Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях ( СПК «Ульдурга» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

1.1. Методы и принципы определения объемов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Республике Бурятия

1.3. Состояние и проблемы государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ сельскохозяйственного производства В СПК «Ульдурга» 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.3. Анализ реализации методов государственной поддержки и регулирования в СПК «Ульдурга»

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАВНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПК «УЛЬДУРГА»

3.1 Разработка мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия

Содержание

3.2 Перспективные направления развития СПК «Ульдурга»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПК «Ульдурга» получил субсидию на компенсацию части стоимости высокотехнологической техники и (или) оборудования, приобретенных по договорам поставки в 2017 году.

Условием получения субсидии сельскохозяйственными товаропроизводителями на компенсацию части стоимости высокотехнологической техники и (или) оборудования, приобретенных по договорам поставки, являются:

  1. наличие посевных площадей сельскохозяйственных культур у сельскохозяйственных товаропроизводителей не ниже уровня 2016 года;
  2. выполнение мероприятий по внедрению интенсивной технологии в производстве продукции растениеводства (посев элитными семенами, внесение минеральных удобрений, применение средств защиты растений).

Таблица 14

Субсидии по программе государственной поддержки в СПК «Ульдурга» за 2018 г.

Показатели

2018 год

тыс. руб.

ФБ

РБ

МБ

Всего

Субсидии на возмещение части затрат на уплату % по инвестиционным кредитам, полученным в 2008-2015 гг. на срок от 2 до 10 лет

4821

857

5678

Субсидии на возмещение части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 2010-2015 гг. на срок до 1 года

4257

620

4877

Субсидии на приобретение минеральных удобрений для сохранения почв земель сельскохозяйственного назначения

40

 -

40

Всего субсидий

9078

1517

 -

10595

По данным таблицы 14 мы можем видеть, что в 2018 г. СПК «Ульдурга» получил субсидии на возмещение части затрат на уплату % по инвестиционным кредитам, на срок от 2 до 10 лет в размере 5687 тыс. руб.: из них 4821 тыс. руб. из федерального бюджета и 857,0 тыс. руб. из республиканского бюджета. Субсидии на возмещение части затрат на уплату % по краткосрочным кредитам полученным на срок до 1 года в размере 4877 тыс. руб.: из них 4257,0 тыс. руб. из федерального бюджета и 620,0 тыс. руб. из республиканского бюджета.

Субсидии на приобретение минеральных удобрений для сохранения почв земель сельскохозяйственного назначения в размере 40,0 тыс. руб. из республиканского бюджета.

Всего за 2018 г. СПК «Ульдурга» получил государственной помощи в размере 10595, тыс. руб., из которых 9078,0 тыс. руб. это средства федерального бюджета и 1517,0 тыс. руб. – средства из республиканского бюджета.


3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАВНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПК «УЛЬДУРГА»

3.1 Разработка мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия

В настоящее время в отечественном аграрном секторе в связи с членством России в ВТО ощущается острая необходимость на региональном уровне провести переориентацию направлений государственной поддержки, используя мировой опыт. Поскольку в условиях глобализации регионы должны быть конкурентоспособными, на региональном уровне необходимы такие направления развития нормативно - правовой базы аграрного сектора, которые бы законодательно закрепили модель государственной поддержки сельхозорганизаций.

Данные принципы определили направления государственной поддержки в СПК «Ульдурга»:

1. Поддержка доходов сельскохозяйственного предприятии должно быть строго регламентировано, так как это прямые и денежные трансферты между производителями и государством: компенсационные платежи, выплаты на перевод площадей из посевных в паровые земли, в случае стихийных бедствий, налоговое регулирование.

Таблица 15

Принципы оказания государственной поддержки СПК «Ульдурга»

Содержание

Принцип

1. Публичность

Бюджетные средства, выделяемые СПК «Ульдурга», должны быть открытыми и общедоступными на федеральном, региональном и местном уровнях

2. Стабильность

Государственная поддержка СПК «Ульдурга» должна осуществляться на конкретных, стабильных, юридически закрепленных условиях

3. Доступность

Все отрасли СПК «Ульдурга» должны иметь равные возможности доступа к бюджетным средствам

4. Гарантированность исполнения обязательств

Обязательства государства по поддержке СПК «Ульдурга» должны быть законодательно закреплены, финансово обеспечены и неукоснительно исполнены

5.Целевой характер использования

Бюджетные средства направленные в хозяйство должны использоваться строго по утвержденным направлениям расходования

6. Адресность

Средства господдержки должны направляться непосредственно в хозяйство, исключая посреднические структуры

7. Своевременность

Государственная поддержка должна выплачиваться ежемесячно/ежеквартально, а не один раз в год


  1. Поддержка маркетинговых и сбытовых услуг. Субсидии на транспортировку сельскохозяйственной продукции, программы развития рынка, контроль качества продукции. Республика Бурятия обладает относительно большой территорией, что оказывает влияние и на маркетинговые и транспортные расходы хозяйств, и конкретно рассматриваемого СПК.
  2. Поддержка НИОКР, позволяющая вести непрерывное обновление производства на основе освоения достижений науки и техники. Например, благодаря широкому научному обеспечению развития сельского хозяйства Израиля, аграрный сектор этой страны является одним из самых лучших в мире. Для защиты урожая от вредителей широко используются биологические методы. При этом большую популярность имеет компания «Био-би», которая занимается технологическим выращиванием членистоногих для биологической борьбы с вредителями и для опыления сельскохозяйственных культур [119].
  3. Подготовка и повышение квалификации в СПК «Ульдурга». Своевременное, быстрое и доступное обеспечение всего управленческого аппарата АПК и конкретно исследуемого СПК «Ульдурга» информацией по технологии аграрного производства, научному, кредитному и материально-техническому обеспечению, рынку сбыта, посредническим операциям, услугам через систему информационно-консультационной службы (ИКС). Таким образом, коренное улучшение качества кадрового потенциала сельского хозяйства СПК «Ульдурга» возможно только на базе тесного взаимодействия учебного и научного процессов с аграрным производством, что позволяет эффективно использовать интеллектуальные, материальные, информационные ресурсы в процессе подготовки оптимального контингента специалистов, разработки и реализации эффективных образовательных программ различных уровней как для студентов, так и для специалистов, повышающих свою квалификацию.
  4. Развитие инфраструктурных услуг, заключающихся в поддержке научно-исследовательской и внедренческой деятельности, субсидиях на капитальные вложения, программ по улучшению качества земель СПК «Ульдурга».
  5. Помощь при стихийных бедствиях, что крайне актуально для условий Республики Бурятия, где аграрный сектор сильно подвержен совокупности природных рисков; потерях урожая из-за поздних весенних и ранних осенних заморозков, вымерзании растений из-за низких зимних температур при иногда малом снежном покрове, резко снижающие урожайность культур и рентабельность их возделывания.

7. Поддержка производителей в неблагоприятных районах. Практически неограниченные возможности субсидирования в рамках «Программ региональной помощи», что особенно важно для сельского хозяйства Сибири. Право на такие выплаты предоставляются производителям в неблагоприятных районах, каждый из которых, должен представлять собой четко обозначенную географическую зону, иметь определённые экономические и административные признаки. Регион должен относиться к категории неблагоприятных на основе нейтральных и объективных критериев, характеризующих генезис возникновения проблем как совокупности серьёзных причин, а не временных обстоятельств. Нейтральность и объективность критериев заключаются в том, «что они не предоставляют регионам льгот сверх того, что необходимо для устранения или сокращения различий в рамках политики регионального развития» [120]. Критерии, согласно Соглашению по сельскому хозяйству, «включают измерение экономического развития, которое основано как минимум на одном из следующих показателей, измеренных за трехлетний период:


  • доход на душу населения или доход на домашнее хозяйство, либо размер валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, который не должен превышать 85% среднего показателя для данной территории;
  • уровень безработицы, который должен быть, по крайней мере, на 10% выше среднего показателя для данной территории».

Соглашение предоставляет возможность рассматривать и другие показатели регионального развития, учитывающие другие факторы, и быть комплексным.

К одним из важнейших инструментов предлагаемой модели государственной поддержки сельского хозяйства является структурирование мер «желтой» и «зеленой корзин».

В краткосрочной перспективе необходимо основное внимание сосредоточить на компенсационных мерах по нивелированию и исключению влияния таких субъективных факторов, как недостаточную материально-техническую базу, устаревшее, энергозатратное, изношенное оборудование. Внедрение ресурсосберегающих технологий необходимо стимулировать не только в части субсидирования процентной ставки по кредитам на приобретаемую технику, но и необходимо субсидировать часть стоимости приобретаемой сельскохозяйственной техники и оборудования из федерального бюджета 25-30 % с софинансированием из республиканского бюджета 25-30 %, что даст резкий скачок технической и технологической модернизации производства.

Таким образом, предложенная модель, направленная на изменение концепции субсидирования с учетом усиления мер «зеленой корзины» будет способствовать развитию конкурентоспособного СПК «Ульдурга», обеспечив низкую себестоимость зерна и животноводческой продукции, создаст условия для получения доходов и укрепления финансовой устойчивости аграрного сектора региона.

3.2 Перспективные направления развития СПК «Ульдурга»

Говоря о положительной динамике развития СПК «Ульдурга», надо отметить и то, что до сих пор, большая часть производимых сельхозтоваров экспортируются, в другие районы и продолжает, оставаться сырьевым придатком.

Если организовать на месте прераработку молока, мяса и другой продукции, то СПК «Ульдурга» от этого только выиграют.

Учитывая имеющийся потенциал и проявляемый в последнее время интерес инвесторов такие планы вполне осуществимы.

Большое воздействие на экономику действующих предприятий оказывает диспаритет цен (например, стоимость 1 кг пшеницы 25-30 рублей, стоимость 1 кг дизельного топлива 48-52 рубля) превышение в 2,5-3 раза.


Последнее время увеличилось число надзорных и лицензионных организаций, которые выставляют требования на устранение которых, необходимы большие финансовые средства. Оформление лицензий, проектно-сметной документации, обучение людей, страхование опасных объектов.

Но, пожалуй, самая главная проблема СПК «Ульдурга» – кадровая. За период 2017-2018 годы миграция населения из сельской местности района значительно возросла, что усугубляет кадровую проблему на селе.

Основной костяк трудовых коллективов состоит из пенсионеров и людей предпенсионного возраста, приток молодых кадров практически нет.

Причины - низкая заработная плата, отсутствие инфраструктуры на селе, социально-бытовые условия.

Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены приоритетные основные направления совершенствования и развития АПК.

Для реализации мероприятий государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и улучшения качества жизни на селе предлагается следующее:

- отменить или уменьшить социальные налоги (отчисления от фонда заработной платы)

- пересмотреть тарифы на отпускаемую электроэнергию для сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственной переработки, а также обслуживающих предприятий и населения сел;

- ввести льготные цены на отпускаемое твердое топливо для предприятий сельского хозяйства и населения сел;

-увеличить субсидирование на продукцию растениеводства и животноводства за счет федерального и регионального бюджетов;

- для проведение сельскохозяйственных работ снизить и фиксировать цены на горюче-смазочные материалы для всего комплекса сельскохозяйственного производства;

- возобновить авансирование сельскохозяйственного производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе проведено теоретическое и практическое изучение существующего механизма государственной поддержки сельского хозяйства с целью выработки теоретических, методических и практических рекомендаций по развитию форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций на региональном уровне.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ульдурга» руководствуется в своей деятельности Уставом, утвержденным Общим собранием членов кооператива.