь буйные заросли, выросшие на этой ниве отечественного законотворчества, поэтому зачастую трудно... сдержать иронию, скепсис, сарказм и иные близкие к ним эмоции»[32].

По сути, роль нотариуса при совершении нотариальной надписи прямо связана с обеспечением законности, но законодатель поставил его в весьма непростое положение. Так, нотариус должен известить залогодателя о будущем совершении надписи, направив ему соответствующее уведомление и предоставив семидневный срок для предоставления возражений. На практике это может оказаться невыполнимым ввиду отсутствия залогодателя по указанному в договоре адресу и соответственно объективной возможности у нотариуса проверить бесспорность требований залогодержателя[33]. Как следствие, растет вероятность и злоупотреблений контрагентов их правами по договору, и превращения исполнительной надписи в инструмент реализации таких злоупотреблений.

Позитивным можно признать упрощение процедуры обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации. Такой эффект вполне отвечает, например, критериям и целям конституционализации правового регулирования лизинга. Право лизинговой компании на получение образовавшейся задолженности в бесспорном порядке является действенным средством судебной защиты инвестиций. Однако далеко не всегда у компании-лизингополучателя оказываются на счетах финансовые средства. Поэтому Правительство РФ озаботилось разработкой закона, предусматривающего внедрение механизмов внесудебного изъятия и реализации предмета лизинга. К таким средствам специалисты причисляют и институт исполнительной надписи нотариуса[34]. Осталось найти законодательную конструкцию, которая обеспечивала бы конституционную сбалансированность интересов участников соответствующих договорных отношений и учитывала специфику нотариальной практики. Решению этой задачи могут способствовать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом РФ применительно к механизму банкротства[35], включая вывод о конституционности законоположения, направленного на соблюдение установленного порядка рассмотрения требования залогодержателя об обращении взыскания на заложенное имущество, предоставленное залогодателем, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в обеспечение исполнения обязательств иного лица.