Файл: Роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Место и роль игровой технологии в обучающем процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания воспитателя-педагога функций и классификации дидактических игр.

Какой бы прием занимательности ни использовался на занятиях, самое главное – соблюсти разумный баланс между «равлекаловкой» и кропотливым трудом, ибо малейший перекос в сторону первой может привести к тому, что «заигранные» дети не окажутся готовыми работать серьезно. При формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом детей.

Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести товарищей по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все не удачи своей команды, и приходят в восторг от удач детей.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивает фантазию.

Дидактическая игра – не самоцель на занятиях, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебно-воспитательной работы.

В своей работе я использую различные дидактические игры: эстафеты, «Разгадай загадку», «Найди отличия». Особое место занимают сюжетные и ролевые игры. Проводятся они не часто, так как требуют длительной подготовки.

В структуре игры выделяется игровая задача, которая осуществляется дошкольниками в процессе игровой деятельности. А две задачи – дидактическая и игровая способствуют отражению взаимосвязи обучения и игры. Заметим, что в отличии от прямой постановки дидактической задачи на занятиях, в процессе дидактической игры ее осуществление протекает посредством игровой задачи, определяя игровые действия и переходя в задачу для самого ребенка, возбуждая его желание и потребность решить ее, активизируя тем самым игровые действия.

Присутствие дидактической задачи определяет обучающий характер игры, направляет дошкольников на активизацию познавательной деятельности за счет обучающего содержания.

Правильно построенная игра дает возможность обогащать процесс мышления дошкольников, развивать саморегуляцию и укреплять волю детей, она также приводит к самостоятельным открытиям и решениям проблем.


Технология применения дидактической игры в процессе умственного развития предполагает ее разделение на несколько стадий, среди которых следующие:

1. На первой стадии у ребенка появляется желание играть и активно действовать. Для этого можно использовать разные приемы, позволяющие вызвать интерес к игровому процессу – беседы, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре и прочее. Все это способствует также тому, что происходит развитие общения, на основе которого протекает формирование таких необходимых качеств как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь и соперничество. Тем самым педагог вызывает интерес к игре, создавая радостное ожидание новой интересной игры.

2. На второй стадии дидактической игры дошкольники обучаются выполнять игровую задачу, изучают правила и необходимые действия. Воспитатель в этом процессе выступает не только наблюдателем, но так же является равноправным партнером, которые своевременно может прийти на помощь и справедливо оценивать поведение дошкольников в игре.

3. На последней – третьей стадии происходит закладывание основ необходимых качеств – честности, целеустремленности, настойчивости, способности переживать неудачу, умение радоваться своему успеху и успеху товарища.

Таким образом, посредством игр выявляются индивидуальные особенности дошкольников, вместе с педагогическим воздействием на нежелательные проявления характера воспитанников. Наряду с этим происходит развитие необходимых компонентов для дальнейшего обучения в школе:

- Интеллектуальный – развитие умственных способностей дошкольников.

- Мотивационный – стремление узнавать новое.

- Практический – реализация применения полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Следует так же заметить, что дидактическая игра должна являться не только формой усвоения отдельных знаний или умений, но так же оказывать воздействие на общее развитие детей, служить средством формирования его способностей.

В связи с этим к воспитателям предъявляется ряд требований, которые необходимо выполнять при организации дидактических игр. Так, на первых порах усвоения детьми новых видов дидактических игр одним из важных условий их развития считается проведение совместной игры воспитателя с детьми, в которой он будет выступать в роли ведущего. Таким образом, дети смогут при помощи ведущего успешно выполнять игровые действия. И важным моментом является то, что выигрыш в игре не должен выделятся, так как дети младшего дошкольного возраста не нуждаются в праве на преимущественную активность в игре.[14]


Заметим, что дети в младшем дошкольном возрасте способны легче принять и соблюдать правила подвижных игр. Вместе с этим, способны легче принять и соблюдать правила подвижных игр. Вместе с этим, правила, которые предусматривают движение, близки детям в этом возрасте. Поэтому здесь важна фиксация внимания дошкольников на достижение результата игры, так как ребенок в это время реализует свою потребность в общении в процессе самой игры, тем самым обогащая свой игровой опыт.

Важно так же то, что по мере усвоения дошкольниками игровых умений, педагог должен переходить в роль наблюдателя за игрой. Такие наблюдения могут выступать, как источник информации о процессе развития дошкольника, при изучении эффективности своего педагогического мастерства, а также поможет определить индивидуальные и возрастные особенности детей в дошкольном возрасте.

Технология реализации дидактической игры направлена на достижение главной цели учебно—воспитательного процесса – формирование разносторонне развитой личности.[15] Один из путей решения проблемы видится в организации систематической целенаправленной работы с применением дидактических игр. В результате можно добиться повышения уровня развития познавательного интереса к предметам, развития технической сферы младших дошкольников.

Работа в младшей группе дошкольного возраста подразделяется на несколько этапов.

Обучение проводиться на основе взаимосвязи разных задач: словарной работы, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры с включением специальной работы по развитию речи. Обучение осуществляется ка фронтально, так и индивидуально.

На первом этапе внимание детей привлекается к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: «Узнай по описанию», Угадай, что за зверь?», «Угадай игрушку», предлагалось детям найти описываемые объекты.

Сначала указывалось на один-два признака, затем их число увеличивалось до трех-четырех.

Развитию внимания и наблюдательности способствовали игры типа «Выполни команду», «У кого?», в которых предлагалось выполнить упражнение определенной группе детей: присесть детям в белых носочках, подпрыгнуть мальчикам с красными кубиками в руках и т.д.

Далее детей приучают выделять объект, его признаки и называть в играх «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Что у кого?», «Скажи какой?» Если сначала подбирались яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то затем использовались предметы: овощи, фрукты, одежда, описывая которые, дети называли не только видимые признаки, но и показывали знания о свойствах и качествах предмета – яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.


Формирование умения видеть начало и конец действий, этому способствовали задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. Ребенку выдавались две картинки: девочка спит, другая – делает зарядку. В играх «Скажи, что сначала, что потом?», «Добавь слово»: (Катя проснулась и стала … умываться; зайчик испугался и …убежал) дети учились называть предшествующие и последующие события.

Для активизации глагольной лексики проводились упражнения «Кто, что умеет делать?», в которых дети учились подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных: белочка – прыгает, скачет, грызет. «Где что можно делать?»: в лесу – гулять, собирать грибы, ягоды; на реке – купаться, плавать, ловить рыбу.

На втором этапе темой занятий было развитие навыков самостоятельного описания игр «Магазин», «Загадки». Предлагалась ребенку схему описания: «Это… Он… Зверек любит…». Эта лексико-синтаксическая схема рассматривалась как план рассказа, который определяет не только содержание высказывания, сколько последовательность и связь между его частями.

Формирование навыков повествовательной речи происходило в играх типа «Кто знает, тот дальше продолжает», основной задачей которых было составление совместно с воспитателем сюжетных рассказов.

На третьем этапе совместная деятельность взрослого с ребенком принимала более разнообразные формы. Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Проводились игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок.

Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно.

Индивидуальная работа проводилась в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей детей, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре. С отдельными детьми проводились фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Вне занятий использовался такой прием как рассказывание о своей любимой игрушке. Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети описывали свои игрушки, применяя слова, которые они подбирали на занятии при рассматривании игрушек. Со стороны воспитателя детям соответственно оказывалась помощь. Так как словарный запас невелик, дети черпали для себя большое разнообразие новых слов, а так как большинство эпитетов употреблялось очень часто, то слова переходили со временем из пассивного в активный словарь ребенка. Детям очень нравится, что его любимая игрушка приводит всех в восторг, и что его внимательно слушают и дети и воспитатель и то, что он в центре внимания. Дети часто приносят с собой игрушки, порой не по одной, а по две и больше и постоянно напоминают о том, что хотят рассказать о своей игрушке, какая она: мягкая, пушиста, красивая, любимая, нарядная. Дети могли описать глаза, нос, уши (их цвет, форму, размер); одежду её название и части; настроение (кукла веселая, добрая, грустная); как игрушкой можно играть (катать, качать подбрасывать) и т.д.


В процессе проводимой работы понятно, что дети уже перешли на более высокий уровень развития, и возникла необходимость передать роль взаимопомощи самим детям. Если ребенок в процессе рассказывания не мог правильно описать какой-нибудь из компонентов, то дети активно помогали ему в этом, при этом эпитеты сыпались, как из «рога изобилия», т.е. детей можно было спрашивать по очереди, и каждый мог придумать и сказать о предмете что-то свое.

После опыта с описание игрушек, дети уже довольно четко могли дать описание животного и делали это с большим удовольствием. Причем связанность рассказывания здесь упорядочивалась схемой-подсказкой, на которую опирались дети при рассказывании и не ждали помощи воспитателя.

Далее ту же работу проводили и с неодушевленными предметами: овощами, фруктами и т.п. при этом также используя схемы – подсказки. При этом опять же использовался иллюстративный материал, опираясь на жизненный опыт детей, на их сенсорные способности: пробовали на вкус, вспоминали что готовят, где растет, какой на ощупь. Здесь уже в словарь ребенка вводились новые слова: описание не только цвета, но и формы, вкуса.

В результате обучения дети к среднему и старшему возрасту овладели умением:

- правильного построения разных типов предложений;

- использовали различные части речи;

- научились строить самостоятельно высказывания разных типов;

- овладели умением связно пересказывать сказки;

- составлять небольшие рассказы;

- придумывать загадки;

- связно рассказывать о предмете соответственно возрасту, опираясь на схемы- загадки;

- могли хорошо ориентироваться в знакомых сказках;

- умели анализировать поведение и поступки героев сказок;

- появились первые проблески направленного воображения при работе с заместителями.

2.3 Результат разработки дидактических игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.

В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формирования личности ребенка.[16]