Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях ( СПК «Ульдурга» ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ сельскохозяйственного производства В СПК «Ульдурга»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.3. Анализ реализации методов государственной поддержки и регулирования в СПК «Ульдурга»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАВНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПК «УЛЬДУРГА»
3.1 Разработка мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия
СПК «Ульдурга» получил субсидию на компенсацию части стоимости высокотехнологической техники и (или) оборудования, приобретенных по договорам поставки в 2017 году.
Условием получения субсидии сельскохозяйственными товаропроизводителями на компенсацию части стоимости высокотехнологической техники и (или) оборудования, приобретенных по договорам поставки, являются:
- наличие посевных площадей сельскохозяйственных культур у сельскохозяйственных товаропроизводителей не ниже уровня 2016 года;
- выполнение мероприятий по внедрению интенсивной технологии в производстве продукции растениеводства (посев элитными семенами, внесение минеральных удобрений, применение средств защиты растений).
Таблица 14
Субсидии по программе государственной поддержки в СПК «Ульдурга» за 2018 г.
Показатели |
2018 год |
|||
тыс. руб. |
||||
ФБ |
РБ |
МБ |
Всего |
|
Субсидии на возмещение части затрат на уплату % по инвестиционным кредитам, полученным в 2008-2015 гг. на срок от 2 до 10 лет |
4821 |
857 |
- |
5678 |
Субсидии на возмещение части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 2010-2015 гг. на срок до 1 года |
4257 |
620 |
- |
4877 |
Субсидии на приобретение минеральных удобрений для сохранения почв земель сельскохозяйственного назначения |
- |
40 |
- |
40 |
Всего субсидий |
9078 |
1517 |
- |
10595 |
По данным таблицы 14 мы можем видеть, что в 2018 г. СПК «Ульдурга» получил субсидии на возмещение части затрат на уплату % по инвестиционным кредитам, на срок от 2 до 10 лет в размере 5687 тыс. руб.: из них 4821 тыс. руб. из федерального бюджета и 857,0 тыс. руб. из республиканского бюджета. Субсидии на возмещение части затрат на уплату % по краткосрочным кредитам полученным на срок до 1 года в размере 4877 тыс. руб.: из них 4257,0 тыс. руб. из федерального бюджета и 620,0 тыс. руб. из республиканского бюджета.
Субсидии на приобретение минеральных удобрений для сохранения почв земель сельскохозяйственного назначения в размере 40,0 тыс. руб. из республиканского бюджета.
Всего за 2018 г. СПК «Ульдурга» получил государственной помощи в размере 10595, тыс. руб., из которых 9078,0 тыс. руб. это средства федерального бюджета и 1517,0 тыс. руб. – средства из республиканского бюджета.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАВНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПК «УЛЬДУРГА»
3.1 Разработка мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия
В настоящее время в отечественном аграрном секторе в связи с членством России в ВТО ощущается острая необходимость на региональном уровне провести переориентацию направлений государственной поддержки, используя мировой опыт. Поскольку в условиях глобализации регионы должны быть конкурентоспособными, на региональном уровне необходимы такие направления развития нормативно - правовой базы аграрного сектора, которые бы законодательно закрепили модель государственной поддержки сельхозорганизаций.
Данные принципы определили направления государственной поддержки в СПК «Ульдурга»:
1. Поддержка доходов сельскохозяйственного предприятии должно быть строго регламентировано, так как это прямые и денежные трансферты между производителями и государством: компенсационные платежи, выплаты на перевод площадей из посевных в паровые земли, в случае стихийных бедствий, налоговое регулирование.
Таблица 15
Принципы оказания государственной поддержки СПК «Ульдурга»
Содержание
Принцип |
|
1. Публичность |
Бюджетные средства, выделяемые СПК «Ульдурга», должны быть открытыми и общедоступными на федеральном, региональном и местном уровнях |
2. Стабильность |
Государственная поддержка СПК «Ульдурга» должна осуществляться на конкретных, стабильных, юридически закрепленных условиях |
3. Доступность |
Все отрасли СПК «Ульдурга» должны иметь равные возможности доступа к бюджетным средствам |
4. Гарантированность исполнения обязательств |
Обязательства государства по поддержке СПК «Ульдурга» должны быть законодательно закреплены, финансово обеспечены и неукоснительно исполнены |
5.Целевой характер использования |
Бюджетные средства направленные в хозяйство должны использоваться строго по утвержденным направлениям расходования |
6. Адресность |
Средства господдержки должны направляться непосредственно в хозяйство, исключая посреднические структуры |
7. Своевременность |
Государственная поддержка должна выплачиваться ежемесячно/ежеквартально, а не один раз в год |
- Поддержка маркетинговых и сбытовых услуг. Субсидии на транспортировку сельскохозяйственной продукции, программы развития рынка, контроль качества продукции. Республика Бурятия обладает относительно большой территорией, что оказывает влияние и на маркетинговые и транспортные расходы хозяйств, и конкретно рассматриваемого СПК.
- Поддержка НИОКР, позволяющая вести непрерывное обновление производства на основе освоения достижений науки и техники. Например, благодаря широкому научному обеспечению развития сельского хозяйства Израиля, аграрный сектор этой страны является одним из самых лучших в мире. Для защиты урожая от вредителей широко используются биологические методы. При этом большую популярность имеет компания «Био-би», которая занимается технологическим выращиванием членистоногих для биологической борьбы с вредителями и для опыления сельскохозяйственных культур [119].
- Подготовка и повышение квалификации в СПК «Ульдурга». Своевременное, быстрое и доступное обеспечение всего управленческого аппарата АПК и конкретно исследуемого СПК «Ульдурга» информацией по технологии аграрного производства, научному, кредитному и материально-техническому обеспечению, рынку сбыта, посредническим операциям, услугам через систему информационно-консультационной службы (ИКС). Таким образом, коренное улучшение качества кадрового потенциала сельского хозяйства СПК «Ульдурга» возможно только на базе тесного взаимодействия учебного и научного процессов с аграрным производством, что позволяет эффективно использовать интеллектуальные, материальные, информационные ресурсы в процессе подготовки оптимального контингента специалистов, разработки и реализации эффективных образовательных программ различных уровней как для студентов, так и для специалистов, повышающих свою квалификацию.
- Развитие инфраструктурных услуг, заключающихся в поддержке научно-исследовательской и внедренческой деятельности, субсидиях на капитальные вложения, программ по улучшению качества земель СПК «Ульдурга».
- Помощь при стихийных бедствиях, что крайне актуально для условий Республики Бурятия, где аграрный сектор сильно подвержен совокупности природных рисков; потерях урожая из-за поздних весенних и ранних осенних заморозков, вымерзании растений из-за низких зимних температур при иногда малом снежном покрове, резко снижающие урожайность культур и рентабельность их возделывания.
7. Поддержка производителей в неблагоприятных районах. Практически неограниченные возможности субсидирования в рамках «Программ региональной помощи», что особенно важно для сельского хозяйства Сибири. Право на такие выплаты предоставляются производителям в неблагоприятных районах, каждый из которых, должен представлять собой четко обозначенную географическую зону, иметь определённые экономические и административные признаки. Регион должен относиться к категории неблагоприятных на основе нейтральных и объективных критериев, характеризующих генезис возникновения проблем как совокупности серьёзных причин, а не временных обстоятельств. Нейтральность и объективность критериев заключаются в том, «что они не предоставляют регионам льгот сверх того, что необходимо для устранения или сокращения различий в рамках политики регионального развития» [120]. Критерии, согласно Соглашению по сельскому хозяйству, «включают измерение экономического развития, которое основано как минимум на одном из следующих показателей, измеренных за трехлетний период:
- доход на душу населения или доход на домашнее хозяйство, либо размер валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, который не должен превышать 85% среднего показателя для данной территории;
- уровень безработицы, который должен быть, по крайней мере, на 10% выше среднего показателя для данной территории».
Соглашение предоставляет возможность рассматривать и другие показатели регионального развития, учитывающие другие факторы, и быть комплексным.
К одним из важнейших инструментов предлагаемой модели государственной поддержки сельского хозяйства является структурирование мер «желтой» и «зеленой корзин».
В краткосрочной перспективе необходимо основное внимание сосредоточить на компенсационных мерах по нивелированию и исключению влияния таких субъективных факторов, как недостаточную материально-техническую базу, устаревшее, энергозатратное, изношенное оборудование. Внедрение ресурсосберегающих технологий необходимо стимулировать не только в части субсидирования процентной ставки по кредитам на приобретаемую технику, но и необходимо субсидировать часть стоимости приобретаемой сельскохозяйственной техники и оборудования из федерального бюджета 25-30 % с софинансированием из республиканского бюджета 25-30 %, что даст резкий скачок технической и технологической модернизации производства.
Таким образом, предложенная модель, направленная на изменение концепции субсидирования с учетом усиления мер «зеленой корзины» будет способствовать развитию конкурентоспособного СПК «Ульдурга», обеспечив низкую себестоимость зерна и животноводческой продукции, создаст условия для получения доходов и укрепления финансовой устойчивости аграрного сектора региона.
3.2 Перспективные направления развития СПК «Ульдурга»
Говоря о положительной динамике развития СПК «Ульдурга», надо отметить и то, что до сих пор, большая часть производимых сельхозтоваров экспортируются, в другие районы и продолжает, оставаться сырьевым придатком.
Если организовать на месте прераработку молока, мяса и другой продукции, то СПК «Ульдурга» от этого только выиграют.
Учитывая имеющийся потенциал и проявляемый в последнее время интерес инвесторов такие планы вполне осуществимы.
Большое воздействие на экономику действующих предприятий оказывает диспаритет цен (например, стоимость 1 кг пшеницы 25-30 рублей, стоимость 1 кг дизельного топлива 48-52 рубля) превышение в 2,5-3 раза.
Последнее время увеличилось число надзорных и лицензионных организаций, которые выставляют требования на устранение которых, необходимы большие финансовые средства. Оформление лицензий, проектно-сметной документации, обучение людей, страхование опасных объектов.
Но, пожалуй, самая главная проблема СПК «Ульдурга» – кадровая. За период 2017-2018 годы миграция населения из сельской местности района значительно возросла, что усугубляет кадровую проблему на селе.
Основной костяк трудовых коллективов состоит из пенсионеров и людей предпенсионного возраста, приток молодых кадров практически нет.
Причины - низкая заработная плата, отсутствие инфраструктуры на селе, социально-бытовые условия.
Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены приоритетные основные направления совершенствования и развития АПК.
Для реализации мероприятий государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и улучшения качества жизни на селе предлагается следующее:
- отменить или уменьшить социальные налоги (отчисления от фонда заработной платы)
- пересмотреть тарифы на отпускаемую электроэнергию для сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственной переработки, а также обслуживающих предприятий и населения сел;
- ввести льготные цены на отпускаемое твердое топливо для предприятий сельского хозяйства и населения сел;
-увеличить субсидирование на продукцию растениеводства и животноводства за счет федерального и регионального бюджетов;
- для проведение сельскохозяйственных работ снизить и фиксировать цены на горюче-смазочные материалы для всего комплекса сельскохозяйственного производства;
- возобновить авансирование сельскохозяйственного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе проведено теоретическое и практическое изучение существующего механизма государственной поддержки сельского хозяйства с целью выработки теоретических, методических и практических рекомендаций по развитию форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций на региональном уровне.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ульдурга» руководствуется в своей деятельности Уставом, утвержденным Общим собранием членов кооператива.