Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях ( СПК «Ульдурга» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

1.1. Методы и принципы определения объемов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Республике Бурятия

1.3. Состояние и проблемы государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ сельскохозяйственного производства В СПК «Ульдурга» 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.3. Анализ реализации методов государственной поддержки и регулирования в СПК «Ульдурга»

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАВНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПК «УЛЬДУРГА»

3.1 Разработка мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия

Содержание

3.2 Перспективные направления развития СПК «Ульдурга»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Из таблицы 2 видно, что в животноводстве среднегодовой темп роста себестоимости составляет 17,1 %, а в растениеводстве - 40,1 %.

4 этап. Расчет обоснованного уровня цен на продукцию АПК. Основная цель - определение недостающих финансовых ресурсов для рентабельной деятельности СХО республики. Исходя из рассчитанных средней себестоимости основных видов сельскохозяйственной продукции, определяется обоснованный уровень цен на продукцию сельского хозяйства, позволяющий обеспечивать их рентабельность.

Обоснованный уровень цен зависит от рентабельности, достижение которой обеспечит необходимый доход предприятиям. Минимальный уровень рентабельности, необходимый СХО для дальнейшего развития -15-20 %. Однако, для того, чтобы вести расширенное воспроизводство, обеспечить интенсивное развитие сельского хозяйства и привлечь инвестиционный капитал, а также обеспечить темпы роста производства продукции сельского хозяйства, обозначенные в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2016 - 2020 годы, необходимо ориентироваться на уровень - 30%, определённый исходя из расчетов проведенных ВНИИЭСХ.

Таблица 3

Целевая цена сельскохозяйственной продукции,

произведенной в Республике Бурятия, руб./ц

Наименование

2016г.

2017г.

2018г.

Прогноз

2019г.

2020г.

Мясо (в расчете на живую массу), в том числе: КРС

5971,29

7812,12

7349,58

8153,78

9046

лошадей

3566,68

4515,99

4298,68

5081,57

5717,97

свиней

10896,5

15455,4

16765

20795,2

25794,1

овец и коз

5974,03

7581,41

8726,91

10547,7

12748,3

Молоко

1188,43

1391,73

1635,6

1918,79

2251

Картофель

324,844

575,159

790,933

1234,17

1925,77

Зерновые и зернобобовые (в весе после доработки)

462,384

673,621

944,32

1349,52

1928,58

Овощи открытого грунта

520,845

654,017

767,169

931,073

1129,99


Целевые цены на продукцию сельскохозяйственного производства -минимальные, позволяющие получить необходимую рентабельность при прочих равных условиях и обеспечении себестоимости на уровне средней по лучшим хозяйствам республики.

5 этап. Определение диспропорций между фактическими и целевыми ценами на сельскохозяйственную продукцию, позволяющее выделить виды сельскохозяйственной продукции, требующие поддержки со стороны государства.

Таким образом, определяются приоритетные виды продукции, требующие поддержки со стороны государства.

В наиболее сложной ситуации в течение всего анализируемого периода находилось животноводство, особенно производство свинины, баранины и молока. А в 2016 г. производство говядины и конины требовали особого внимания и дополнительных финансовых ресурсов.

6 этап. Расчёт минимально необходимых дотаций для сельскохозяйственных организаций.

Таблица 4

Объем реализации продукции сельскохозяйственными

организациями Республики Бурятия, руб./ц

Наименование

2016г.

2017г.

2018г.

Среднегодовой

темп роста за

2016-2018 гг., %

Прогноз

Коэффициент вариации, %

2019г.

2020г.

Мясо (в расчете на живую массу), в том числе: свиней

3084

2884

3455

105,8

3657

3871

7,5

овец и коз

1378

1726

1716

111,6

1915

2137

10,1

Молоко

9896

10289

11050

105,7

11677

12339

4,6

Результаты расчета минимально необходимых дотаций для региона представлены в таблице 5.

Таблица 5

Расчетный объем государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия, тыс. руб.

Наименование

2016г.

2017г.

2018г.

Прогноз

2019г.

2020г.

Мясо (в расчете на живую массу), в том

числе:

КРС

1689,9

лошадей

117,3

-

-

-

-

свиней

3938,8

11584,9

4946,4

5251,9

5235,3

овец и коз

464,9

1045,2

1010,6

1249,6

1531,5

Молоко

483,5

140,8

2484,5

4076,7

6225,5

Итого

6694,4

12770,9

8441,5

10578,2

12992,2


Из приведенной таблицы видно, что расчетный (необходимый) объем поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия в 2018 г. по сравнению с 2015 г. увеличивается.

Если проанализировать динамику структуры распределения субсидий по сельскохозяйственным отраслям можно отметить, что за анализируемый период, за исключением 2015 г., в животноводство вкладывалось значительно больше финансовых ресурсов, чем в растениеводство.

Обоснованный уровень цен зависит от рентабельности, достижение которой обеспечит необходимый доход предприятиям. Минимальный уровень рентабельности, необходимый СХО для дальнейшего развития -15-20 %. Однако, для того, чтобы вести расширенное воспроизводство, обеспечить интенсивное развитие сельского хозяйства и привлечь инвестиционный капитал, а также обеспечить темпы роста производства продукции сельского хозяйства, обозначенные в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015 - 2020 годы, необходимо ориентироваться на уровень - 30%, определённый исходя из расчетов проведенных ВНИИЭСХ.

Таким образом, определяются приоритетные виды продукции, требующие поддержки со стороны государства.

7 этап. Расчет необходимых и достаточных дотаций на выравнивание диспаритета цен между СХО пропорционально эффективности их работы. Этот механизм стимулирует производителей сельскохозяйственной продукции увеличивать ее объемы, оптимизировать свои затраты и повышать качество.

1.2 Механизм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным организациям

В настоящее время Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета на реализацию федеральных программ по сельскому хозяйству. Оно по заключённым соглашениям об оказании государственной поддержки с департаментами субъектов Российской Федерации перечисляет им бюджетные средства. При этом департаментами АПК субъектов Российской Федерации осуществляется весь финансово-документальный поток, связанный с формированием сводных документов по выплатам субсидий. Департамент АПК региона перераспределяет бюджетные средства, получаемые по соглашению с Министерством сельского хозяйства России, по соответствующим направлениям поддержки сельскохозяйственных организаций.

Данный механизм реализуется и в Республике Бурятия. Для получения необходимой субсидии сельскохозяйственная организация должна заключить с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия соглашение, предусматривающее оказание государственной поддержки, при выполнении определенных требований.


Министерство осуществляет проверку документов, представленных сельскохозяйственными организациями, регистрирует заявления в порядке их поступления в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью.

Далее, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации принятых документов, Министерство направляет письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причин отказа (уведомления регистрируются в журнале регистрации).

Министерство в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня письменного уведомления о принятии заявления к рассмотрению, осуществляет проверку представленных получателями документов и направляет в Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия заявку на кассовый расход для перечисления субсидий, оформленную Министерством в соответствии с приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н.

Проанализировав механизм выделения субсидий сельскохозяйственным организациям Республики Бурятия из регионального бюджета, можно предположить, что при распределении бюджетных средств не всегда соблюдаются и обеспечиваются принципы оказания государственной поддержки, в частности, принцип доступности.

В настоящее время в сельскохозяйственной отрасли функционирует 129 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 2559 крестьянских (фермерских) хозяйств и 152 тыс. личных подсобных хозяйств, которые ожидают от государства не только финансовой, но и организационной поддержки.

Поскольку в сельской местности Республики Бурятия проживает около 398,4 тыс. чел. или 44 % населения и сельскохозяйственным производством занимается практически 1/3 часть, поддержка этой категории граждан имеет большое хозяйственное и политическое значение [19].

В то же время, изучая причины низкой рентабельности сельского хозяйства, приходится констатировать, что одной из серьезных причин является неэффективность управления, которая требует серьезного усовершенствования для функционирования в рыночных условиях.

Министерство сельского хозяйства России из-за своей малочисленности и в соответствии с утвержденным Положением о министерстве лишен возможности контролировать региональные структуры и создавать на их территориях федеральные контрольно-организационные структуры по земельным, водным и другим ресурсам. В то же время региональные органы управления из-за постоянных реорганизаций Министерство сельского хозяйств не имеет возможности с такой же скоростью перестраивать свои структуры под федеральное министерство.


Так же как и на федеральном уровне, органы управления сельским хозяйством регионов, в том числе Республики Бурятия, не имеют четкого распределения функций с государственными органами - представителями федеральных структур и их штаты сокращаются.

Региональные структуры сельского хозяйства находятся в условиях, когда все райсельхозуправления, не имеют достаточных рычагов для проведения необходимого государственного воздействия на результаты работы АПК.

Ежегодно из вузов выпускаются тысячи специалистов, которые могли бы при определённых условиях работать в сельской местности. Но благодаря действиям региональных властей и органов местного самоуправления почти повсеместно происходит сокращение числа специалистов сельского хозяйства. Так, количество специалистов-управленцев в региональных структурах сельского хозяйства за последние 5 лет было сокращено в 2 раза, в районах (муниципалитетах) - в 3 - 4 раза. На поселенческом уровне, как правило, специалистов не имеется.

Анализ сведений, предоставленных региональными структурами сельского хозяйства (письмо Минсельхоза России от 19.10.2015 г. №АС-17-27/10397) с определённой долей вероятности позволяет утверждать, что из-за постоянных сокращений числа специалистов - управленцев происходит перераспределение функциональных обязанностей между оставшимися работниками. В результате это приводит к невыполнению или некачественному выполнению многих функций управления, как на региональном уровне, так и в органах местного самоуправления [24].

В частности, для некоторой категории сельскохозяйственных организаций, особенно тех, которые функционируют в территориально удаленных районах (Окинский, Баргузинский, Джидинский, Тункинский и др.) представляется весьма затруднительным предоставление документов, необходимых для оформления субсидий в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.

В связи с этим, предлагается механизм предоставления государственной поддержки аграрных производителей в Республике Бурятия.

В предлагаемом механизме Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ делегирует часть полномочий муниципальным образованиям РБ, в частности управлениям сельского хозяйства, по приему и проведению экспертизы заявления СХО на правильность заполнения и полноту комплекта. Таким образом, формируется вертикальная структура, объединенная на региональном и муниципальном уровнях с разграничением функций, полномочий и ответственности по иерархии.