Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
Важным также представляется материальное стимулирование сотрудников, в частности, разработка системы премирования – поквартально, за год.
Также необходимо представить распределение удовлетворения потребностей по А. Маслоу.
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
В организации существует перерыв на обед, установлены кулеры с питьевой водой, действуют туалет и комната отдыха для сотрудников.
2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Таким образом, во втором подразделе первого раздела нами установлено и показано, что особенности заботы о персонале в структуре мотивации сотрудников предприятий нефтегазовой отрасли проявляются прежде всего в следующих видах деятельности руководства и служб управления персоналом:
а) охране труда,
б) установлении премий и иных выплат,
в) расширенном социальном пакете,
г) нематериальном стимулировании.
Выводы по первому разделу:
1. Таким образом, в первом разделе данного исследования нами установлено и показано, что мотивация занимает важное место в современной науке управления персоналом.
Мотивация способствует качеству выполнения работ, производительности труда.
2. Нефтегазовые корпорации уделяют значительное внимание заботе о персонале, которая выражается в требования к охране труда и технике безопасности, премиях и иных компенсационных и стимулирующих выплатах, расширенном социальном пакете и нематериальном стимулировании.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ
2.1. Анализ организационной структуры ПАО «Газпром».
ПАО «Газпром» — является глобальной энергетической компанией.
Сфера деятельности ПАО обширна.
Рис. 4. Основные направления деятельности ПАО «Газпром»
Представим ниже миссию и стратегическую цель компании:
Рис. 5. Миссия и стратегическая цель ПАО «Газпром»
Представим ниже управленческую структуру ПАО «Газпром».
Рис. 6. Управленческая структура ПАО «Газпром»
Таблица 2 – Основные результаты деятельности ПАО «Газпром» за 2013 – 2018 гг. (по международным стандартам отчетности)
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Выручка (нетто), млн руб. |
2 423 245 |
3 285 486 |
2 991 001 |
3 597 054 |
4 637 090 |
4 764 411 |
Прибыль от продаж, млн руб. |
701 778 |
1 260 306 |
856 912 |
1 113 822 |
1 656 843 |
1 289 176 |
Чистая прибыль, млн руб. |
694 985 |
771 380 |
793 793 |
997 993 |
1 342 442 |
1 210 566 |
Чистые активы, млн руб. |
4 313 097 |
4 913 099 |
5 649 321 |
6 536 361 |
7 760 991 |
8 701 094 |
Краткосрочные обязательства, млн руб. |
1 084 554 |
964 845 |
1 047 892 |
1 011 261 |
1 309 255 |
1 489 817 |
Долгосрочные обязательства, млн руб. |
1 394 905 |
1 290 624 |
1 671 315 |
1 688 371 |
1 830 450 |
1 877 228 |
Объем капитальных вложений, млн руб. |
576 886 |
801 331 |
810 870 |
1 110 834 |
1 628 109 |
1 535 927 |
Чистые активы на 1 акцию, руб. |
182,2 |
207,5 |
238,6 |
276,1 |
327,8 |
367,5 |
Прибыль на 1 акцию, руб. |
28,07 |
31,49 |
33,18 |
42,20 |
56,95 |
51,53 |
Дивиденды на 1 акцию, руб. |
2,66 |
0,36 |
2,39 |
3,85 |
8,97 |
5,99 |
Таким образом, в первом подразделе второго раздела исследования нами установлено и показано:
а) организационно-управленческая структура ПАО имеет сложный характер и регламентирована значительным количеством корпоративных документов;
б) экономические показатели ПАО стабильны.
Организация имеет разветвленную организационно-управленческую структуру,
ПАО «Газпром» является естественной монополией энергетического сектора Российской Федерации и компанией мирового уровня.
2.2. Основные тенденции и методы по управлению персоналом в компании «Газпром»
Организационная структура системы управления персоналом представлена ниже.
Рис. 7. Организационная схема системы управления персоналом
Как следует из представленной схемы, департамент управления персоналом состоит из отдела управления персоналом и отдела кадров.
Процесс подбора персонала в компании представим схематично:
- В компании существует электронная база данных, которая содержит информацию о вакансиях компании.
- Процесс отбора персонала состоит из нескольких последовательных этапов и представлен схематично ниже.
Рис. 8. Схема подбора персонала
В компании действует формально организованная система наставничества – в период прохождения испытательного срока – 3 месяца – сотрудник закрепляется за опытным сотрудником.
Данная система практически не работает.
Аттестации, согласно локальному нормативному акту работодателя – Положению об аттестации – подлежат все специалисты один раз в три года.
Деловая оценка строится по следующей схеме.
При оценке эффективности работы будет иметь значение «не только то, ЧТО вы сделали, но и КАК».
Рис. 9. Деловая оценка персонала
Таким образом, одним из важнейших конкурентных преимуществ в бизнесе является квалифицированный персонал, однако большинство предприятий и организаций в настоящее время не достаточно уделяют внимание организации эффективной системы адаптации и подготовки персонала на первых порах, что и приводит к потере мотивации у работников и дезориентации в своих должностных обязанностях, правах и возможностях.
Таким образом, во втором подразделе второго раздела исследования нами установлено, что основными методами управления персоналом в корпорации являются:
а) организационные,
б) административные;
в) социально-психологические;
г) забота о персонале.
2.3. Забота о персонале как фактор мотивации сотрудников в компании ПАО «Газпром»: анализ достижений и имеющихся проблем
На данном предприятии весьма развита система охраны труда.
1.Протоколы (Протокол проверки знаний по охране труда., Протокол проведения дня охраны труда).
2.Программы (Программа и лекция вводного инструктажа, Программа инструктажа на рабочем месте, Программа обучения по охране труда руководителей и специалистов служб охраны труда, Программа обучения по охране труда руководителей бюджетных учреждений, Учебный план по охране труда для руководителей и специалистов с билетами, Учебный материал для обучения по охране труда).
3.Положения (Положение о службе ПБ, ОТ и ОС, Положение по организации работы в области охраны труда, Положение об организации работы по ОТ, Положение о стимулировании за ПБ и ОТ, Положение о проведении смотра-конкурса по охране труда, Другие документы по охране и безопасности труда).
В организации идет процесс формирования организационной (корпоративной) культуры – определенные стандарты к внешнему виду и поведению, поздравления с Днями рождения, совместные празднования Нового года, 23 февраля и 8 марта.
Кроме того в ПАО «Газпром» в настоящее время разработана корпоративная индивидуально ориентированная программа здоровья, которая также мотивирует сотрудников.
Таким образом, в третьем подразделе 2 раздела исследования нами установлено и показано:
а) необходимо тщательно учитывать потребности персонала;
б) выделен ряд проблемных аспектов в управлении персоналом ПАО;
в) предложены направления совершенствования управления персоналом ПАО на основе потребностей персонала.
Выводы по второму разделу:
Таким образом, по второй части работы нами было установлено, что проведение такой работы, как рассмотрена выше, приносит свои плоды: люди становятся лучше, начинают качественнее и технологичнее работать, у многих появляется желание развиваться, снижается количество уволенных по собственному желанию. Такие показатели говорят о том, что «не стоит рубить тот сук, на котором сидишь».
Во второй части работы были установлены следующие причины, затрудняющие создание эффективной системы мотивации:
– далеко не очевидно, какие методы можно использовать в конкретной ситуации;
– сложность и противоречивость системы потребностей персонала организации;
– недооценка либо переоценка персонала, который является участником мотивационного процесса.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ЧЕРЕЗ ЗАБОТУ РУКОВОДСТВА О НЁМ В РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАЦИЯХ
3.1. Разработка проектно-практических рекомендаций по повышению эффективности мотивации персонала через заботу руководства о нём в нефтегазовой корпорации «Газпром»
Итак, на основе представленных выше результатов исследования разработаем программу совершенствования с использование планирования и проведения корпоративных мероприятий.
Целью данной программы является создание командного духа, особого сообщества сотрудников вне зависимости от занимаемой должности и разработка системы мероприятий, которые будут способствовать мотивации сотрудников через проведение корпоративных мероприятий – не протокольных, а действительно интересных и интересующих их (интересы выявлены в процессе проведения исследования).
Таблица 3 - Программа корпоративных мероприятий на апрель 2020 года – март 2021 года
Мероприятие |
Дата проведения |
Ответственный |
Место проведения |
Примечание |
Встреча весны |
12.04.2020 22.03.2021 |
Отдел социального развития |
Выезд за город |
Отдых и прогулки на природе, шашлыки |
Субботник |
22.04.2020 21.03.2021 |
Заместитель директора по хозяйственной части |
Проведение совместной уборки территории – уборка листьев, высадка и уход за растениями, деревьями |
С одной стороны, мероприятие трудовой направленности, с другой – совместное озеленение и сближает, и это возможность пообщаться сотрудникам в неформальной обстановке и взаимодействовать с природой |
Спартакиада |
17.05.2020 17.06.2020 17.07.2020 17.08.2020 17.09.2020 |
Профсоюзный комитет |
Выезд на стадион |
Проведение спортивных соревнований сотрудников с семьями, «Веселые старты» (17.06 – 17.09) |
День единения |
31.05.2020 |
Ученый секретарь |
Театр |
Чествование сотрудников, достигших определенных результатов, получивших награды, окончивших научные труды, получивших образование (вспомогательный и технический персонал) и т.д. |
День рыбака |
07.06.2020-08.06.2020 |
Отдел социального развития |
Выезд за город |
С семьями |
День именинника |
29.06.2020 |
Профсоюзный комитет |
Театр |
Штат сотрудников велик, поэтому нет возможности совместно отметить день рождения каждого, поэтому раз в году отмечается день рождения всех совместно |
Выезд на природу |
26.07.2020 23.08.2020 |
Отдел социального развития |
Выезд за город |
Проведение спортивных соревнований сотрудников с семьями |
День первоклассника – для детей сотрудников Эрмитажа |
06.09.2020 |
«Школьный центр» |
Зал |
Поздравление первоклассников |
Встреча осени |
20.09.2020 |
Профсоюзный комитет |
Во дворе |
- |
День поэзии |
14.10.2020 |
Профсоюзный комитет |
Во дворе |
|
День театрала |
25.10.2020 |
Научно-просветительский отдел |
Театр |
Постановка спектакля сотрудниками |
День живописца |
10.11.2020 |
Научно-просветительский отдел |
Театр |
Рассказ сотрудниками о жизни и творчестве великих живописцев |
Встреча зимы |
22.11.2020 |
Профсоюзный комитет |
Большой двор |
Вспоминаются старорусские традиции, связанные с встречей зимы |
Капустник сотрудников |
26.12.2020 |
Отдел социального развития |
Театр |
Режиссура и постановка силами сотрудников |
Совместное отмечание Нового года |
26.12.2020 |
Отдел социального развития |
Кафе |
|
Елка для детей до 8 лет сотрудников |
08.01.2021 |
Профсоюзный комитет |
театр |
Новогоднее поздравление и подарки |
Елка для детей до 14 лет сотрудников |
09.01.2021 |
Профсоюзный комитет |
театр |
Новогоднее поздравление и подарки |
Совместное отмечание Старого Нового года |
13.01.2021 |
Отдел социального развития |
Кафе |
- |
Поздравление мужчин – сотрудников с 23 февраля |
22.02.2021 |
Заместитель директора по персоналу |
театр |
Торжественное собрание |
Поздравление женщин-сотрудников с 8 марта |
06.03.2021 |
Заместитель директора по персоналу |
театр |
Торжественное собрание |