Файл: Пространство политических коммуникаций региона: взаимодействие региональной власти и СМИ».pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 367
Скачиваний: 3
Однако если признать, что политический формат публичного дискурса задается четырьмя-пятью федеральными телеканалами (деятельность которых строго отслеживается государством), то картина окажется принципиально иной. Демонстрирующей, что «государственные» массмедиа являются основным инструментом регулирования политических коммуникаций. Плотность государственного контроля за медиа рынком выражается и в тенденции к монополизации собственности на печатные СМИ и в значительном сокращении числа независимых местных и региональных изданий.[39]
Основная политическая функция СМИ состоит в мобилизации общества на поддержку правительственным решениям. Но это не стимулирование посредством СМИ интереса граждан к политике и поддержка участия общества в политическом процессе, а усиления конформизма. Таким образом, результативность деятельности СМИ … сводится не к повышению интереса граждан к общественно-политической жизни страны через приобщение их к осознанному восприятию политических новостей, а провоцированию бездумного, некритического «патриотизма».[40]
В результате широчайшего распространения и проникновения сравнительно дешевой медийной продукции практически во все сферы жизни общества она превратилась в символическую среду, формирующую общественные представления о реальности, в частности о мире политики. При этом специфические медийные требования начинают играть все более значительную роль в обеспечении эффективности политической деятельности. Тем самым ограничения, налагаемые на политических акторов в ходе коммуницирования, ставят их во все большую зависимость от средств массовой информации[41].
Как показывает практика, при пониманиями и восприятии населением положительных сторон общей концепции работы руководства региона граждане готовы его поддержать и не выражать недовольства публично. «Это вполне соответствует тому характерному для России восприятию власти, на которое указывает А. Тихонов: «в нашей ментальности «власть» и «управление» – синонимы. Проблема в связи с этим видится не столько в «дефиците демократии», сколько в «дефиците управления» в работе органов власти»[42].
Не подлежит сомнению право граждан на получение информации о деятельности государственных органов, и оно признается одним из важнейших гражданских прав, а изучение и формирование, а также коррекция общественного мнения рассматривается как обязательный инструмент государственной политики. В условиях функционирования информационного общества информационное обеспечение деятельности органа власти представляет собой стратегическую задачу. Отсюда необходимо повышенное внимание и понимание к деятельности связей с общественностью и их пресс-служб в надлежащем исполнении задач, связанных с реализацией целевой информационной политики[43].
2 СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ В РФ
2.1 Правовые условия для деятельности СМИ в РФ
В данной части работы речь пойдет о необходимости соблюдения и обеспечения конституционных прав граждан в рамках деятельности средств массовой информации (без учета вида носителя информации). Известно, что правовое регулирование любой сферы общественных отношений зависит от качества разработки и актуальности нормативных правовых актов, которые в свою очередь являются залогом положительного регулирования той или иной области жизни общества.
В главном законе страны - Конституции РФ - определение понятия средства массовой информации не дано. Такое определение мы можем найти в Законе РФ № 2124-1 «О средствах массовой информации» от 27.12.1991. В нем средства массовой информации характеризуется как периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Закон № 2124-1 занимает главное место при регулировании деятельности любого СМИ, так как регламентирует правовое положение учредителей, редакций, журналистов, дает определение основных понятий в сфере масс-медиа, описывает права и обязанности журналистов, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры[44].
Непосредственно в тексте Конституции (статья 29) описаны нормы, на основании которых осуществляется конституционно-правовое упорядочение деятельности средств массовой информации в России. Понятие свободы массовой информации логично следует из содержания соответствующих статей Конституции (статьи 1 и 29) - каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова.
Для защиты свободы мысли российское законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг и сознание медикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами. В частности, подобные ограничения содержатся в Законе РФ № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992. В свою очередь Закон № 2124-1 запрещает использовать скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации для воздействия на подсознание людей человека[45].
Свобода слова (на основании статьи 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года) представляет собой возможность каждого человека устно и/или письменно выражать свое мнение, что должно гарантироваться государством. В право свободного выражения своего мнения включены свобода придерживаться своего мнения и свобода поиска, получения и распространения информации и идей любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Право на участие в выборах, на петицию, на образование; свободы совести, творчества основывается на декларируемой свободе выражения мнения[46].
Полноценная деятельность средств массовой информации в России возможность снова обеспечивается положениями Конституции РФ, в частности - гарантией самостоятельно мыслить и выражать свое мнение. Свобода слова и свобода мысли являются фундаментом для реализации конституционного принципа свободы массовой информации (в соответствии со статьей 29 Конституции РФ). Данный принцип раскрывается в статье 1 «Свобода массовой информации» Закона № 2124-1, которая указывает, что свобода массовой информации включает:
- свободу деятельностной стороны СМИ (поиск, получение, производство и распространение массовой информации);
- свободу организационной стороны СМИ (учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими);
- свободу технической стороны СМИ (изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации)[47].
Свобода информации является основным принципом для современных информационных отношений в обществе, который провозглашается во Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах, конституциях стран мира[48].
Под свободой массовой информации так же понимается «комплекс прав, включающий права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию любым законным способом, осуществление которых связано с ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ в той мере, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, а также в иных конституционно обоснованных целях ограничений»[49].
Кроме того, свобода массовой информации определяется А.А. Малиновским как возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять СМИ при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неограниченного круга лиц[50].
Следовательно, свобода массовой информации представляет собой техническое обеспечение свободы мысли и слова через профессиональную деятельность специальных субъектов общественных отношений - средств массовой информации. Однако, на двойственное значение свободы массовой информации обращает внимание Г.А. Марзак, отмечая, что свобода массовой информации следует рассматривать не только как свободу организаций СМИ от вмешательства со стороны государства и граждан, но и как индивидуальное право и свободу человека и гражданина на получение и распространение мнений и информации с помощью СМИ[51].
Подробнее следует остановиться на запрет цензуры - важном принципе для деятельности средств массовой информации в России, что также закреплено в Конституции РФ. Непосредственного определения данного термина нельзя встретить ни Конституции РФ, ни Законе № 2124-1. Но Закон № 2124-1 указывает, что цензура может проявляться в совершении определенных действий, таких как вмешательство в деятельность СМИ с требованием согласования содержания сообщений и материалов до их распространения и стремление наложить запрет на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей. Иначе говоря, цензура может быть предварительной, последующей и карательной[52].
Нередко законные требования о запрете цензуры стремятся обойти, маскируя цензуру под, например, условия работы аккредитованных журналистов, договоры о политкорректности между СМИ и органами власти. Однако подобные неправомерные ограничения профессиональной самостоятельности редакций СМИ могут рассматриваться фактически как цензура журналистских сообщений и материалов[53].
Сочетание конституционных принципов свободы мысли и слова, свободы средств массовой информации и запрета цензуры определяет основу деятельности СМИ в Российской Федерации и должно соблюдаться при совершенствовании законодательства, обусловленном современными тенденциями развития цифровых технологий. В частности 14 июня 2011 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» (далее — Закон № 142-ФЗ). Закон № 142-ФЗ отражает основные положения государственной политики в сфере телерадиовещания, закрепленные в: — Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.11.2007 № 1700-р); - Федеральном законе от 27.07.2010 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”» (в части обеспечения распространения обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов); — Указе Президента РФ от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». Закон № 142-ФЗ акцентирован на необходимости законодательного регулирования произошедших за последние десятилетия организационных, технических, экономических изменений в сфере производства и распространения электронных СМИ, а равно перспектив развития рынка телерадиовещания, связанных с переходом к цифровому вещанию. Закон № 142-ФЗ вводит актуальный на сегодняшний день правовой институт «сетевое издание», применимый для сайтов в Интернете, зарегистрированных в качестве СМИ. Также корректируются признаки СМИ, с тем чтобы к СМИ можно было относить интернет-сайты (признак периодичности распространения дополняется признаком периодичности обновления), при этом Закон № 142-ФЗ сохраняет принцип добровольности регистрации интернет-сайтов в качестве СМИ. Законодателем дается расширенное определение СМИ, под которым понимается периодическое печатное или электронное издание, в том числе сетевое, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, иная форма распространения массовой информации, имеющая постоянное наименование (название) и установленную периодичность распространения и (или) обновления массовой информации. Внесенные Законом № 142-ФЗ преобразования в значительной степени направлены на усовершенствование правового регулирования и деятельности СМИ в Российской Федерации с учетом их модернизации, но при этом должны способствовать сохранению конституционного принципа свободы массовой информации.
2.2 Экономические условия для деятельности СМИ в РФ
При близком знакомстве с историей развития и правового обеспечения деятельности средств массовой информации в нашей стране (как и в других странах мира) можно прийти к важному логическому выводу: масс-медиа являются не только социальным институтом современного общества, но и достаточно сложным предприятием со специфическими экономическими признаками. Соответственно, каждое СМИ может являться активным субъектом и объектом рыночных отношений.
С учетом такой двойственной природы средств массовой информации следует учитывать разницу в целях СМИ как социального института (в частности - обеспечение социальной коммуникации между различными частями социума), а также как предприятия - получение и рост прибыли[54].
Ни в коем случае не следует принижать значение путей финансирования средств массовой информации, так как только признание того факта, что любой информационный товар стоит денег, позволит разобраться в основных аспектах деятельности современных СМИ (отечественных и зарубежных). В мире капиталистических отношений («невидимая рука рынка») СМИ одновременно представляют из себя средство производства и товар, Следовательно у них должны быть (и есть!) конкретные владельцы (государство, собственник, журналистский коллектив и т.д.), определяющие как экономическую политику СМИ, так и их информационную политику (прямо или косвенно).
На основании анализа экономических показателей редакций выделяют три наиболее распространенные стратегии существования СМИ в современной России:
- редакция получает основные доходы от публикаций рекламы:
- редакция работает на средства спонсоров и инвесторов;
- редакция существует благодаря бюджетным дотациям[55].
Непосредственно информационный продукт, который производится большинством средств массовой информации, не приносит им ощутимого дохода. Поэтому для СМИ важным вариантом существования и дальнейшего развития на информационном рынке становится получение рекламной прибыли.
Эксперты, рассматривая современную российскую прессу, признают,, что «по такому сценарию работает не более 10% от общего количества газетной периодики в России»[56]. В остальных видах СМИ ситуация носит схожий характер за незначительными исключениями. Попытки отрегулировать российское законодательство в отношении распределения средств бюджетов, которые направляются на поддержание СМИ, на данный момент приводят к незначительным успехам. Как и раньше большая часть финансирования приходится на лояльные к власти медийные структуры.