Файл: Мобилизация финансовых ресурсов акционерными обществами (ПАО «АЭРОФЛОТ»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мобилизации финансовых ресурсов акционерных обществ
1.1. Понятие акционерных обществ в современных условиях экономики
1.2. Основы мобилизации финансовых ресурсов акционерными обществами
2.1. Характеристика деятельности ПАО «АЭРОФЛОТ»
2.2. Анализ финансовых ресурсов АО
2. Оценка формирования и использования финансовых ресурсов акционерного общества на примере ПАО «АЭРОФЛОТ»
2.1. Характеристика деятельности ПАО «АЭРОФЛОТ»
Публичное акционерное общество «АЭРОФЛОТ» (сокращенно – ПАО «АЭРОФЛОТ») образовано в августе 2002 г. ПАО «Аэрофлот - Российские авиалинии»; MCX: AFLT) - крупнейшая авиакомпания и национальный авиаперевозчик России, выполняющий внутренние и международные рейсы из московского аэропорта Шереметьево. Является одной из старейших авиакомпаний в мире, начиная свою историю с 1923 года, являясь полностью государственным предприятием.
После распада СССР компания стала полуприватизированной, так как контрольный пакет акций (51%) находится под контролем государства. С апреля 2006 года Аэрофлот является полноправным членом авиационного альянса SkyTeam. Также Аэрофлот вместе со своими дочерними авиакомпаниями Россия, Донавиа, Аврора, Оренбургские авиалинии и Победа образует один из крупнейших в России авиационных холдингов - Группа «Аэрофлот».
Генеральным директором компании является Савельев В.Г.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- выполнение авиационных перевозок по международным и внутренним авиалиниям на регулярной и чартерной основе в соответствии с действующими международными договорами и лицензиями на эксплуатацию авиалиний, выдаваемых в установленном порядке;
- обслуживание пассажиров, предоставление им различного рода услуг;
- обслуживание грузов отправителей и получателей;
- техническое обслуживание и ремонт воздушных судов;
- продажа пассажирских и грузовых перевозочных документов;
- издание, оформление и продажа пассажирских и грузовых перевозочных документов.
В компании работает около 15 тысяч человек, в том числе около 2 тысяч летных специалистов, более 500 из них являются командирами воздушных судов.
Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами (ЦУП). Весь процесс управления полетами воздушных судов автоматизирован в масштабе реального времени, что позволяет обеспечивать высокую безопасность полетов (99,95%) и соответствовать уровню наиболее надежных авиакомпаний мира.
Концепция развития Аэрофлота, принятая Советом директоров в 2000 г., определила в качестве стратегической цели построение компании международного класса.
Для достижения этой цели Аэрофлот стремится: укреплять свое лидирующее положение в гражданской авиации России; обеспечивать доставку пассажиров в большинство крупных городов мира, создавая удобную для пассажиров, экономически оправданную собственную сеть маршрутов и сотрудничая с авиакомпаниями-партнерами; предоставлять пассажирам стабильное качество сервиса на уровне или выше уровня конкурентов; достичь уровня производственных и экономических показателей авиакомпаний, входящих в Ассоциацию европейских авиакомпаний (АЕА); создать эффективную систему отношений внутри компании.
В качестве приоритетных задач компании выступают такие: обеспечение безопасности полетов; повышение качества обслуживания клиентов Аэрофлота на земле и борту воздушных судов; развитие бизнес структуры и организации труда в компании; укрепление финансовых позиций на рынке международных и внутренних авиаперевозок
Парк Аэрофлота состоит из 87 самолетов. Базируется в Москве, аэропорт Шереметьево.
Полеты по зимнему расписанию будут обеспечивать 89 воздушных судов Аэрофлота, в расписании грузовых перевозок на регулярной основе задействованы четыре грузовых самолета DC-10-40F.
Флот авиакомпании постоянно обновляется и пополняется новой отечественной и зарубежной техникой, которая соответствует уровню международных стандартов.
Основные финансовые результаты деятельности ПАО «АЭРОФЛОТ», согласно данным бухгалтерской отчетности, за 2015-2017 гг., (Приложения 1-3), представлены в таблице 1.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности ПАО «АЭРОФЛОТ»
за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение за 2015 / 2017, (+, -) |
|
---|---|---|---|---|---|
в млн. руб. |
в % |
||||
1.Выручка, млн. руб. |
366307 |
427900 |
446649 |
80342 |
21,9 |
2. Себестоимость, млн. руб. |
316357 |
371563 |
400269 |
83912 |
26,5 |
3. Валовая прибыль, млн. руб. |
49950 |
56337 |
46380 |
-3570 |
-7,1 |
4. Коммерческие расходы, млн. руб. |
29153 |
32332 |
35172 |
6019 |
20,6 |
5. Управленческие расходы, млн. руб. |
8840 |
11136 |
12742 |
3902 |
44,1 |
6. Прибыль от продаж, млн. руб. |
11957 |
12869 |
1533 |
-10424 |
-87,2 |
7. Прочие доходы и расходы (сальдо), млн. руб. |
5500 |
29212 |
33691 |
28191 |
512,6 |
8. Прибыль до налогообложения, млн. руб. |
17457 |
42081 |
35224 |
17767 |
101,8 |
4. Чистая прибыль отчетного года, млн. руб. |
18928 |
30617 |
28443 |
9515 |
50,3 |
Сведения таблицы 1 продемонстрировали, что и в 2015-2017 годах ПАО «АЭРОФЛОТ» является коммерчески успешным проектом, получает от своей деятельности значительные суммы прибыли, однако они уменьшаются, что можно оценить отрицательно. Как можно увидеть, за три рассматриваемых года наблюдается:
- повышение суммы выручки от продажи на 80342 млн. руб., или на 21,9%, она стала равной 446649 млн. руб.;
- себестоимость продажи увеличилась на 83912 млн. руб., или на 26,5%, составив 400269 млн. руб. Ее увеличение было в большей степени, чем рост суммы выручки;
- большее повышение суммы себестоимости в сравнении с увеличением суммы выручки привело к тому, что валовая прибыль снизилась на 7,1%, или на 3570 млн. руб., став равной 46380 млн. руб.;
- коммерческие и управленческие расходы возросли соответственно на 20,6% и на 44,1%;
- прибыль от продаж в результате всех изменений снизилась на 87,2%, или на 10424 млн. руб., составив 1533 млн. руб., это отрицательно характеризует результаты основной деятельности предприятия;
- прибыль до налогообложения стала выше в рассматриваемом периоде на 101,8%, или на 17767 млн. руб., составив в 2017 году 35224 млн. руб. Большая сумма прибыли до налогообложения по сравнению с прибылью от продаж вызвана ростом положительного сальдо прочих доходов и расходов по причине больших сумм прочих доходов;
- все изменения финансовых результатов привели к увеличению суммы чистой прибыли ПАО «АЭРОФЛОТ» на 50,3%, или на 9515 млн. руб., она стала равной 28443 млн. руб.
Увеличение суммы чистой прибыли оценивается положительно, так как это приводит к расширенному воспроизводству в экономическом субъекте, влияет на повышение уровня его финансовой устойчивости.
2.2. Анализ финансовых ресурсов АО
Проведем горизонтальный и вертикальный анализ пассива баланса, результаты которого показывают, за счет каких источников финансового обеспечения сформированы активы ПАО «АЭРОФЛОТ», а также отражает состав и структуру капитала (таблица 2). Сведения, представленные в таблице 2, позволяют отметить следующее. В пассиве баланса ПАО «АЭРОФЛОТ», то есть в составе капитала организации, происходили следующие изменения. Сумма собственного капитала ПАО «АЭРОФЛОТ» повысилась за три рассматриваемых года на 70%, или на 32410 млн. руб., и стала равной 78722 млн. руб.
Таблица 2
Анализ пассива баланса ПАО «АЭРОФЛОТ»
за 2015-2017 гг. (на конец периода)
Разделы, группы статей баланса |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение за 2015-2017 годы (±) |
||||
млн. руб. |
в % к общему итогу баланса |
млн. руб. |
в % к общему итогу баланса |
млн. руб. |
в % к общему итогу баланса |
млн. руб. |
в % к 2015 году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Капитал и резервы: |
46312 |
24,73 |
69684 |
39,07 |
78722 |
42,67 |
32410 |
70,0 |
- уставный капитал |
1111 |
0,59 |
1111 |
0,62 |
1111 |
0,60 |
0 |
0,0 |
- переоценка внеоборотных активов |
104 |
0,06 |
73 |
0,04 |
62 |
0,00 |
-42 |
-40,4 |
- резервный капитал |
278 |
0,15 |
278 |
0,16 |
278 |
0,15 |
0 |
0,0 |
- нераспределенная прибыль |
44820 |
23,93 |
68223 |
38,25 |
77271 |
41,88 |
32451 |
72,4 |
Долгосрочные обяза-тельства: |
21201 |
11,32 |
18544 |
10,40 |
11054 |
5,99 |
-10147 |
-47,9 |
- заемные средства |
12581 |
6,72 |
7863 |
4,41 |
0 |
0,00 |
-12581 |
-100,0 |
- отложенные налоговые обязательства |
640 |
0,34 |
589 |
0,33 |
551 |
0,30 |
-89 |
-13,9 |
- оценочные обязательства |
391 |
0,21 |
1191 |
0,67 |
2604 |
1,41 |
2213 |
566,0 |
- прочие обязательства |
7588 |
4,05 |
8901 |
4,99 |
7899 |
4,28 |
311 |
4,1 |
Краткосрочные обязате-льства: |
119772 |
63,95 |
90131 |
50,53 |
94730 |
51,34 |
-25042 |
-20,9 |
- заемные средства |
50529 |
26,98 |
9309 |
5,22 |
0 |
0,00 |
-50529 |
-100,0 |
- кредитор-ская задол-женность |
63445 |
33,88 |
68138 |
38,20 |
82553 |
44,74 |
19108 |
30,1 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
- доходы будущих периодов |
411 |
0,22 |
428 |
0,24 |
409 |
0,22 |
-2 |
-0,5 |
- прочие обязательства |
5387 |
2,88 |
12256 |
6,87 |
11768 |
6,38 |
6381 |
118,5 |
Валюта баланса |
187285 |
100,00 |
178358 |
100,0 |
184506 |
100,0 |
-2779 |
-1,5 |
Повышение произошло по причине роста нераспределенной прибыли на 72,4%, или на 32451 млн. руб., она стала равной 77271 млн. руб.
При всем этом сумма долгосрочных обязательств также значительна (более 11 млрд. руб.) и представлена отложенными налоговыми обязательствами (они снизились на 89 млн. руб., или на 13,9%), оценочными обязательствами (они возросли на 2213 млн. руб., или на 566%), а также прочими обязательствами (они увеличились на 311 млн. руб., или на 4,1%). Нужно заметить, что долгосрочных займов нет у компании.
Сумма краткосрочных обязательств, представленных в основе своей кредиторской задолженностью, уменьшилась на 25042 млн. руб., или на 20,9%, при этом кредиторская задолженность возросла на 19108 млн. руб., или на 30,1%, и стала равной 82553 млн. руб.
Присутствует значительная сумма прочих обязательств – они возрастают на 6381 млн. руб., или на 118,5%, при этом есть и доходы будущих периодов в размере 409 млн. руб., что меньше на 0,5% показателя за 2015 год, но она не влияет в значимой степени на формирование капитала организации.
Следовательно, можно отметить, что сумма собственного капитала достаточно высока, но не превышает величину заемных средств, что говорит о недостаточной финансовой устойчивости ПАО «АЭРОФЛОТ».
На рисунке 1 представлена структура пассива баланса.
Как видно по данным рисунка 1, в структуре пассивов баланса ПАО «АЭРОФЛОТ» произошли следующие изменения.
Рисунок 1 - Структура пассива баланса ПАО «АЭРОФЛОТ» за 2015-2017 гг. (на конец периода)
Удельный вес собственного капитала составил на конец 2017 года 42,67%, увеличившись в структуре пассива баланса за три года на 17,94%.