Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( Внутренняя среда организации ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
2.1 Краткая характеристика Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин
2.2 Формулировка миссии и стратегических целей организации
2.3 Анализ и оценка внешней среды
3.1 Основные причины низкой эффективности работы путевых машин
3.2 Резервы повышения эффективности деятельности предприятия
Проведем факторный анализ себестоимости по следующим формулам 2.1-2.7.
С/С = Эр/В , (2.1)
где С/С – себестоимость содержания объектов инфраструктуры, тыс. руб/прив. км;
Эр – эксплуатационные расходы, млн руб.;
В – объем работы, прив. км.
- Подставляем плановые значения:
С/Спл = Эрпл/Впл , (2.2)
Спл = 2 817,6/934,39 = 3 015,44 тыс. руб/ прив. км;
- С/Сусл. 1 – при замене первого фактора на фактическое значение:
С/Сусл. 1 = Эрф/Впл, (2.3)
С/Сусл. 1 =2 814,2/934,39 = 3 011,80 тыс. руб/ прив. км;
- С/Сф – при замене двух факторов на фактическое значение:
С/Сф = Эрф/Вф, (2.4)
С/Сф = 2 814,2/969,72 = 2 902,07 тыс. руб/ прив. км.
Определим влияние изменений факторных показателей на себестоимость перевозок:
△С/Сэр = С/Сусл. 1 - С/Спл, (2.5)
△С/Сэр = 3 011,80 - 3 015,44 = -3,64тыс. руб/ прив. км.
Сокращение эксплуатационных расходов на 3,372 млн руб. привело
к сокращению себестоимости на 3,64 тыс. руб/ прив. км.
△ С/СВ = С/Сф - С/Сусл. 1, (2.6)
△ С/СВ = 2 902,07 - 3 011,80 = -109,73 тыс. руб/ прив. км.
Увеличение объема работ на 26,3 прив. км привело к снижению себестоимости перевозок на 109,73 тыс. руб/ прив. км.
Проверка: изменение себестоимости за период:
△С/С = △С/Сэр + △С/СВ , (2.7)
△Ст = -3,64+(-109,73) = -113,37
Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что в себестоимость в 2016 году сократилась на 113,37 тыс. руб/ прив. км., за счет сокращения эксплуатационных расходов на 3 тыс. руб/ прив. км. к прошлому году, а также за счет повышения объема работы на 157,1 тыс. руб/ прив. км.
2.8 Анализ производительности труда
Производительность труда на предприятии – это один из основных показателей, который отражает действительный результат работы персонала. Производительность труда характеризует результативность трудозатрат в единицу времени.
Этот показатель – основной источник роста объема производства промышленной продукции. Безусловно, производительность труда постоянно изменяется под влиянием многих факторов. Многие из них могут вызвать рост производительности, а также некоторые могут вызвать и снижение. Анализ производительности труда представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Анализ производительности труда
Показатель |
2015 год |
2016 год |
Абсолютное изменение (+,-) |
Относительное изменение, % |
|||
план |
факт |
к плану |
к прошлому году |
к плану |
к прошлому году |
||
Объем работы, млн т-км брутто |
280 051,66 |
281 789,2 |
282 727,74 |
938,54 |
2 676,08 |
100,3 |
100,96 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
1 652 |
1 578 |
1 583 |
5 |
-69 |
100,3 |
95,8 |
Производительность труда, млн прив. т-км/ чел. |
169,52 |
178,57 |
178,60 |
0,03 |
9,08 |
100,02 |
105,35 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что производительность труда в 2016 году по отношению к 2015 году увеличилась на 9,08 %, что связано с ростом объема работы на 0,96 %.
Выполним факторный анализ по производительности труда по следующим формулам 2.1-2.8:
Пт = В/Чср, (2.8)
где Пт – производительность труда, млн прив. т-км/чел.;
В – объем работы, км;
Чср – среднесписочная численность работающих, чел.
- Подставляем плановые значения:
Птпл = Впл/Чсрпл , (2.9)
Птпл = 281 789,2/1 578 = 178,57 млн прив. т-км/чел.
- Птусл. 1 – при замене первого фактора на фактическое значение:
Птусл. 1 = Вф/Чсрпл, (2.10)
Птусл. 1 = 282 727,74/1 578 =179,17 млн прив. т-км/чел.
- Птф – при замене двух факторов на фактическое значение:
Птф = Вф/Чсрф, (2.11)
Птф = 282 727,74/1 583 = 178,60 млн прив. т-км/чел.
Определим влияние изменений факторных показателей на производительность труда:
△ПтВ = Птусл. 1 - Птпл, (2.12)
△ПтВ = 179,17 - 178,57 = 0,6 млн прив. т-км/чел.
В связи с тем, что в отчетном периоде объем работы увеличился на 938,54 млн прив. т-км, производительность труда увеличилась на 0,6 млн прив. т-км/чел.
△ ПтЧ = Птф - Птусл. 1, (2.13)
△ ПтЧ = 178,60 - 178,17 = - 0,57 млн прив. т-км/чел.
Изменение производительности труда за счет численности не произошло.
Проверка: изменение производительности труда за период:
△Пт = △ПтВ + △ПтЧ (2.14)
△Пт = 0,6 - 0,57 = 0,03 млн прив.т-км/чел.
Исходя из анализа, можно сделать вывод, что в 2016 году по сравнению с планом производительность труда увеличилась на 0,03 млн прив. т-км/чел. за счет повышения объема работ на 938,54 млн прив. км, а также за счет сокращения среднесписочной численности на 69 человек.
2.9 Анализ ключевых показателей Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин
Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.05.2015 № 1311р для оценки результатов работы Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин утверждены 12 ключевых показателей деятельности, 8 из которых являются основными и используются для оценки деятельности Дирекции и структурных подразделений, 4 показателя вспомогательных и применяются для факторного анализа выполнения ключевых показателей.
Таблица 2.9 – Анализ ключевых показателей ДПМ |
|||||||||
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютное отклонение (+;-) |
Относительное отклонение (%) |
||||
план |
факт |
к плану |
к 2015 г. |
к плану |
к 2015 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Основные показатели |
|||||||||
Расходы по перевозочным видам деятельности |
млн руб. |
2817,2 |
2817,6 |
2814,2 |
-3,4 |
-3,0 |
99,9 |
99,9 |
|
Объем инвестиций |
млн руб. |
48,2 |
53,5 |
54,4 |
0,9 |
6,2 |
101,6 |
112,9 |
|
Программа капитального ремонта |
млн руб. |
127,3 |
179,6 |
163,4 |
-16,2 |
36,1 |
91,0 |
128,4 |
|
Производственный травматизм |
чел. |
0 |
- |
0 |
- |
0,0 |
- |
- |
|
Темп роста реальной заработной платы |
% |
94,6 |
95,8 |
97,2 |
1,4 |
2,6 |
101,5 |
102,7 |
|
Среднесписочная чис-ть работников на перевозках |
чел. |
1581 |
1515 |
1493 |
-22 |
-88 |
98,5 |
94,4 |
|
Среднесписочная чис-ть раб-в по всем видам деятельности |
чел. |
1651 |
1583 |
1583 |
0 |
-68 |
100,0 |
95,9 |
|
Количество отказов, вызвавших задержки поездов |
ед. |
- |
5 |
7 |
2 |
7 |
140,0 |
- |
Продолжение таблицы 2.9
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вспомогательные показатели |
||||||||
Среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках |
руб./чел. |
38069 |
41148 |
39853 |
-1295 |
1784 |
96,9 |
104,7 |
Среднемесячная заработная плата работников по всем видам деятельности |
руб./чел. |
37577 |
38578 |
39696 |
1118 |
2119 |
102,9 |
105,6 |
Текучесть кадров |
% |
8,1 |
- |
10,7 |
- |
2,6 |
- |
131,5 |
Укомплектованность штата |
% |
1765,0 |
1544,0 |
1562,0 |
18,0 |
-203,0 |
101,2 |
88,5 |
Из 12 ключевых показателей эффективности деятельности, установленных Дирекции, по итогам работы за 2015 год не выполнено 5 показателей:
Не выполнены 4 основных показателя:
- допущено превышение расходов по перевозочным видам деятельности 18,2 млн руб.;
- допущено пересодержание контингента к плану по перевозкам
на 2 чел., без превышения к «праву». При формировании бюджета трудовых ресурсов в 4 квартале 2015 года был не учтен контингент на выполнение работ по капитальному ремонту пути за счет средств федерального бюджета; - факту закрытия периода, лимит численности был увеличен на выполненный объем и доведен «правом»;
- пересодержание среднесписочной численности по всем видам деятельности к плану составило 6 чел, без превышения к «праву». «Право»
по содержанию контингента увеличено на фактические выполненные объемы работ по капитальному ремонту пути за счет средств федерального бюджета и объемы работ по инвестиционной деятельности; - количество отказов, вызвавших задержки поездов – допущено
11 случаев, рост к аналогичному периоду 2014 года на 2 случая;
Из вспомогательных показателей не выполнен 1 показатель: не обеспечен темп роста реальной заработной платы. Среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозочных видах деятельности составила
37 529 рублей.
По отчетным данным 2016 года из 12 ключевых показателей дирекцией к плану выполнено 10 показателей [24].
Не выполнено 2 показателя:
- расходы по перевозочным видам деятельности – при плановых затратах 2817,6 млн рублей фактическое освоение составило 2814,2 млн рублей, 99,9 % к плану;
- программа капитального ремонта пути – при плановых затратах 179,6 млн рублей фактическое освоение составило 163,4 млн рублей, 91,0 %
к плану, по «праву» расходы по данному виду ремонта не предусмотрены. Работы по КРН переклассифицированы в работы реконструкции (модернизации) пути с переносом расходов на инвестиции в декабре текущего года.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТЕХНИКИ И МЕРОПРИЯТИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Основные причины низкой эффективности работы путевых машин
«Окно» в графике движения поездов – это время, на продолжении которого движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или через станцию прекращается для производства ремонтно-строительных или монтажных работ.
К работам, для выполнения которых необходимо «окно» относятся:
- Усиленный капитальный, капитальный, усиленный средний, средний и подъемочный ремонты пути.
- Сплошная смена рельсов.
- Укладка плетей бесстыкового пути.
- Смена стрелочных переводов.
- Ремонт мостов и тоннелей.
- Ремонт и монтаж устройств контактной сети, воздушных линий, устройств СЦБ.
- Лечение и усиление земляного полотна.
- Планово-предупредительная выправка пути с использованием путевой машинной техники.
- Ремонт водоотводных сооружений машинной техникой.
- Ремонт механизированных и автоматизированных горок.
- Некоторые работы при строительстве вторых путей и электрификации железных дорог, когда требуется выезд на перегон установочных, монтажных поездов, автомотрис и автодрезин.
- Кроме того, «окна» предоставляются для проведения каких-либо восстановительных работ (например, при повреждении устройств контактной сети, воздушных линий, линий электроснабжения и оборудования СЦБ) [30].
Для выполнения работ по текущему содержанию пути, контактной сети, устройств сигнализации, централизации и блокировки на двухпутных линиях предоставляют технологическое «окно». Для капитального ремонта продолжительность окна, как правило, 4-6 часов, для среднего ремонта 3 часа, для подъемочного ремонта 2-2,5 часа, продолжительность технологического «окна» 1,5-2 часа.
Предоставление «окна» возможно в любое время суток. Руководитель работ обязан установить пост, телефонную или радиосвязь с поездным диспетчером. На участке, где «окно» предусматривается в темное время суток, обеспечивается освещение места работы. Продолжительность «окна» выбирается таким образом, чтобы затраты на ремонт и из-за задержки поездов были минимальными. При больших «окнах» выработка машин возрастает
в большей степени, чем увеличивается «окно», но в течение расчётных суток «окна» оказывают заметное влияние на снижение эксплуатационных показателей работы участка. С другой стороны, при больших «окнах» сокращается суммарная продолжительность закрытия перегона за ремонтный сезон. Продолжительность «окна» целесообразно увеличивать до тех пор, пока темп прироста выработки за 1 час опережает прирост задержки поездов. Все работы на определённом участке, требующие для своего производства отдельных «окон», целесообразно выполнять в одно совмещенное по направлению
и времени «окно» (приложение В, Г).
Таблица 3.1 – Предоставление и использование окон за 2015-2016 г.
Всего «окон» за 2015 г. |
Всего «окон» за 2016 г. |
|
Всего «окон» за сутки |
0 |
0 |
Всего «окон» с начала месяца |
61 |
63 |
Всего «окон» с начала года |
1337 |
1210 |
Следуя из вышеуказанных данных, можно сделать следующий вывод, что всего за сутки 2015 г. и 2016 г. – 0 «окон», с начала месяца в 2016 г. на 2 «окна» больше, чем в 2015 г., а также можно заметить, что общее количество «окон» в 2016 г. меньше на 127 «окон» (в 2015 г. – 1 337, а в 2016 г. –
1 210).
Такое уменьшение предоставления и использования окон связано с тем, что в 2016 г. выделялось меньше денег на предоставление «окон», следовательно, план работы был значительно уменьшен по сравнению с аналогичным периодом в 2015 г.
Всего за декабрь 2016 г. по ДПМ было 62 срыва (приложение Д), можно сделать вывод, что срывы окон могут быть самыми различными: не благоприятные погодные условия, отсутствие техники, ремонт и неисправность техники, несвоевременное прибытие дрезины, поздний выезд.