Файл: Роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие и задачи дидактической игры
1.2 Классификация форм и методов дидактической игры
1.3 Педагогика в дидактических играх
2.2 Технология применения дидактических игр.
2.3 Результат разработки дидактических игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Как мы убедились в предыдущем разделе, маленький ребенок достаточно активно начинает использовать речь для общения.
К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение.
Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит в занятие и находится около процесса обучения. В связи с этим можно согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль дошкольников, некоторые воспитатели облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения».[17]
Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.
Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательное отношение между участниками, готовность прийти на помощь друзьям.
Дошкольники в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Кроме того учитываем, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками.
Руководя игрой, необходимо использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направлять игру, поддерживать их инициативу, сопереживать с ними радость игры. Иногда рассказывать, о каком-либо событии, создавая соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Можно и не включаться в игру, но как чуткий режиссер, сохранять и уберегать её самодеятельный характер, руководить развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей вести их к определенному результату. Поддерживать и пробуждать детскую деятельность необходимо не прямо, а косвенно: выражать удивление, шутить, использовать разного рода игровые сюрпризы и т.п.
В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Так, например, дети второй группы раннего возраста еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними воспитатель принимает самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру.
Но развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает и темп её снова замедляется. Удержать игру в пределах установленного времени – большое искусство. Поэтому необходимо стараться уплотнять время, прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, важно вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. В этом случае обычно детям необходимо сказать: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или «Новая игра будет еще интереснее». И с учетом этого, разрабатывать варианты знакомых детям игр и создавать новые, полезные и увлекательные.
В (Приложении 5) представлен конспект одного из занятий по развитию речи «Путешествие в страну сказок», который позволил раскрыть все цели, задачи, возложенные на результаты от использования в процессе обучения дидактических игр. Проводимая работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников.
Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование предложенной мною серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи.
Я полагаю, что предложенная мной работа по развитию связной речи с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов. Применение разнообразных дидактических игр в ходе образовательной деятельности по развитию речи, насыщенность их игровыми и обучающими ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызвало огромный интерес у детей, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность, повышало мотивацию к обучению.
Создавая постоянно игровые ситуации, я обеспечивала возможность удержания в течении длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей.
В результате моей работы по данной теме у детей:
- Повысился уровень речевой деятельности.
- Обогатился и расширился словарный запас.
- Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
- Стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами.
- Совершенствуется звуковая культура речи.
- Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.
- В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширять знания дошкольника об окружающем мире.
Распространено понимание значения игры с точки зрения познания ребенком окружающего мира и самого себя. Показательна точка зрения С.А. Шмакова: «Игра полезна ребенку. Во-первых, она учит его тому, что такое мир, что такое верхи низ, что такое легкое и твердое, что такое форма, что такое сплошное и прерывистое, что такое внутри и снаружи, что такое мокрое и сухое. Во-вторых, она учит его о нем самом. Она узнает, что он может сделать во внешнем мире, в чем он силен, и в чем он слаб, и как ряд неудач может привести к успеху. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, упражняется в решении жизненных задач, учится общаться с другими людьми и, наконец, познает ценность и символы своего мира».[18]
Выводы: Игровая деятельность как ведущая - в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную деятельность. Поэтому необходимо оживить и разнообразить жизнь воспитанников, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребенка. Поэтому ведущей педагогической идеей из личного опыта является, создание эффективных условий для активизации познавательной активности у детей с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процессов воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение в дошкольном возрасте – это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренной программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает.
Изучив, выбранную тему, можно сделать следующие выводы:
1. Дидактическая игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а именно их интересы, запросы, общение и т.д. будут организовываться и удовлетворяться играми и в формах игры.
2. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
3. Дидактическая игра выполняет ряд задач, в зависимости от цели игры, но основная задача – это обучающая. Ей подчинены все остальные задачи. Разнообразие классификаций и методов дидактической игры, говорит о том, что нет единого мнения в их выборе. Все хорошо при соблюдении грани между «развлечением» и обучением.
4. Технология применения дидактической игры в процессе умственного развития предполагает ее разделение на несколько стадий, среди которых следующие: вызвать желание играть и активно действовать; выполнение игровых задач, изучение правил; закладывание основ необходимых качеств, т.е. достижение цели игры.
5. Для успешного обучения детей необходима системность, нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Для этого была разработана картотека дидактических игр для детей младшего возраста по речевому развитию. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.
Играть, общаясь со своими воспитанниками, вот это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребенком с лихвой вознаграждается блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.
Таким образом, решив поставленные задачи, удалось достичь цели – дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста играет важную роль, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесова, В.Н. дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М.: Просвещение, 1972. 176 с.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.150 с.
3. Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1988. 120 с.
4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. 228 с.
5. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986. 104 с.
6. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. 196 с.
7. Галанов А.С. «Развитие ребенка от3 до 5 лет». – Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 152 с.
8. Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.:: Просвещение, 1986. 376 с.
9. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. Книга для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Просвещение, 1997. – 205 с.
10. Дидактические игры для дошкольников. [Электронный ресурс]: URL: https://www&igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry // Познавательные игры. (дата обращения 21 августа)
11. Елецкая О.В. «День за днём говорим и растем». Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 243 с.
12. Зайка Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - №2 Искусство и дети. – М.: Искусство, 1969. 272с.
13. Запорожец А.В. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1978. 246 с.