Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях ( СПК «Ульдурга» ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ сельскохозяйственного производства В СПК «Ульдурга»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.3. Анализ реализации методов государственной поддержки и регулирования в СПК «Ульдурга»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАВНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПК «УЛЬДУРГА»
3.1 Разработка мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Необходимость государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства в Российской Федерации предполагает осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловленных местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.
Сельскохозяйственное производство в современных условиях занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов, имеющее ярко выраженный сезонный, циклический характер производства, является более отсталой отраслью по сравнению с другими отраслями экономики. Именно поэтому, существующий уровень развития аграрной сферы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, рискованный характер ведения предпринимательской деятельности объективно обуславливают необходимость более взвешенного и системного подхода со стороны федеральных и региональных властей к проведению аграрной политики, позволяющего смягчить отрицательное воздействие рыночного механизма, сформировать конкурентную среду, создать условия для долгосрочного экономического роста и обеспечить продовольственную безопасность страны. Отсюда вытекает необходимость государственной поддержки производителей этого сектора.
В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение различных методов и принципов государственной поддержки и регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий. Изучение сущности государственных программ, состояния и проблем государственной поддержки и регулирования деятельности сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия. Так же представляет интерес оценка влияния государственной политики в области развития сельского хозяйства на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях.
Целью данной работы является определение мероприятий по повышению эффективности методов государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства на примере СПК «Ульдурга» Еравнинского района Республики Бурятия.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить методы и принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Российской Федерации;
- рассмотреть направления и методы республиканской поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- проанализировать состояние и проблемы развития СПК «Ульдурга»;
- провести оценку эффективности государственных мер по поддержке данного предприятия;
- определить мероприятия государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия;
- предложить проект по организации производства хлеба и хлебобулочных изделий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в СПК «Ульдурга».
Объектом исследования является СПК «Ульдурга» Еравнинского района Республики Бурятия.
Предметом исследования являются методы государственной поддержки и регулирования в СПК «Ульдурга».
Теоретической и методологической основой выполненной работы послужили труды ученых-экономистов, посвященные проблемам государственного регулирования сельского хозяйства, законодательные акты, программные документы и постановления правительства, затрагивающие вопросы совершенствования государственного регулирования аграрной сферы на федеральном и республиканском уровнях.
Структура курсовой работы определена ее целевой постановкой и решаемыми задачами, состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
1.1. Методы и принципы определения объемов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Республике Бурятия
Рыночный механизм регулирования сельскохозяйственного производства не может рассматриваться как идеальная форма. Поэтому государство использует средства административного и правового, прямого и косвенного экономического регулирования. Методологические принципы и методический подход к концепции регулирования агропромышленного производства основаны на сочетании саморегулирования рынка и активного воздействия государственных органов.
Регулирование сельского хозяйства имеет многоаспектный характер как с точки зрения методов его осуществления, так и объектов, на которые оно направлено.
Рассмотрим классификацию методов и инструментов воздействия со стороны государственных органов на сельскохозяйственное производство. Выделяют следующие формы регулирования сельского хозяйства:
- нормативно-правовое обеспечение, которое заключается в издании соответствующих законов, указов, постановлений, приказов министерств и ведомств, инструкций, нормативов, норм и другой нормативной документации;
- информационное обеспечение;
- инфраструктурное обеспечение состоит в создании маркетинговой системы обслуживания, формировании систем оптовых и розничных рынков, организации товарных бирж и ярмарок, создании специализированных лизинговых и страховых компаний и т.д.
- прогнозирование, программирование и планирование.
Также принято выделять различные методы регулирования сельскохозяйственного производства: денежно-кредитные, финансовые, ценовые, методы регулирования рынка продукции.
К методам регулирования рынка сельскохозяйственной продукции относятся следующие государственные меры: закупки товаров в федеральный и региональный фонды, различные залоговые операции, квотирование, закупочные и товарные интервенции, таможенные пошлины и квоты, меры по стимулированию экспорта и меры, направленные на активизацию спроса на продовольствие.
Таким образом, специфика функционирования сельскохозяйственного производства в условиях рынка, трудности адаптации сельскохозяйственных производителей к условиям рынка, а также роль сельского хозяйства в обеспечении продуктовой, следовательно, экономической безопасности государства определяют необходимость государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного сектора. Роль и положение сельского хозяйства требуют проведения активной аграрной политики, направленной на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Не менее важна проблема сохранения и воспроизводства используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.
Методика определения объемов бюджетной поддержки СХО ориентируется, прежде всего, на показатель рентабельности, так как этот параметр объединяет все результаты хозяйственной деятельности: размер выручки, затраты на производство, прибыль и др. Особую актуальность показатель рентабельности приобретает в условиях рыночной экономики, когда объем производства перестает быть основополагающим, и на первый план выходят вопросы реализации продукции, которые, в конечном итоге, и определяют прибыльность предприятий.
Положительными сторонами методики являются доступность (рассчитываются только по данным публичной бухгалтерской отчетности), максимальная информативность и лаконичность.
В общих чертах предложенная методика напоминает методику, предложенную Сидориным А.А.[17] которая основана на отборе наиболее рентабельных хозяйств, определении их средней себестоимости по определенным видам продукции, расчете обоснованных цен, позволяющих достичь уровня рентабельности, достаточного для осуществления расширенного воспроизводства. Однако между ними имеется принципиальное отличие:
1. При проведении мониторинга рентабельности, являющегося одним из показателей эффективности СХО, проводится рейтинговая оценка СХО, в результате которой составляется общий рейтинг по двум показателям (производства и реализации). Рейтинговая оценка сельскохозяйственных предприятий проводится как в пространстве (в сравнении с другими), так и во времени (за 3 года).
2. При расчете минимально необходимых дотаций для выравнивания диспаритета цен применяется вместо объема продаж - объем реализации.
Проведенный нами анализ позволил выделить по 1 - 3 хозяйства практически в каждом из 1 районов Республики Бурятия с наибольшим уровнем рентабельности основных видов сельхозпродукции.
Таблица 1
Количество самых рентабельных хозяйств по районам
Республики Бурятия в 2016 - 2018 гг.
Район |
2016 г. |
2017г. |
2018 г. |
В среднем за 2016-2018 гг. |
Баргузинский |
1 |
0 |
0 |
0 |
Бичурский |
4 |
4 |
2 |
3 |
Джидинский |
1 |
1 |
3 |
2 |
Еравнинский |
4 |
3 |
2 |
3 |
Закаменский |
0 |
2 |
3 |
2 |
Заиграевский |
2 |
0 |
0 |
1 |
Иволгинский |
3 |
1 |
3 |
2 |
Кабанский |
0 |
2 |
1 |
1 |
Кижингинский |
2 |
0 |
0 |
1 |
Курумканский |
2 |
1 |
0 |
1 |
Кяхтинский |
3 |
2 |
0 |
2 |
Мухоршибирский |
1 |
1 |
2 |
1 |
Окинский |
0 |
0 |
1 |
0 |
Прибайкальский |
1 |
2 |
1 |
1 |
Селенгинский |
4 |
1 |
3 |
3 |
Тарбагатайский |
1 |
2 |
2 |
2 |
Тункинский |
0 |
1 |
0 |
0 |
Хоринский |
1 |
2 |
0 |
1 |
Г. Улан-Удэ |
0 |
2 |
1 |
1 |
Всего рентабельных хозяйств |
30 |
27 |
24 |
27 |
Всего хозяйств |
164 |
163 |
154 |
160 |
Уд. вес рентабельных хозяйств в общей совокупности, % |
18,3 |
16,6 |
15,6 |
17 |
По данным таблицы можно сделать следующие выводы: в 2014-2015 гг. доля рентабельных хозяйств в общей совокупности составляет около 17%; в основном, они сконцентрированы в Бичурском, Еравнинском и Селенгинском районах Республики Бурятия.
В течение анализируемого периода только два СХО были стабильно рентабельными это: ОКХ «Знамя Ленина» (Мухоршибирский район), занимающееся производством и реализацией молока, мяса КРС, овец, а также зерновых культур, ООО «Сокол» (Селенгинский район), специализирующееся на выращивании КРС, производстве молока, овощей открытого грунта и картофеля. В настоящее время в ООО «Сокол» планируется строительство и развитие тепличного комплекса на площади га для выращивания овощной и цветочной продукции мощностью 3,9 тыс. т. гурцов, 8,9 млн. шт. салата, 10,8 млн. цветов. Стоимость проекта составляет 1,28 млрд. руб. Планируется строительство теплиц площадью 5 га для производства огурцов, 6 га цветочной продукции, 1 га - салатная линия для выращивания зеленных культур.
3 этап. Расчет средней себестоимости основных видов продукции АПК по республике. Исходя из данных по лучшим хозяйствам, выявленным на втором этапе, рассчитываются средние издержки производства каждого вид сельскохозяйственной продукции по отраслям.
В течение анализируемого периода происходит постоянное увеличение себестоимости производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
Таблица 2
Средняя себестоимость сельскохозяйственной продукции
в Республике Бурятия, руб./ц.
Наименование |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Среднегодовой темп роста за 2010-2012 гг., % |
Прогноз |
|
20119 г. |
2020г. |
|||||
Мясо (в расчете на живую массу), в том числе: КРС |
4593,3 |
6009,32 |
5653,52 |
110,9 |
6272,14 |
6958,46 |
лошадей |
2743,6 |
3473,84 |
3306,68 |
109,8 |
3908,90 |
4398,44 |
свиней |
8381,91 |
11888,78 |
12896,15 |
153,9 |
15996,27 |
19841,62 |
овец и коз |
4595,41 |
5831,85 |
6713,01 |
120,9 |
8113,60 |
9806,42 |
Молоко |
914,18 |
1070,56 |
1258,15 |
117,3 |
1475,99 |
1731,54 |
Картофель |
249,88 |
442,43 |
608,41 |
156,0 |
949,36 |
1481,36 |
Зерновые и зернобобовые (в весе после доработки) |
355,68 |
518,17 |
726,40 |
142,9 |
1038,09 |
1483,52 |
Овощи открытого грунта |
400,65 |
503,09 |
590,13 |
121,4 |
716,21 |
869,22 |