Файл: Колбовский Ландшафтоведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2019

Просмотров: 15160

Скачиваний: 504

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

зации. Именно таковой была логика и всех дальнейших земельных 

переделов,  в  особенности  в  советскую  эпоху,  только  масштабы 

изменений при каждом переделе становились все более впечатля-

ющими и роковыми... для ландшафта.

 

Зачастую программы современных экологов построены на том 

обстоятельстве  (представляющемся  многим  бесспорным),  что  ди-

кие животные всецело связаны с природой, но на самом деле это 

не совсем так. Освоение природных ландшафтов в ходе сельскохо-

зяйственной  деятельности  способствовало  увеличению  протяжен-

ности лесных опушек и повышению продуктивности лесных уго-

дий. Многие культуры, возделываемые человеком, стали лакомым 

кормом для диких обитателей леса.

 

Опушка  —  переход  от  леса  к  полю  или  лугу  —  важнейший 

жетон культурного ландшафта: отсюда легко достижимы и поле 

с  сельхозпродуктами,  и  лес  —  надежное  укрытие,  поэтому  посте-

пенно  опушка  стала  излюбленным  местом  обитания  самых  раз-

ных зверей и птиц.

 

Сельхозугодья,  примыкающие  к  водоемам,  использовались 

водоплавающими  птицами  как  гнездовые  площадки,  на  стерне 

охотно кормились выводки уток и стаи диких гусей. На сельскохо-

зяйственных  землях  (вдали  от  городов)  и  поныне  можно  встре-

тить  даже  такого  обитателя  тайги,  как  глухарь,  который  охотно 

жирует как на зеленях, так и на созревших колосьях. Лоси и оле-

ни,  косули  и  кабаны  —  нередкие  гости  полей  и  лугов,  куда  они 

выходят  полакомиться.  Вылетают  из  леса  покормиться  на  полях 

голуби, а в лугах находят приют чибисы и кулики.

 

Такое  привыкание, приспособление животных  к  сельскому лан-

дшафту происходило многие столетия. Сельскохозяйственный лан-

дшафт находился в движении в течение всего вегетационного пе-

риода.  Во  время  уборочной  урожай  убирался  жницами  с  серпом 

или  косцами  с  косой.  Медленно  менялся  облик  земель,  птицы  и 

животные получали возможность уберечься от гибели. Скошенные 

растения  связывали  в  снопы,  которые  составляли  в  копны  прямо 

на поле. Так, урожай дозревал или дожидался погожего дня, когда 

можно  было  начать  перевозку  его  к  токам.  Все  это  позволяло 

обитателям  сельхозугодий  (выводкам  куропаток,  перепелам,  зай-

цам) подкормиться. Затем урожай свозили к токам, где складывали 

в скирды.

 

Обмолот  длился  до  глубокой  осени,  после  него  вокруг  токов 

лежала солома, кучки семян сорных трав и половы. Многие пти-

цы  находили  себе  здесь  достаточно  корма,  чтобы  благополучно 

дожить до весны, до первых проталин на зеленях озимых культур. 

К  токам  «жались»  и  другие  животные  —  зайцы-русаки,  хорьки, 

лисицы.

 

Так  за  многие  века  произошло  проникновение  диких  живот-

ных в пространство культурного ландшафта, своеобразная диф-

 

348

 

фузия местообитаний, связанных с биологией диких видов и «мест» 

в окружении человеческого жилья. Особую роль  в таком взаимо-

проникновении  играли  мелкоконтурность  и  мозаичность  тради-

ционного  сельскохозяйственного  ландшафта  —  особая  мозаика 

сочетания полей с островными и полосными лесами.

 

7.6. Дворянские усадьбы в культурном ландшафте

 

России

 

Среди  фрагментов  культурного  ландшафта,  оставшихся  нам  в 

наследство  от  прошлого,  наибольший  интерес  представляют  про-

винциальные  усадебные  парки.  Дворянские  усадьбы  России  — 

уникальный  пример  попытки  осознанного  формирования  чело-

веком  искусственного  ландшафта,  причем  такой  попытки,  кото-

рая не была жестко связана с утилитарными хозяйственными по-

требностями,  а  отражала  эстетические,  этические  и  даже  фило-

софские  пристрастия  своих  создателей  —  провинциальных  поме-

щиков «средней руки».

 

Небогатое  сельское  хозяйство,  отдаленность  земель  большей 

части  провинциальных  российских  уездов  от  обеих  столиц  нало-

жили  свой  отпечаток  на  усадебное строительство  в  имениях  цен-

тра  и  севера  России.  Малоплодородные  почвы,  низкая  урожай-

ность  при  высокой  плотности  населения,  почти  полное  отсут-

ствие  технического  оборудования  —  все  это  обесценивало  земле-

дельческие  занятия  жителей  края,  которое  не  могло  приносить 

больших  доходов  владельцам  имений.  Поэтому  в  провинциальных 

губерниях  к  северу  от  Москвы  и  к  югу  от  Петербурга  были  рас-

пространены небольшие по размерам владения (300 — 400 десятин 

в  Ярославской  губернии;  для  сравнения:  в  Петербургской  губер-

нии 8000—10 000 десятин), хозяева которых недаром назывались 

«мелкопоместными дворянами».

 

Отсутствие возможности получать большие доходы за счет сель-

скохозяйственных  видов  деятельности  принуждали  владельцев 

имений  искать  иные  источники  прибыли.  Поискам  благоприят-

ствовали выгодное географическое положение многих уездов, раз-

витая  речная  сеть,  наличие  некоторых  видов  сырья  и  развитие 

множества  местных  промыслов,  ремесел  и  заводской  промыш-

ленности.

 

Под влиянием этих обстоятельств складывалась структура мест-

ных  усадеб,  в  состав  которых  часто  входили  небольшие  цеха  по 

переработке  сельхозпродукции,  предприятия  мелкой  промышлен-

ности. Сначала декоративный элемент был как бы вкраплен  в об-

щий  хозяйственный  фон  имения,  а  позднее,  напротив,  отдель-

ные утилитарные элементы включались в общий ансамбль усадь-

бы  или  дворцово-паркового  комплекса,  строящегося  по  законам 

художественной композиции.

 

349

 


background image

До  нашего  времени  в  пределах  провинциальной  России  сохра-

нились  сотни  усадебных  парков.  Ярославское  и  тверское,  влади-

мирское  и  костромское  мелкопоместное  дворянство  обратилось  к 

устройству своих усадеб уже после заката эпохи  регулярного парка, 

поэтому  в  провинциальных  имениях  можно  встретить  лишь  от-

дельные  элементы  регулярной  планировки  и  сопутствующие  ему 

архитектурные сооружения в стиле барокко. Иногда в центральной 

части  паркового  ансамбля  угадываются  фрагменты  строгого 

квадрата  с  пересекающимися  диагональными  дорожками;  кое-где 

сохранились  «барочные»  пруды  с  прихотливыми  очертаниями  бе-

реговой линии в стиле «барочной» пряжки.

 

Однако  гораздо  более  были  распространены  пейзажные парки 

с  живописной  планировкой,  основанной  на  смене  пейзажных 

картинок  при  перемещении  по  основным  прогулочным  осям-мар-

шрутам  в  сочетании  с  архитектурными  сооружениями  классиче-

ского или эклектичного характера.

 

Свойства  и  особенности  провинциального  ландшафта  во  мно-

гом  определили  условия  и  специфику  русского  паркостроения. 

Сады  и  парки  севера  возникали  на  территории,  где  сам  масштаб 

природного  окружения  (огромные  лесные  массивы,  широкие  пой-

мы  рек,  бескрайние  поля)  был  иным,  далеким  от  «камерного» 

культурного  пространства Западной  Европы.  Суровая  русская  зима, 

с  одной  стороны,  сужала  выбор  древесных  пород  при  устройстве 

усадьбы, с другой  — придавала совсем иной, более сдержанный 

и стройный  облик  парку за счет  неизбежного включения плотных 

массивов ели и других хвойных в общую композицию.

 

Заливные  луга  с  их  пестрым  ковром  разнотравья,  пойменные 

старицы в обрамлении ивовых куп, кайма «еловой готики» далеких 

лесов  на  горизонте  и  светлая  «кудрявая»  березовая  роща  вблизи, 

длинные ряды крестьянских изб где-то на бровке речной террасы, 

белеющие постройки самой барской усадьбы  — в этот пейзажный 

фон вписывались усадебные парки региона в XVJJ — XVIII вв.

 

Парк воспринимался в контексте культурных интересов эпохи, 

в  ореоле  литературных,  художественных  образов,  поэтому  мир 

освоенного  сельского  ландшафта  наполнен  символами,  во  мно-

гом  заимствованными  из  европейской  пейзажной  живописи  с  ее 

куртинами  рощ  среди  лугов,  мельницами,  тучными  стадами  И 

пастухами,  расположившимися  у  подножья  старого  дерева.  По-

добная  мифологизация  ландшафта  —  с  большей  или  меньшей 

силой — проявилось во множестве созданных пейзажей тех лет.

 

Образ  парка  во  многом  зависел  от  характера  преобладающей 

высокоствольной  древесной  растительности.  По  виду  дендрологи-

ческого  состава  можно  выделить  однопородные  парки  —  с  липо-

вым,  березовым  древостоем,  отличающиеся  светлым  общим  ко-

лоритом.  На  севере  России  можно  столкнуться  с  сосновыми  пар-
350

 

ками,  также  скорее  светлыми,  чем  темными.  В  композиции  мно-

гопородных  парков  участвовали  разные  деревья,  но,  как  прави-

ло,  преобладали  лиственные,  создавшие  различный  колорит  (та-

кова,  например,  усадьба  «Ботик»  под  Переславлем-Залесским). 

Наконец,  в  ряде  усадеб  помещиками-любителями  были  созданы 

настоящие  дендропарки,  отличавшиеся  большим  количеством 

содержащихся в них экзотов.

 

Дошли  до  нашего  времени  и  отдельные  образцы  пейзажно-ро-

мантических  парков  (знаменитая  некрасовская  «Карабиха»  близ 

Ярославля),  среди  которых  особенно  были  распространены  пар-

ковые  комплексы  с  псевдоготическим  и  псевдорусским  стилем 

середине XIX — начала XX в. В 60 — 80 годах XIX в. стала все более 

заметно  проявляться  тенденция  к  замене  декоративных  предста-

вительных  парков  при  усадьбах  так  называемыми  экономическими 

садами,  которые  имели  хозяйственные  цели,  но  включали  в  себя 

также  и  некоторые  декоративные  элементы,  частично  использо-

вались для отдыха.

 

Размах усадебного строительства шел постепенно на убыль уже в 

течение  первой  половины  XIX  в.,  но  к  1860—  1870-м  годам  этот 

процесс  ускорился  и  приобрел  необратимый  характер.  Меняется 

и  сама  эстетическая  установка.  Новые  реконструирующиеся  усадьбы 

стали  больше  напоминать  богатые  дачи,  ценится  уже  не  внешний 

блеск  или  показное  великолепие,  а  скорее  интимность,  уют,  по-

этичность  природного  окружения  дома,  бытовые  удобства.  В  то 

время строится большое количество купеческих дач, в том числе 

и  поражавших  роскошью,  вызванной,  видимо,  стремлением  раз-

богатевшего простолюдина перещеголять былых помещиков.

 

«Удовольствие впечатлений» предусматривалось уже на подъезде к 

усадьбе; почти все поместья русского севера связаны были с 

большими дорогами специальной подъездной дорогой-аллеей, ко-

торая могла быть обрамлена вековыми березами или липами. При-

ближаясь к поместью, барин или гости должны были заранее про-

чувствовать красоту пейзажа. Часто аллея создавалась «на раз» в 

ожидании приезда предполагаемых высоких «белых» гостей; так, в 

Верхневолжье многие аллеи-дороги называются «екатеринин-

скими», хотя императрица вряд ли осчастливила своим присут-

ствием всех желающих принять ее честолюбцев. Иногда помещи-

ки, имевшие по несколько владельческих сел, связывали их не-

маленькими (по 1,5 — 2,0 версты) аллеями-дорогами; в другом ва-

рианте такая же дорога устраивалась к соседу. Выезд в гости на 

тарантасе, в бричке или верхом, несомненно, был смесью празд-

ника и отдыха в небогатой событиями жизни провинциального

 

помещика.

 

Усадьбы,  как  и  положено  истинно  рекреационному  объекту, 

имели  четкие  границы,  отделявшие  их  от  бытового  «хозяйствен-

ного» или «дикого» ландшафта (рис. 7.14). Функцию границ вы-

 

351

 

 


background image

полняли не заборы, а рядовые посадки высоких деревьев  — елей, 
лип, берез по краям двойного земляного вала с дренажной кана-
вой посередине.

 

Внутреннее пространство даже в поздних «экономических да-

чах»,  принадлежавших  разбогатевшим  купцам,  все-таки  оформ-

лялось исходя из эстетических и рекреационных запросов хозяина. 

Непременные  аллеи,  крестообразно  или  по  диагонали  членив-

шие территорию парка, создавали естественные «коридоры», пред-

назначенные для прогулки, беседы, созерцания. Выполненные из 

рядовых  насаждений  (липы  мелколистной,  дуба  черешчатого, 

лиственницы,  туи),  аллеи  обеспечивали  помещику  или  его  го-

стям тень — в жаркий летний день, защиту от ветра с дождем или 

снегом — в день ненастный холодного времени года. При этом со 

временем разросшиеся  и смыкающиеся над головой  кроны, кря-

жистые  мощные  стволы  придавали  «коридору»  почти  сказочные 

мифические  черты,  так  что  и  поныне  посетители  старых  парков 

могут  пережить  совершенно  необыкновенные  ощущения,  нахо-

дясь внутри аллеи.

 

Не будем останавливаться на многочисленных элементах внут-

реннего  декора  парка,  создаваемого  с  помощью  кустарниковых 

боскетов, цветочных клумб и партеров, а также парковой скульп-

туры. Отметим лишь те элементы композиции, которые явно со-

здавались для отдыха посетителей. Таковы, например, различные 

композиции  из  деревьев.  Пожалуй,  наиболее  удивительной  для 

парков провинциальной России является заимствованная из ран-

ней монастырской традиции круговая группа «12 апостолов»: вы-

саженные по окружности диаметром 6— 12 м деревья (липы, кед-

ры,  дубы)  образуют  как  бы  замкнутую  площадку  с  внутренним 

пространством,  предназначенным  для  уединения,  раздумий,  мо-

жет быть, обращений к Богу.

 

Уединение  и  «приватное»  общение  обеспечивали  и  многочи-

сленные беседки — «думки», являвшиеся принадлежностью прак-
тически каждого парка.

 

Особая роль принадлежала водным объектам в усадебных пар-

ках.  В приречных усадьбах  река  (средняя  или  совсем  маленькая) 

становилась непременной частью общей композиции — иногда ее 

«осью», иногда своего рода авансценой  — весь парк мог быть от-

крыт на реку; тогда главные аллеи обычно спускались по террасе 

и поверхности поймы прямо к руслу.

 

В створе парка непременно устраивался мельничный пруд или 

просто  искусственно  углубленный  бочаг,  служивший  для  купа-

ния и других увеселений обитателей усадьбы. Здесь же возле тыло-

вого шва поймы или в обрыве коренного берега реки открывался 

источник  грунтовых  вод,  который  также  оформлялся  и  местами 

использовался для обустройства «купальни» с более чистой и про-

хладной водой.

  

353

 

 

 


background image

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Многие  усадьбы  стояли  на  водоразделах  и  не  имели  выхода  к 

реке; в этом случае хозяева устраивали пруды. Лишь в беднейших 

поместьях  ограничивались  единым  водоемом  —  универсальным 

для всех нужд, гораздо более было принято устраивать два пруда: 

«черный»  —  хозяйственный,  расположенный,  как  правило,  в  по-

нижении  рельефа  (и,  следовательно,  перехватывающий  уже  не 

слишком  чистые  грунтовые  воды),  и  «белый»  —  господский,  от-

рываемый где-нибудь выше по склону и предназначенный только 

для отдыха и купания. Размеры, форма и глубина господского пруда 

определялись не столько гидрогеологическими условиями, сколько 

богатством и амбициями хозяина. В Верхневолжье известен пруд, 

являвшийся  как  бы  моделью  «Чесменской»  битвы,  в  которой  в 

молодости участвовал хозяин (село Смоленское Переславского уезда 

бывшей  Владимирской  губернии).  По  берегам  пруда,  на  аквато-

рии,  на  острове  посередине  воспроизведены  (разумеется,  доста-

точно  условно)  очертания  и  рельеф  Чесменской  бухты;  все  это 

было декорировано древесными и кустарниковыми насаждениями, 

мостами и мостками и прочими формами малой архитектуры.

 

Пруды с островом посередине вообще были популярны в про-

винции,  поскольку  в  этом  случае  создавались  дополнительные 

возможности для отдыха: акватория между островом и материком 

выглядела  как  канал  (иногда  канал  отрывали  в  форме  «барочной 

пряжки»),  его  берега  обсаживали  деревьями  (чаще  —  липами), 

которые,  разрастаясь,  затеняли  поверхность  воды  и  почти  пере-

крывали небо над головой. В таком пруду помимо обычного купа-

ния,  прыжков  в  воду  с  подвесных  качелей  и  канатов  было  воз-

можно  и  катание  на  лодке  вокруг  «острова-материка»,  причем  в 

жаркий летний день лодочная прогулка по затененной водной глади 

могла доставить немалое удовольствие. Зимой этот же пруд с ост-

ровом  посередине  превращался  в  прекрасный  каток,  на  который 

допускалась и вся окрестная детвора.

 

Вторую половину XIX и начало XX в. принято считать перио-

дом  упадка  усадебного  строительства,  однако  историческое  зна-

чение  этого  явления  для  культурного  ландшафта  России  трудно 

переоценить.  Трехсотлетний  опыт  осознанного  конструирования 

ландшафтов,  обогащение  видового  состава  флоры,  чрезвычайно 

искусное обращение с водой и моделирование рельефа  — все эти 

составляющие паркового искусства составляют своего рода золо-

той фонд современной ландшафтной экологии.

 

Полевые наблюдения

 

Экскурсия 10. Исследуем старинные парки.  Парки — объект уникальный и 

чрезвычайно  интересный  для  изучения.  Парки  могут  быть  предметом 
длительного  и  кропотливого  исследования,  причем  такое  исследование может 
быть проведено силами начинающих экологов-ланд-

 


background image

шафтоведов  и  не  требует  значительных  затрат.  Однако,  прежде  всего, 
нужно научиться понимать парки.

 

Восприятие  облика  парка  более  сложно,  чем  в  других  видах  изобра-

зительных искусств: день или утро, вечер, пасмурная или тихая ясная погода 
—  все  это  отражается  на  восприятии  пейзажа,  меняет  представление  о  нем, 
отпечатывается  в  сознании  не  только  через  зрительные  впечатления, 
включаются слух и обоняние, даже осязание.

 

Многие  старинные  парки  в  областях  российского  центра  объявлены 

памятниками  природы.  Однако  состояние  их  зачастую  никем  не  контро-
лируется,  по  большинству  объектов  отсутствует  какая-либо  документация, 
нет фотоматериалов. Между тем провести инвентаризацию парка,  поставить 
хотя бы первый приблизительный экологический «диагноз» — задачи не такие 
уж  сложные.  Их  вполне  могут  решить  и  школьники  в  рамках  проведения 
экспедиций по изучению природного и культурного наследия края.

 

Исследование  парка  обычно  проводится  по  определенному  плану,  в 

котором  должны  быть  отражены  как  формальные  (местоположение,  ко-
ординаты),  так  и  содержательные  моменты  (тип  парка,  его  состояние, 
композиция), связанные с общими свойствами культурного ландшафта.

 

1. 

Местоположение парка — здесь необходимо дать точный адрес 

объекта, если возможно, указать географические координаты или «при 
вязку» к хорошо известному объекту (остановке, зданию, памятнику). 

2. 

Составление плана парка на момент его обследования. На плане 

должны быть отражены контуры основных массивов деревьев, аллей и 
рощ, полян, лужаек, открытых откосов, партеров и т. п. В случае если на 
территории парка есть водоемы, они также должны быть зафиксированы 
на плане. Из построек парка прежде всего наносятся инженерные соору 
жения (мосты, плотины, дамбы), отмечаются места сохранившихся малых 
архитектурных форм и размещение усадебных построек (господский дом, 
амбар, конюшни т.п.). Конфигурация, границы и площадь парка описыва 
ются по готовому плану и с использованием натурных измерений. 

План  проще  всего  составить  методом  мензульной  съемки,  используя 

закрепленный на опоре планшет с компасом, визирную линейку и метр для 
замера линейных расстояний.

 

3.  Историческая справка по парку-памятнику природы должна вклю 

чать в себя любые обнаруженные сведения по истории возникновении 
парка, его первоначальному облику, происходившим изменениям, пере 
стройкам, переделкам и т.д. Работа по истории культурного ландшафта 
может превратиться в самостоятельное увлекательнейшее исследование. 
В местном (областном, районном, краевом) архиве могут быть обнару 
жены архитектурные планы и проекты двухсотлетней давности, выполнен 
ные тушью и акварелями на особенной старинной бумаге. Ценнейшую 
информацию о том, как выглядел парк в прошлом, могут дать и старин 
ные гравюры и картины из коллекции бывших его владельцев или случай 
ных гостей и посетителей.

 

Наконец,  с  помощью  специалистов  можно  своими  силами  провести 

небольшое  натурное  обследование  парка,  заложив  в  разных  его  частях 
несколько  шурфов-зондажей  и  почвенных  разрезов,  расчистив  дно  старых 
высохших водоемов и т.д.

 

355