Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегии, улучшающие отношение эмоций человека и справедливостью воздействия:

  1. самоконтроль (усилия по саморегулированию эмоций и действий);
  2. положительная переоценка (усилия по поиску достоинств сложившейся ситуации);

Стратегия взаимодействия с социумом:

  1. поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);

Стратегии, снижающие связь между эмоциями человека и справедливостью воздействия:

  1. дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
  2. бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).
      1. Классификация по К. Гарверу

Одна из самых подробных классфификаций представлена американским исследователем К. Гарвером.

Адаптивные копинг-стратегии, направленные непосредстенно на решение проблемы:

  1. Активный копинг (активные действия по устранению стрессора);
  2. Планирование (составление плана действий с учетом данной проблемной ситуации);
  3. Поиск активной социальной поддержки (поиск совета и помощи у общества);
  4. Положительное истолкование и рост (отношение к стрессовой ситуации как к эпизоду своей жизни, поиск положительных сторон);
  5. Принятие (признание ситуации реальной).

Адаптивные копинг-стратегии, не предполагающие активных действий:

  1. Поиск эмоциональной социальной поддержки (поиск сочувствия и понимания со стороны близких и общества);
  2. Подавление конкурирующей деятельности (сосредоточение на стрессоре в ущерб другим делам);
  3. Сдерживание (ожидание более благоприятных условий для разрешения проблемы).

Объективно неадаптивные стратегии, помогающие лишь в некоторых ситуациях:

  1. Выражение эмоций (эмоциональная реакция на проблему);
  2. Ментальное отстранение (фантазирование, отвлечение через развлечение, сон и др.)
  3. Поведенческое отстранение (отказ от разрешение проблемной ситуации).

Дополнительные стратегии:

  1. Использование алкоголя и наркотиков;
  2. Обращение к религии и вере;
  3. Использование юмора.
      1. Классификация копинг-стратегий по П. Тойсу

П. Тойс выделает когнитивные и поведенческие группы стратегий.

Когнитивные копинг-стратегии:

  1. С направленностью на ситуацию (продумывание, анализ альтернатив, создание плана, формирование нового взгляда, принятие, отвлечение, надежда на мистическое разрешение проблемы);
  2. С направленностью на экспрессию (разнообразные реальные и воображаемые способы выражение чувств, обращение к молитве);
  3. С направленностью на изменения в эмоциональной сфере (переинтерпретация чувств).

Поведенческие стратегии

  1. С ориентацией на ситуацию (прямые активные действия, психологическое уклонение от ситуации, поиск поддержки окружающих);
  2. С ориентацией на физиологические изменения (трудоголизм, использование алкоголя, наркотиков, медикаментов, сна, еды и др.);
  3. С ориентацией на эмоционально-экспрессивное выражение (катарсис, контроль чувств).
      1. Классификация копинг-стратегий по Э. Хайму

Э. Хайм выделял классифицировал стратегии копинг-поведения по степени их адаптивности и направленности. Эта классификация представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Когнитивные

Эмоциональные

Поведенческие

Адаптивные

«проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания»

«протест», «оптимизм»

«обращение», «сотрудничество», «альтруизм»

Относительно адаптивные

«относительность», «придача смысла», «религиозность»

«эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация»

«компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность»

Неадаптивные

«смирение», «диссимуляция», «растерянность», «игнорирование»

«подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность»

«активное избегание», «отступление»

      1. Классификация по Н. Агазаде

Н. Агазаде сформулировал признаки адаптивных и дезадаптивных копинг-стратегий.

Признаки адаптивности копинг-стратегии:

  • Поведение адекватно сложившейся ситуации и личности индивидуума;
  • Наблюдается кратко- и долговременный позитивный эффект;
  • Ориентированность стратегии на поиск решения, направленность на внутренний ответ и на внешнюю проблему;
  • Общая направленность поведения на сотрудничество с другими;
  • Своевременность действий;
  • Позитивное влияние стратегии на психическое и физическое здоровье, а также на благополучие в целом.

Признаки дезадаптивных копинг-стратугий:

  • Поведение НЕ адекватно сложившейся ситуации и личности индивидуума;
  • Возможно наступление быстрого успокаивающего эффекта, при отдаленных отрицательных последствиях;
  • Ориентированность стратегии на саму реакцию, направленность на коррекцию эмоционального состояния индивидуума в большей степени, чем на внешние стрессоры.
  • Манипулятивный и деструктивный характер поведения;
  • Негативное влияние стратегии на психическое и физическое здоровье, а также на благополучие в целом;
  • Снижение устойчивости к стрессу [25]
    1. Критерии оценки эффективности копинг-стратегий

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных совладающему поведению, вопрос критериев успешности и неуспешности процесса преодоления остается дискуссионным. Однозначно, конструктивное преодоление не должно приводить к дистрессу, дезадаптации, ухудшению социального функционирования.

Согласно К. Муздываеву, главная задача копинга – это преодоление трудностей, уменьшение отрицательных последствий, их избегание, или терпение их присутствия [10].

В рамках психоаналитического подхода рассматриваются механизмы психологической защиты. Их целью так же является сохранение целостности и адаптации личности, снижение напряжения и тревоги в трудной ситуации [14].

Следует отметить, что оценка эффективности совладающего поведения должна происходить в контексте специфичности возникшей стрессовой ситуации, личностных особенностей преодолевающего, репертуара использованных стилей и стратегий копинга, набора имеющихся ресурсов, целей, временных перспектив и многих других взаимосвязанных переменных. Оценка копинг-поведения строго субъективна и может совпадать, совпадать частично или полностью отличаться от субъективной оценки эффективности преодоления сторонними наблюдателями [1].

При рассмотрении копинг-поведения в профессиональной среде можно обратиться к такому понятию как профессиональное здоровье. Профессиональное здоровье – качество жизнедеятельности специалиста, которое характеризуется совершенной адаптацией к воздействию факторов профессиональной среды, формируемое достаточным физическим и духовным благополучием, достаточным для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Профессионально здоровый человек сохраняет защитные и компесаторные механизмы, а также способность к восстановлению рабочего состояния [7].

Таким образом, в качестве критерия выхода из стрессовой ситуации в трудовой деятельности можно рассматривать возвращение к профессиональному здоровью или полная адаптация на рабочем месте.

    1. Выводы по главе 1

Несмотря на относительно недавнее начало исследований, вопросам преодоления стресса в жизни и профессиональной деятельности посвящено достаточно много научных работ. Эта проблема исследуется и в России, и за рубежом достаточно интенсивно и имеет большое практическое применение.

Исследования копинг-поведения уже имеют большую теоретическую базу и наращивают экспериментальный опыт в различных областях возрастной, личностной, социальной, профессиональной психологии. Существует большое количество классификаций копинг-стратегий, моделей копинг-поведения, используются разнообразные методики их оценки.


Одной из главной проблем в вопросах исследования копинга является вынужденная субъективность оценки эффективности преодоления той или иной стрессовой ситуации с использованием конкретной стратегии. Также с этим моментом сопряжена проблема отсутствия универсально эффективной стратегии как для отдельного индивида, так и для отдельного типа стрессовых ситуаций.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ IT-СФЕРЫ И СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    1. Выбор метода исследования

Целью исследования является сравнительный анализ предпочитаемых стратегий преодоления стрессовых ситуаций и субъективной оценки их эффективности.

В данном исследовании используется опросник Р. Лазаруса «Копинг-стратегии», поскольку эта методика считается первой стандартной методикой для измерения копинга.

За основу анкеты была взята адаптация Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк [6]. Но с целью актуализации формулировок некоторых вопросов частично был использован перевод Е.В. Битюцкой [3]. Также все вопросы переформулированы в настоящем времени, что, во-первых, позволяет более точно оценить именно актуальные стратегии поведения, а во-вторых, снижает информационную нагрузку в связи с отсутствием необходимости уточнять окончание глаголов по роду (формулировки типа «делал(-а)» были заменены на «делаю»).

В адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк опросник состоит из 50 вопросов и разделен на 8 шкал (согласно последней редакции оригинального опросника). В адаптации Е.В. Битюцкой опросник состоит из 67 вопросов, как и первоначальный опросник Р. Лазаруса, и выделяется 9 шкал.

В данном опросе используется структура опросника по Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, но с измененными вышеописанным способом формулировками. Выбор в пользу структуры версии опросника Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк обусловлен также тем, что была велика вероятность отказа прохождения при большем количестве вопросов. Перечень вопросов представлен в Приложении 1.


На каждый вопрос о выборе копинг-стратегии испытуемым были предложены варианты: никогда (0 баллов), редко (1 балл), иногда (2 балла), часто (3 балла). Каждой стратегии соответствует субшкала, внутри которой баллы суммируются, а затем для вычисления уровня напряженности соответствующей стратегии n:

Где – количество набранных баллов по субшкале n, – максимально возможное количество баллов по данной субшкале n.

Подробное описание субшкал с номерами соответствующих вопросов указаны в таблице 2.

Таблица 2

Название

Описание

Формы поведения

1

Конфронтация (вопросы 2, 3, 13, 21, 26, 37)

Активные усилия, направленные на решения проблемы, вызванные реакцией на сопротивление ситуации и борьбу

Действия попреки обстоятельствам, связанные с упорством, настойчивостью, участие в конфликтах, готовность к риску.

2

Дистанцирование (вопросы 8, 9, 11, 16, 32, 35)

Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоционального вовлечения в нее

Интеллектуальные приемы рационализации, переключения внимания, юмора, обесценивания

3

Самоконтроль (вопросы 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50)

Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет контроля поведения и эмоций

Целенаправленное подавление и сдерживание эмоций, минимизация их влияния на на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, стремление к самообладанию

4

Поиск социальной поддержки (вопросы 4, 14, 17, 24, 33, 36)

Способы решения проблемы с помощью других людей, использование социальных связей

Стремление поделиться своими переживаниями, получить сочувствие, поиск необходимой для преодоления информации, просьба о конкретной помощи

5

Принятие ответственности (вопросы 5, 19, 22, 42)

Признание свой роли в возникновении проблем и ответственности за ее решение

Иногда наблюдается отчетливый компонент самокритики и самообвинения, в крайних случаях приводящий к чувству вины и хронической неудовлетворенности собой

6

Бегство-избегание (вопросы 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47)

Реагирование по типу уклонения

Отрицание проблемы, фантазирование, неоправданные ожидания, отвлечение

7

Планомерное решение проблемы (вопросы 1, 20, 30, 39, 40, 43)

Рациональные действия, направленные на решение проблемы

Когнитивные усилия: анализ ситуации, сосредоточение на поиске выхода, планирование способов решения задачи.

Поведенческие усилия: действия на реализации плана, изменения существующего положения

8

Положительная переоценка (вопросы 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48)

Сосредоточение на положительный сторонах ситуации и позитивных изменений собственной личности

Надличностное, философское осмысление проблемы, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием