Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Аспекты учетной политики).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Учетная политика как системообразующий фактор налогового учета в организации
1.1. Понятие и значение аспектов учетной политики в стратегии развития предприятия
1.2. Влияние учетной политики на показатели деятельности организации
1.3. Формирование учетной политики в практике российских организаций
2. Аспекты и оптимизация учетной политики предприятия
2.2. Оптимизация учетной политики организации для бухгалтерского и налогового учета
С точки зрения корректировки статей отчетности все резервы могут быть подразделены на три группы:
- оценочные резервы (корректируют стоимость активов на величину их обесценения);
- оценочные обязательства (корректируют стоимость обязательств на величину будущих обязательных платежей с неопределенным сроком и величиной исполнения);
- резервы предстоящих расходов (корректируют стоимость обязательств на величину будущих добровольных платежей).
Результаты изучения теоретических подходов к формированию учетной политики организации представлены на рис. 1.
┌───────────────────────────┐
│Основы формирования учетной│
│ политики организации │
└───────────────┬───────────┘
┌───────────────────────┴──────────────┐
\│/ \│/
┌─────────────┴──────────────────┐ ┌─────────────┴──────────────────┐
│ В соответствии с правовой │ │ В соответствии с экономической │
│концепцией в бухгалтерском учете│ │концепцией в бухгалтерском учете│
└─────────────┬──────────────────┘ └─────────────┬──────────────────┘
└───────────────────────┬──────────────┘
\│/
┌───────────────┴───────────┐
│ Принципы │
└───────────────┬───────────┘
┌─────────────────────────┐ ┌────────┴───────┐
│ Порядок отражения ├───┤ Принцип │ ┌───────────────────────┐
│расходов будущих периодов├──┐│ непрерывности │ │ Порядок отражения │
└─────────────────────────┘ ││ деятельности │ │ в бухгалтерской │
│└────────┬───────┘┌─┤ отчетности событий │
│┌────────┴───────┐│ │ (после отчетной даты),│
┌────────────────────────┐ ├┤ Принцип ││ │ условных активов, │
│ Порядок признания │ ││ автономности ││ │ условных обязательств │
│ в бухгалтерском учете │ │└────────┬───────┘│ └───────────────────────┘
│ активов организации ├───┘┌────────┴───────┐│ ┌───────────────────────┐
│ по критерию права │ │ Принцип ├┘ │Порядок и периодичность│
│ собственности │ │ начисления │┌─┤ создания оценочных │
└────────────────────────┘ └────────┬───────┘│┌┤ резервов │
┌────────┴───────┐││└───────────────────────┘
│ Принцип ├┘│┌───────────────────────┐
│осмотрительности│ ├┤ Порядок признания │
└────────┬───────┘ ││оценочных обязательств │
┌────────┴───────┐ │└───────────────────────┘
│ Принцип │ │┌───────────────────────┐
│ приоритета ├─┤│ Порядок признания │
│ содержания │ ├┤ и состав резервов │
│ перед формой │ ││ предстоящих расходов │
└────────┬───────┘ │└───────────────────────┘
│ │┌───────────────────────┐
│ ││ Порядок признания │
│ └┤ активов (по критерию │
│ │ подконтрольности) │
\│/ └───────────────────────┘
┌────────────────────┐ ┌───────────────┴───────────┐┌─────────────────────┐
│ Связь с динамикой ├─┤ Базовые категории ├┤ Связь с притоком │
│ прав и обязательств│ │ (активы, капитал, ││ (оттоком) │
└────────────────────┘ │ обязательства, доходы, ││ экономических выгод │
│ расходы) │└─────────────────────┘
┌────────────────────┐ └───────────────┬───────────┘
│ Документирование │ │
│ всех хозяйственных ├┐ \│/ ┌─────────────────────┐
│ операций ││┌───────────────┴───────────┐│ Оценка │
└────────────────────┘├┤ Методическое обеспечение ├┤ по справедливой │
┌────────────────────┐│└───────────────────────────┘│ стоимости │
│ Оценка ││ └─────────────────────┘
│ по номинальной ├┘
│ стоимости │
└────────────────────┘
Рисунок 1. Схема формирования учетной политики организации
Обобщая итоги проведенного исследования, сделаем вывод: формируя учетную политику организации в рамках правовой или экономической концепции в бухгалтерском учете, необходимо принимать во внимание действие базовых принципов для каждой из концепций. Также организации следует учитывать содержание базовых категорий бухгалтерского учета, которое различается в зависимости от ориентации учетной концепции на экономическое либо правовое содержание фактов хозяйственной деятельности. Исходя из этого в учетной политике организации будет сформирован свой набор приоритетных методов ведения бухгалтерского учета.
2.2. Оптимизация учетной политики организации для бухгалтерского и налогового учета
Действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. Основным документом, отражающим выбранные организацией способы ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика.
К началу 2013 г. каждая организация будет составлять приказы об Учетной политике. Как показывает практика, зачастую составление приказа об Учетной политике рассматривается как некая обязательная, но совершенно бесполезная процедура. Организации, которые подходят формально к разработке этого документа, недооценивают его значения, не принимают в расчет последствий применения тех или иных элементов учетной политики.
Роль Учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что продуманная Учетная политика позволяет сэкономить на налоговых платежах, оптимизировать документооборот, в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов, оказывает существенное влияние на достоверное определение величины показателей себестоимости продукции и прибыли. Если Учетная политика сформирована с учетом структуры и специфики деятельности организации, то работа бухгалтера может стать намного проще. В противном случае непродуманная Учетная политика может привести к негативным последствиям, таким как споры с налоговыми органами, штрафы, пени и доначисление суммы налогов. Сложившаяся судебная практика позволяет говорить о том, что не отражение в Учетной политике порядка учета отдельных хозяйственных операций, может послужить формальным поводом для применения к организации различного вида санкций. В то же время способы учета, связанные со значительными налоговыми рисками, признавались обоснованными в случае их своевременного и грамотного изложения в Учетной политике.
Как уже было сказано ранее учетная политика мощный инструмент оптимизации. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета, но могут давать рекомендации по применению норм налогового законодательства в части организации и ведения налогового учета.
Порядок ведения налогового учета в обязательном порядке устанавливается налогоплательщиком в специальном локальном акте, именуемом учетной политикой для целей налогообложения. Этот документ должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан внести соответствующие изменения в учетную политику.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению к расходам в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Заключение
В результате написания работы можно сделать следующие выводы.
Формируя учетную политику организации в зависимости от ориентации на экономическое либо правовое содержание фактов хозяйственной деятельности, необходимо принимать во внимание действие приоритетных принципов для каждой из учетных концепций, собственный набор методов ведения бухгалтерского учета и формирования отчетной информации, а также значение (содержание) базовых учетных категорий в рамках экономической или правовой концепции в бухгалтерском учете.
Установлено, что выбор в учетной политике способов квалификации основных средств и запасов, последующей оценки основных средств и нематериальных активов, амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки финансовых вложений оказывает влияние на показатели ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности организации. Определена степень указанного влияния.
В подходах к формированию учетной политики в практике организаций существуют как единство, так и различия, во многом зависящие от масштабов их деятельности. Формирование учетной политики в современной практике российских организаций характеризуется определенными тенденциями и закономерностями, выявленными и обоснованными в результате проведенного исследования. Анализ отчетности организаций позволил систематизировать причины различий в подходах к учетной политике в зависимости от масштабов деятельности организаций и охарактеризовать влияние этих различий на достоверность формирования их отчетной информации и сближение ее с регламентациями Международных стандартов финансовой отчетности.
Большинство современных систем бухгалтерских стандартов, и российская в том числе, содержат значительное количество разрешаемых способов учета, призванных обеспечить достоверное отражение объектов в различающихся условиях хозяйствования организаций. Выбор соответствующих вариантов учета должен осуществляться на основе профессионального суждения бухгалтера с учетом особенностей деятельности конкретной организации. В этом отношении несколько удивительно, что практически все российские организации на практике выбирают один и тот же линейный способ амортизации внеоборотных активов, определяют срок полезного использования основных средств только по классификатору, не переоценивают нематериальные активы и не учитывают их обесценения. Получается, что формально те же ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007 в отношении способов амортизации, сроков полезного использования и последующей оценки внеоборотных активов соответствуют Международным стандартам, а на практике разрешаемые ими варианты учета в полной мере не используются. Несмотря на ограниченный выбор организациями вариантов учета в указанных ситуациях, налицо и тот факт, что во многих других случаях в практической деятельности организаций применяются различные способы учета, разрешаемые отечественным бухгалтерским законодательством. При этом следует отметить возрастание количества ситуаций, в которых организации выбирают из разрешаемых РСБУ способов учета тот, который наиболее близок к регламентациям МСФО. К такой ситуации, например, можно отнести выбор способа списания общехозяйственных расходов в себестоимость продаж (ведь российское законодательство допускает и включение их в себестоимость произведенной продукции, что не разрешается в системе МСФО). Кроме того, к ним также следует отнести формирование резервов под снижение стоимости материальных ценностей, дебиторской задолженности и финансовых вложений, что в обязательном порядке предусматривается Международными стандартами и преследует цель выполнения принципа осмотрительности. К сожалению, необходимо признать, что стремление к использованию разнообразных способов учета, разрешаемых в системе РСБУ, демонстрируют в значительно большей степени лишь крупные организации. В некрупных организациях такого разнообразия существенно меньше.