Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях ( СПК «Ульдурга» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

1.1. Методы и принципы определения объемов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Республике Бурятия

1.3. Состояние и проблемы государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ сельскохозяйственного производства В СПК «Ульдурга» 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.3. Анализ реализации методов государственной поддержки и регулирования в СПК «Ульдурга»

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАВНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПК «УЛЬДУРГА»

3.1 Разработка мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия

Содержание

3.2 Перспективные направления развития СПК «Ульдурга»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Республика Бурятия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими сибирскими регионами в развитии конкурентоспособного сельскохозяйственного производства - это наличие:

  1. развивающегося транспортно-логистического центра;
  2. условий для повышения кадрового потенциала агропромышленного комплекса;
  3. возможности для производства экологически безопасной продукции высокого качества;
  4. возможности развития туристического бизнеса, роста занятости сельского населения;
  5. неиспользуемых земельных угодий и других природных ресурсов (водоемы, лесные угодья).

Перечисленные факторы являются предпосылками для развития частно-государственного партнерства, привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс Республики Бурятия.

В своем интервью министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия охарактеризовал состояние и проблемы государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия:

«На сегодня участниками республиканских целевых программ являются только треть общего числа функционирующих сельскохозяйственных организаций - 66 из 238. Однако в этих компаниях содержится более 70% поголовья крупнорогатого скота, в том числе 75% коров, 95% свиней, здесь производится около 85% молока, 95% мяса, 93% зерна, 85% картофеля и 90% овощей – все это от общего объема, получаемого в сельхозорганизациях Бурятии. 

Дела с частными инвестициями в последние годы заметно улучшаются. За пять последних лет в рамках инвестиционной деятельности в сельское хозяйство привлечено более 2,7 млрд. рублей, в 2016 году - 970 млн. рублей. Всего же в настоящее время реализуются проекты на общую сумму более 7 млрд. рублей. Показатель «объем инвестиций в основной капитал» за последние три года демонстрирует стабильный за последние три года, к уровню 2015 года он составил 157%.

Среди наиболее крупных проектов - строительство крупного свиноводческого комплекса в Заиграевском районе (ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский»), строительство молочно-товарных ферм на 1200 голов каждая в Селенгинском, Кабанском и Джидинском районах республики. (ООО «БИГ «Вайт», ООО «ПЗ им. Доржи Банзарова», ООО БТПК), строительство тепличного комплекса в Мухоршибирском районе (ООО «Солнце Тугнуя»). Отдельно можно отметить то, что в регионе происходит модернизация двух крупных перерабатывающих производств: ОАО «Молоко Бурятии» и ООО «Бурятмяспром». На этапе предпроектных работ инвестиционные проекты по организации козьих ферм, производству мяса бройлеров и яиц, производству картофеля и овощей, строительству тепличных комплексов и другие. Источник финансирования всех этих проектов - это собственные и заемные средства инвесторов.


Одновременно набирает обороты финансирование проектов по программам лизинга. Подписанное в прошлом году соглашение между правительством Республики Бурятия и ОАО «Росагролизинг» позволит привлекать серьезные финансовые ресурсы в агропромышленный комплекс республики.

Однако, несмотря на это, пока сельское хозяйство не назовешь особенно прибыльным. Основные проблемы, общие для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей республики, это, в первую очередь изношенный парк сельскохозяйственных машин и недостаточный уровень внедрения ресурсосберегающих и инновационных технологий. Именно это определяет высокую зависимость сельскохозяйственного производства в муниципальных районах республики от природно-климатических условий, что отчетливо проявилось в связи со стихийными бедствиями, постигшими республику в течение последних трех лет.

Взятый курс на увеличение доли крупно-товарного производства и его развитие на основе технико-технологического перевооружения дает первые положительные результаты. За последние пять лет нашим сельскохозяйственным товаропроизводителям поставлена на условиях лизинга и разовых сделок сельскохозяйственная техника на сумму 1,8 млрд. рублей, в том числе в 2017 году – на сумму свыше 400 млн. рублей. Уровень производительности труда по сравнению с 2015 –м годом возрос на 37,2%. Предприятиям оказывается государственная поддержка в виде компенсации части стоимости приобретаемой техники и оборудования, в том числе приобретаемых по договорам финансовой аренды (лизинга), части затрат на внедрение энергосберегающих технологий.

Вторая проблема - это нехватка квалифицированных кадров. В рамках действующих программ государственной поддержки АПК реализуется комплекс мероприятий, направленных на закрепление специалистов на селе и повышение мотивации труда. Им предоставляется стипендии и подъемные средства. Также для приходящих работать на селе создаются комфортные условия жизни, развивается социальная инфраструктура. Особенно это касается молодых семей и молодых специалистов.

Существует также проблема доступности кредитов для сельских товаропроизводителей, недостаток залогового обеспечения, сложность в оформлении документов, высокие процентные ставки, недостаток дохода для выплаты кредитов и прочее. Для решения этого вопроса при содействии министерства было заключено соглашение между Гарантийным фондом содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства РБ и Бурятским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк». Основная цель – оказание поддержки сельхозтоваропроизводителям республики в виде поручительств.


В Бурятии по статистике не высокий уровень обеспеченности собственной продукцией.

По итогам 2017 года обеспеченность по фактически сложившемуся уровню потребления составила: по молоку и молокопродуктам – 68,2%, мясу и мясопродуктам - 46,1%, яйцу и яйцепродуктам – 35,7%, зерну – 11,8% картофелю – 107,2%, овощам – 88,1%.

Эти показатели не так высоки, как нам хотелось бы. Однако к 2025 году мы ожидаем увеличение производства важнейших видов продукции - за счет ввода новых мощностей, модернизации действующих, внедрения высоко технологичного оборудования, энергосберегающей техники и увеличения производительности труда. Планируется продолжить реализацию всех разработанных в республике целевых программ долгосрочного и среднесрочного характера.

Наша основная цель - продовольственная обеспеченность населения республики собственными продуктами питания - будет достигнута, в основном, за счет интенсивного развития сельскохозяйственного производства на базе участников республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Бурятии на период до 2025 года». А также организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты в АПК. Кроме реализации инвестиционных проектов, стратегия развития АПК республики направлена на создание крупных агрохолдингов на основе действующих предприятий. В перспективе, к 2025 году, планируется появление свыше десяти таких интегрированных структур, которые объединят сельскохозяйственных товаропроизводителей районов республики в целях концентрации капитала, основных средств, переработки и реализации производимой продукции.

Влияние природно-климатических условий предлагается снизить за счет ввода в действие новых мелиоративных систем, капитального и текущего ремонта поливных сооружений, внедрения новой техники. Темпы прироста позволят увеличить долю продукции, производимой в крупнотоварном секторе, в общем объеме продукции до 35% в 2025 году по разным видам продукции, что позволит довести обеспеченность населения республики собственными продуктами питания до 100%, исключение составят зерно и яйцо.

Кроме того, реализация программы «Развитие и сохранение малых сел» окажет существенную поддержку развития малых форм хозяйствования.

Что касается вступления в ВТО, то оно влечет за собой для организаций АПК и определенные плюсы и минусы. Плюсы - это снижение влияния стихийного рынка на производственную деятельность стран - членов ВТО, согласование регулирование ими политики в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых спросов и разработки стандартов внешнеторговой деятельности. Присоединение России к ВТО предусматривает либерализацию доступа на российский рынок высокотехнологичного оборудования, аналоги которого не производятся в России, что будет способствовать модернизации производства и повышению качества выпускаемой продукции. Один из основных минусов – это ограничение мер государственной поддержки. Вместе с тем, опыт стран постсоветского пространства с переходной экономикой, вступивших в ВТО, свидетельствует о том, что опасения снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции являются по большей части преувеличенными.


Что касается Бурятии, то, на мой взгляд, эффективным средством защиты аграрного сектора республики является уже одно только значительное расстояние от основных конкурентов. Это расстояние за счет высоких транспортных тарифов значительно увеличивает себестоимость сельскохозяйственной продукции иностранных конкурентов. Учитывая тот факт, что открытость экономики неизбежно предполагает специализацию в производстве товаров, республике необходимо определиться в приоритетных направлениях развития сельского хозяйства. На наш взгляд, это должно быть мясное, молочное скотоводство и овцеводство, как традиционные отрасли для Бурятии, и производство овощей и картофеля, необходимых для обеспечения продуктами питания местного населения и туристического потока. Основным направлением в преодолении последствий вступления России в ВТО является модернизация производства, внедрение энергосберегающего производительного оборудования. В настоящее время Министерством разрабатывается план мероприятий по адаптации АПК республики к условиям присоединения России к ВТО».

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ сельскохозяйственного производства В СПК «Ульдурга» 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ульдурга» руководствуется в своей деятельности Уставом, утвержденным Общим собранием членов кооператива.

В разделе устава «Общие положения» указывается полное наименование Сельскохозяйственного производственного кооператива «Ульдурга»; сокращенное наименование кооператива СПК «Ульдурга».

Согласно уставу основным видом деятельности СПК «Ульдурга» является производство сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с разделом «Правовой статус кооператива» СПК «Ульдурга» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством РФ к Федеральной, иной государственной или муниципальной собственности.


Имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных его Уставом, прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, иных допускаемых законодательством источников.

Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в размерах установленных общим Собранием членов кооператива и в соответствии с Уставом

Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части активов кооператива (за исключением неделимого фонда).

Состав и порядок определения размера пая члена кооператива определяются Уставом кооператива и общим Собранием Членов кооператива. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом; выступает от своего имени в арбитражном и третейском суде; имеет самостоятельный баланс.

Кооператив действует на основании своих учредительных документов и в соответствии с законодательством РФ. Кооператив приобретает права юри­диче­ского лица с момента его государственной регистрации.

Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов кооператива входят Правление и Председатель кооператива. Член кооператива одновременно не может быть членом наблюдательного Совета и членом Правления (Председателем) кооператива. Члены кооператива осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных законом и на­стоящим Уставом к исключительной компетенции. Члены кооператива решают вопросы общего руководства деятельностью общества (о реорганизации общества и др.).

Председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива сроком на 5 лет и является исполнительным единоличным органом кооператива.

Для осуществления контроля за финансово – хозяйственной деятельностью Общее собрание членов кооператива избирают Ревизионную комиссию в составе не менее трех членов кооператива или Ревизора, если число членов кооператива менее двадцати – сроком на два года.

Порядок деятельности Ревизионной комиссии определяется внутренним документом кооператива, утверждаемым Общим собранием его членов. Члены Ревизионной комиссии не могут являться членами наблюдательного Совета и исполнительных органов кооператива.

Организация осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет.