Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики, человеческие ресурсы являются наиболее важным фактором успеха любого предприятия. Поэтому современные руководители предпочитают делать ставку на персонал и стремятся создать работоспособные и мотивированные команды единомышленников. Сегодня становится все более очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации и стимулирования труда, побуждающую каждого конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера, служащего) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели.
Разработка системы мотивации, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы.
Объектом исследования выступают факторы успешного управления нефтегазовой корпорацией и роль мотивации персонала в них.
Предмет исследования – забота руководства о персонале как основа эффективной мотивации и успешного управления нефтегазовой корпорацией ПАО «Газпром».
Цель исследования состоит в разработке и обосновании проектно-практических рекомендаций по повышению эффективности мотивации персонала через заботу руководства о нём в российских нефтегазовых корпорациях.
Для достижения поставленной цели в работе, решаются следующие исследовательские задачи:
- Раскрыть сущность и содержание мотивации трудовой деятельности как ключевого фактора обеспечения эффективности управления персоналом и успешной деятельности компаний;
2. Рассмотреть особенности заботы о персонале в структуре мотивации сотрудников предприятий нефтегазовой отрасли.
3. Провести анализ организационной структуры ПАО «Газпром».
4. Выявить основные тенденции и методы по управлению персоналом в компании «Газпром».
5. Рассмотреть заботу о персонале как фактор мотивации сотрудников в компании ПАО «Газпром» (провести анализ достижений и имеющихся проблем).
6. Осуществить разработку проектно-практических рекомендаций по повышению эффективности мотивации персонала через заботу руководства о нём в нефтегазовой корпорации «Газпром».
7. Осуществить обоснование социально-экономической эффективности предлагаемых проектно-практических рекомендаций.
8. Провести анализ возможностей применения разработанных проектно-практических рекомендаций по повышению эффективности мотивации персонала через заботу руководства о нём в других российских нефтегазовых корпорациях.
Методы исследования. В работе применяются такие общетеоретические методы научного исследования, как наблюдение, измерение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, метод анализа документов и некоторые другие, а также конкретно-прикладной метод эмпирической социологии, как анкетный опрос.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа организационной структуры и системы управления персоналом нефтегазовой корпорации ПАО «Газпром», полученные путем анализа документов.
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 3 раздела и 8 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ИНДИКАТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
1.1. Мотивация трудовой деятельности как фактор эффективности, управления персоналом и успешной деятельности компании.
Приступая к рассмотрению вопроса мотивации трудовой деятельности, оговорим, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на свободный труд.[1]
Центральное место в законодательном регулировании трудовой деятельности занимает Трудовой Кодекс, который содержит основные требования к организации трудовой деятельности и условиям труда.[2]
В ряде случаев, когда трудовая деятельность осуществляется по договору оказания услуг или договору подряда, данные правоотношения регулируются Гражданским Кодексом РФ.[3]
Исследователи разнообразно неодинаково определяют понятие мотивации, исходя из того, что это сложное и объемное понятие.
Так, М.В. Григорьева считает, что под мотивацией «понимается совокупность факторов, энергетизирующих и направляющих поведение»[4].
Б.М. Генкин дает определение, подчеркивая, что: «мотивация — это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей»[5].
И.П. Чередниченко и Н.В. Тельных считают, что «мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности»[6].
Б.В. Харазишвили провел анализ различных составляющих мотивации. С его точки зрения, предпосылкой того или иного поведения сотрудника, основой его деятельности является потребность. Человек стремится удовлетворить возникшую потребность, которая вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенным действиям[7].
О.С. Виханский и О.Н. Наумов считают, что в общих чертах мотивация человека к деятельности представляет собой совокупность движущих сил, которые побуждают его (осознанно или же неосознанно) к определенным действиям. При этом связь между этими действующими силами и действиями человека осуществляется в результате сложной системы взаимодействий. Поэтому люди могут по-разному реагировать на одно и то же воздействие со стороны одинаковых сил[8].
Все эти авторы рассматривают понятие мотивации, которое относится не к персоналу организации в целом, а лишь к отдельному человеку.
Группа авторов пытается определить понятие мотивации по отношению к персоналу организации. С их точки зрения, «мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах»[9].
Отсюда следует, что понятие мотивации можно рассматривать как по отношению к отдельному человеку, работающему в организации, так и по отношению к персоналу организации в целом.
О.В. Гелих рассматривает вопросы здоровья и заботы о персонале как важный мотивационный фактор.[10]
Существует несколько теорий мотивации персонала. Все они анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Теории мотивации описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности.
Таким образом, в первом подразделе исследования нами установлено и показано, что мотивация трудовой деятельности как фактор эффективности управления персоналом и успешной деятельности компании реализуется прежде всего в том, что:
а) служит повышению производительности труда;
б) формирует преданность персонала;
в) способствует повышению «качества» персонала.
1.2. Особенности заботы о персонале в структуре мотивации сотрудников предприятий нефтегазовой отрасли.
Обосновывая актуальность темы исследования, приведем возможность использования знаний о потребностях сотрудников органами управления организацией. Если конкретный работник заинтересован в работе, которая позволяет ему реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильной мотивацией к добросовестному и продуктивному труду. Наряду с этим важным внутренним мотивом может быть для конкретного человека значима работа как средство развития его определенных качеств, полезность его труда для группы людей и общества, соответствие работы убеждениям конкретного человека. По мнению И.П. Чередниченко и Н.В. Тельных, к внутренней мотивации относят: мечту, стремление к самореализации; стремление к творчеству; самоутверждение, востребованность; убежденность; любопытство; личностный рост; потребность общения[11]. По мнению тех же авторов, к внешней мотивации относят: деньги; карьеру; статус, признание; возможность путешествовать[12].
Было проведено анкетирование.
Анкетирование проводилось среди сотрудников ПАО «Газпром» посредством социальных сетей.
Приведем ниже его результаты.
Ниже на рис. 1 представлены те потребности, которые сотрудники предприятия ставят на первое место.
Рис. 1. Потребности работников
46 % сотрудников ставят на первое место материальные потребности – хорошую зарплату, деньги, жилье, дача, машина и так далее.
41% сотрудников заинтересованы получить опыт в организации функционирования предприятия общественного питания, сделать карьеру и так далее. В данную же группу были включены сотрудники, ответившие, что самая главная потребность человека – это здоровье.
13% сотрудников ответили, что для них материальное не важно, важна духовная сфера и развитие человека.
Рис. 2. График, отражающий важность мотивации для стимулирования труда сотрудников
Как следует из полученных данных, большая часть сотрудников осознает и суть мотивации и ее важность для трудовой деятельности.
Таблица 1 - Результаты анкетирования по вопросам третьего блока, позволяющим сформировать профиль потребностей и мотивационный профиль сотрудников[13]
№ п/п |
Мотив, отмеченный обследуемыми |
Количество данных ответов, в % от 100% опрошенных |
1 |
Интересная работа |
36 |
2 |
Более высокий доход (заработная плата) |
23 |
3 |
Возможности карьерного роста |
26 |
4 |
Удовлетворение результатом труда |
34 |
5 |
Амбиции |
32 |
6 |
Социальное общение (коллектив) |
41 |
7 |
Медицинская страховка |
11 |
8 |
Свобода принятия решений |
32 |
9 |
Свободный график |
35 |
10 |
Бонусы (премия) по результатам работы |
27 |
11 |
Возможность совмещения с собственной научной работой |
38 |
12 |
Больше самостоятельности |
34 |
13 |
Корпоративные мероприятия (ресторан, отдых) |
15 |
14 |
Повышение требований к работе |
15 |
15 |
Стабильность рабочего места |
33 |
16 |
Стиль управления (личность руководителя) |
31 |
Напомним, что каждый сотрудник – обследуемый – мог выбрать несколько вариантов ответа.
Представим ниже на диаграмме распределение ответов (рис.3).
Рис. 3. Распределение потребностей и мотивов
Обращаясь к результатам, отметим, что руководству организации необходимо обратить внимание на удовлетворение потребностей в интересной работе – возможны стажировки на других подобных предприятиях, проведение тренингов и обучения; на развитие организационной культуры и организации совместного досуга коллектива