Файл: Роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие и задачи дидактической игры
1.2 Классификация форм и методов дидактической игры
1.3 Педагогика в дидактических играх
2.2 Технология применения дидактических игр.
2.3 Результат разработки дидактических игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор практиками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленности; уровня профессиональных навыков педагога; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др.
1.3 Педагогика в дидактических играх
Одна из главных сфер воспитания детей до школы – игра. Поэтому при разработке проблем общественного дошкольного воспитания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры.
Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру ка форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста.
Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать их для педагогических целей.
Детские игры вовлекаются в систему организующих моментов и подчиняется их содержанию. Возникает методика «стимуляции» игр, т.е. влияния на их направление путем организации игровой среды, разработки содержания игр соответственно тому или иному организующему моменту.[8]
Часто требовались большие усилия педагогов, чтобы удержать интересы детей в теме игры, которая определялась организующим моментом. Естественно, интересы детей выходили за пределы этой тематики. «Современность» того или иного организующего момента оказывалась далеко не «современной» для быстро текущих и изменяющихся игровых интересов детей. Ценная сама по себе идея направлять игру в определенное русло, вести ее на уровне ведущих задач воспитания получает здесь неправильное выражение.
Игра стане могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а именно их интересы, запросы, общение и т.д. будут организовываться и удовлетворяться играми и в формах игры.
В жизни детей дошкольного возраста есть уже довольно развитое общественное начало. Проявляется оно в том, как дети общаются друг с другом, какие совершаются поступки, какие активизируются формы поведения, интересы и т.д. Это общественное начало педагогика игр использует от случая к случаю. Вместе с тем в играх мы имеем дело с обществом детей, а, следовательно, с общественным воспитанием. Представить жизнь ребенка в игре в игре как изолированное существование отдельной личности просто невозможно. Следовательно, в игре нельзя ограничиваться воспитанием отдельной личности ребенка вне играющего коллектива. Речь здесь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими общественных навыков поведения, о придании играм такого характера и направления, такого содержания, чтобы они побуждали детей к положительным факторам поведения и отношения.
Игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду опирается на это общественное начало и использует его. Именно в этих условиях, т.е. по отношению к организации жизни в детском саду и их деятельности, возникнут и настоятельно потребуют осуществления широкие воспитательные задачи, связанные с повседневной жизнью детского коллектива, такие, как воспитание норм общественного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование индивидуальности и т.д.
Дело в том, что многие из этих задач в педагогике детского сада решались словесно, в виде внушения детям, не опираясь на ход детской жизни. Например, хорошо известен факт, что воспитателям часто приходиться иметь дело с конфликтами, которые возникают между детьми в играх. Явление вполне объяснимое, так как игра для ребенка – полное проявление его личности. Столкновения и противоречия здесь естественны. Неестественно другое – то, что эти явления часто рассматривают как нечто случайное и воспитатели не считаются с тем, что в этих фактах отражены существенные черты детской жизни.
Используя игру как форму организации жизни детей, необходимо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований – быть правдивым, делиться с другими и т.д., а в самой организации их игровой деятельности.
Чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их – активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Этим создается разнообразие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детей. Лишь при этих условиях формируются индивидуальные склонности, способности и интересы.
Игры с правилами (подвижные и дидактические) также формируют у детей навыки общественного поведения – общие действия и цели, качества личности – смелость, правдивость и т.д.
В играх, которые придумывают сами дети, - ролевых, строительных, музыкальных, подвижных и других – тоже есть общественные качества.
Развитие педагогики игры связано с тем, чтобы поставить игры на службу задачам нравственного воспитания…[9]
Вывод:
Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мысленной деятельности.
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводиться одно из первых мест. В связи с этим, педагогу необходимо тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно ими руководить (даже в случае самостоятельной игры ребенка), учитывать в них взаимоотношения детей, использовать игры, как эффективную форму организации детской жизни.
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Общая характеристика этапов проведения дидактических игр среди детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры в группах младшего дошкольного возраста могут быть разными по содержанию и по длительности. В данной работе рассмотрим дидактические игры, направленные на речевое развитие детей. Для создания личной картотеки дидактических игр в детском саду необходимо обратить внимание на сезон, возможность проводить игры в малых группах. Воспитателю- педагогу необходимо находить возможность уделять внимание каждому ребенку, чтобы игра была более результативна для развития речи.
В современной педагогике огромный выбор дидактических игр направленных на развитие и постановку правильной речи детей младшего дошкольного возраста. Выбор игр необходимо осуществлять в зависимости от поставленной цели и задач. Представим этапы разработки дидактических игр для развития речи младших дошкольников.
1. Информационно-аналитический этап: на данном этапе необходимо поставить цели, задачи дидактических игр. Подобрать и изучить методическую литературу.
Существует огромное число источников, позволяющих построить занятия на основе дидактических игр, например, Максакова А.И. и Тумакова Г.А. «Учите, играя»,[10] Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»,[11] Микляевой Ю.В. «Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ»[12], Ляминой Г.М. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа)[13] и др.
На данном этапе разрабатывается перспективный план работы по использованию дидактических игр для развития речи детей. Делается подборка игр (см. Приложение 2, таблица 1). А так же, необходимо в процесс, вовлечь родителей, т.е. подобрать для них информационный материал, например, рассказать про «Игры и упражнения по развитию речи детей 3-го года жизни», «Развитие речи младших дошкольников», «Дидактическая игра и развитие речи детей» и др. (см. Приложение 3), провести консультации, тематические родительские собрания на тему «Язык детской игры», «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей» (см. Приложение 4), разработать памятки.
Практический этап – это этап реализации разработанной программы на первом этапе. Проведение работы с детьми, родителями и воспитателями.
Начать работу с детьми, а именно, с введения речевых игр, например, «Ладушки», «Иди ко мне» и др. Такие речевые игры позволяют наладить взаимоотношение в группе, Развить зрительное внимание, память. А самое важное – это положительное эмоциональное состояние,, которое вызовет игра, позволит сблизится в общении друг с другом и со взрослыми.
Игра стане более увлекательной, если в процессе будет использоваться дидактический материал, а именно игрушки в виде пирамидок, вкладышей, что дополнительно поспособствует развитию координации, мелкой моторики и глазомера. На данном этапе дети учатся понимать речь взрослого, отвечать на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», раскрашивать свою речь прилагательными, обозначающие характеристики предметов (цвет, размер и др.).
Играя в куклы, дети наделяют их человеческими качествами и начинают заботится о них (кормят, моют, спать укладывают и др.), при этом игра сопровождается речью. В таких играх происходит формирование словарного запаса, формирование способности строить правильные распространенные предложения. Например, игры «Уберем комнату», «Приготовим обед» и т.п. знакомят ребенка не только с окружающим миром, но и развивают способность к наблюдению, дети узнают новые предметы и знакомятся с трудовыми действиями взрослых.
С помощью дидактической игры процесс обучения становится эмоциональным, действенным и позволяет детям получить собственный опыт.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Игра младших дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Дидактические игры способствуют активизации всей психической деятельности младшего дошкольника. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуются умственная деятельность, включающая в себя поведение различных операций в их единстве. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность. В процессе проведения дидактической игры у детей формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия.
2.2 Технология применения дидактических игр.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования детей к обучающей деятельности.