Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( Внутренняя среда организации ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
2.1 Краткая характеристика Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин
2.2 Формулировка миссии и стратегических целей организации
2.3 Анализ и оценка внешней среды
3.1 Основные причины низкой эффективности работы путевых машин
3.2 Резервы повышения эффективности деятельности предприятия
Техника работы с табл. 2.2 следующая: в каждой строке ставится только одну единицу (или в колонке S, или в колонке N, или в колонке W). «Единица» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций.
Причем альтернатива - это интегральная качественная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды организации в данной конкретной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния. Попов источник
Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации должен быть системным как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов организации, так и в плане применяемого аналитического инструмента. При SNW- подходе изучается сильная, слабая и нейтральная сторона предприятия.
2.5 Анализ объемных и качественных показателей работы
Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин
Учет, планирование, анализ и оценка деятельности транспорта невозможны без совокупности определенных показателей, благодаря которым измеряется объем и качество его работы. На каждом виде транспорта имеется свой определенный комплекс показателей, отражающих его специфику. Тем не менее, существует такая группа показателей, которая является единой для всех видов транспорта и государственных учетных органов. Такие показатели перевозочной работы как количественные (объемные) и качественные:
- Объемные показатели ДПМ
Основными объемными показателями работы ДПМ являются приведенная работа – количество приведенных километров, выполненных путевыми машинами за отчетный период, приведенные в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Объемные показатели ДПМ
Наименование показателя |
ДПМ |
||||||
2015 год |
2016 год |
абсолютное изменение (+,-) |
относительное отклонение, % |
||||
отчет |
план |
отчет |
к плану |
к прошлому году |
к плану |
к прошлому году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Приведенная работа, млн прив.т-км |
280 051,7 |
281 789,2 |
282 727,7 |
938,5 |
2 676,1 |
100,3 |
101,0 |
Объем работ путевых машин в том числе по типам путевых машин: |
|||||||
щебнеочистительные, км |
252,4 |
283,0 |
284,6 |
2 |
32,2 |
100,45 |
112,8 |
выправочная техника, км |
3 391,0 |
3 400,0 |
3 415,2 |
15,2 |
24,2 |
100,45 |
100,7 |
стабилизаторы пути, км |
1 303,1 |
2 346,0 |
2 436,5 |
91 |
1 133, 4 |
103,86 |
187,0 |
ПМГ, км |
1 123,1 |
780,0 |
791,8 |
12 |
-331,3 |
101,51 |
70,5 |
РПБ, км |
695,8 |
1 350,0 |
1 812,3 |
462,3 |
1 117 |
134,24 |
260,5 |
Прочие, СП |
2 238,0 |
2 428,0 |
2 968,0 |
540 |
730 |
122,24 |
132,6 |
За 12 месяцев 2016 года было запланировано выполнить 281 789,2 т-км планово-предупредительной выправки пути комплексами машин, по состоянию за отчетный период 2016 г. выполнение установленного задания составило 100,3 % (282 727,7 т-км из 281 789,2 по плану), в сравнении с аналогичным периодом 2015 года увеличение выработки комплексов путевых машин составило 101 % (2015 г. – 280 051,7 т-км).
Выправка стрелочных переводов проведена на 122,24 % (2 968,0 из 2 428,0 стр. переводов по плану), в сравнении с аналогичным периодом 2015 года увеличение выработки комплексов путевых машин составило 132,6 %
- Качественные показатели ДПМ.
Качественные показатели ДПМ – это выполнение плана выработки путевых машин за отчетный период [24].
Рассмотрим качественные показатели ДПМ, которые указаны в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Качественные показатели ДПМ
Наименование показателя |
ДПМ |
||||||
2015 год |
2016 год |
абсолютное изменение (+,-) |
относительное отклонение, % |
||||
отчет |
план |
отчет |
к плану |
к прошлому году |
к плану |
к прошлому году |
|
Выработка путевых машин на единицу парка путевых машин в том числе по типам путевых машин: |
|||||||
Щебнеочистительные, км |
31,6 |
40,4 |
40,7 |
0 |
9,1 |
100,57 |
128,9 |
выправочная техника, км |
376,8 |
377,8 |
379,5 |
2 |
3 |
100,45 |
100,7 |
стабилизаторы пути, км |
260,6 |
293,3 |
304,6 |
11 |
44 |
103,86 |
116,9 |
ПМГ, км |
124,8 |
156,0 |
158,4 |
2 |
34 |
101,51 |
126,9 |
РПБ, км |
231,9 |
168,8 |
226,5 |
58 |
-5 |
134,24 |
97,7 |
снегоуборочная техника, млн м3 |
8,1 |
9,7 |
9,7 |
0 |
2 |
100,00 |
119,2 |
Прочие, СП |
559,5 |
485,6 |
593,6 |
108 |
34 |
122,24 |
106,1 |
Выполнение плана достигнуто по следующим типам машин:
ЩОМ – 100,57 % (план – 40,4 км, факт – 40,7 км), (в 2015 году – 31,6 км, увеличение на 128,9 %) .
ВПР – 100,45 % (план – 377,8 км, факт – 379,5 км), (в 2015 году – 376,8 км, увеличение на 100,7%).
Стабилизаторы пути – 103,86 % (план – 293,3 км, факт – 304,6 км), (в 2015 году – 260,6 км, увеличение на 116,9 %).
ПМГ – 101,51 % (план – 156,0 км, факт – 158,4 км), (в 2015 году – 124,8 км, увеличение на 126,9 %).
РПБ – 134,24 % (план – 168,8 км, факт – 226,5 км), (в 2015 году – 231,9 км, увеличение на 97,7 %).
Снегоуборочная техника – 100,00 % (план – 9,7 млн м3, факт – 9,7 млн м3,), (в 2015 году – 8,1 млн м3, увеличение на 119,2 %).
По выполнению задания по выработке основных типов путевых машин Свердловская железная дорога занимает – 10 место по сети [21].
Следует обратить внимание, что с начала года средняя продолжительность «окна» комплексами путевых машин при выполнении планово-предупредительной выправки составила 2,8 часа (2015 г. – 2,5 часа), средняя выработка в час «окна» – 720 м (2015 г. – 596 м).
2.6 Анализ показателей по труду и заработной плате
Труд – это осознанная, целенаправленная деятельность человека, которая всегда приводит к определенному результату. За трудовую деятельность человека начисляются денежное или иное материальное вознаграждение.
Другими словами, конечный результат труда – это его оплата, вознаграждение, которое человек получает регулярно за свою трудовую деятельность.
Для расчета оплаты используют как фонд оплаты труда, так и заработную плату.
ФОТ – это совокупная оплата труда всех работников предприятия, включающая в себя, в том числе премии, надбавки, компенсации из любого источника финансирования.
Фонд оплаты труда рассчитывается на какой-либо определенный промежуток времени, например, на квартал или месяц.
Для того чтобы вычислить фонд оплаты труда, потребуется среднемесячная зарплата, а также среднесписочная численность.
Таблица 2.5 – Анализ затрат на оплату труда и средней заработной платы
Показатель |
2015 год |
2016 год |
Отклонения |
||||
факт |
план |
факт |
абсолютные (+,-) |
относительные, % |
|||
к плану |
к прошлому году |
к плану |
к прошлому году |
||||
ФОТ работающих, тыс. руб. |
745 835,6 |
754 509,9 |
754 068,9 |
-441,0 |
8 233,3 |
99,9 |
101,1 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
1 652 |
1 578 |
1 583 |
6 |
-69 |
100,4 |
95,8 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
37 622,86 |
39 845,26 |
39 696,19 |
-149,04 |
2 073,33 |
99,63 |
105,5 |
Можно сделать следующий вывод, что среднемесячная заработная плата увеличилась на 2 073,33 рубля, в связи с сокращением численности работников на 69 человек, а также за счет увеличения фонда оплаты труда
на 8 233,3 тыс. рублей, по отношению к прошлому году.
Рассмотрим динамику среднемесячной заработной платы, представленной на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Динамика среднемесячной заработной платы
Таким образом, можно сделать вывод, что среднемесячная заработная плата в 2016 году увеличилась на 5,5 % по сравнению с 2015 годом.
Рассмотрим реальный рост заработной платы. Индекс потребительских цен (ИПЦ) = 107,1 %.
-
- Среднемесячная заработная плата в 2015 году составила 37 622,86, а в 2016 году – 39 696,19 руб.
- Номинальный рост ЗП = 2016/2015 = 39 696,19/37 622,86 = 105,51%, т.е. увеличение составило почти 6 %.
- Реальный рост заработной платы: номинальный рост ЗП/ИПЦ = 105,51/107,1 = 98,51 %.
Таким образом, можно заметить, что среднемесячная заработная плата увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 5,5 %, а реальная заработная плата не увеличилась, составила 98,51 %.
2.7 Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости продукции
Цель планирования эксплуатационных расходов – обеспечение выполнения заданного объема перевозок (работ, услуг) экономически обоснованным уровнем денежных средств. Эксплуатационные расходы состоят из текущих затрат, необходимых для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты.
К эксплуатационным расходам относятся такие затраты как затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы и прочие материальные затраты, топливо, энергию, амортизацию основных фондов отчисления в ремонтный фонд, прочие затраты [41].
Рассмотрим анализ эксплуатационных расходов, который представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Анализ эксплуатационных расходов
Наименование показателей |
2015 год |
2016 год |
Абсолютное изменение (+,-) |
Относительное изменение, % |
|||
отчет |
план |
отчет |
к плану |
к прошлому году |
к плану |
к прошлому году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Эксплуатационные расходы, млн. руб., в том числе: |
2817,2 |
2817,6 |
2814,2 |
-3,4 |
-3 |
99,88 |
99,9 |
Расходы на оплату труда |
766,4 |
754,2 |
749,7 |
-4,5 |
-16,7 |
99,40 |
97,82 |
Отчисления на социальные нужды |
225,8 |
220,6 |
216,5 |
-4,1 |
-9,3 |
98,14 |
95,88 |
Материальные затраты всего, из них: |
437,6 |
416,3 |
423,6 |
7,3 |
-14 |
101,75 |
96,80 |
1. Материалы |
100,9 |
120,3 |
128,4 |
8,1 |
27,5 |
106,73 |
127,25 |
2.Топливо |
122,9 |
120,626 |
120,603 |
-0,02 |
-2,3 |
99,98 |
98,13 |
Продолжение таблицы 2.7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
3.Электроэнергия |
3,5 |
4,0 |
3,9 |
-0,1 |
0,4 |
97,5 |
111,43 |
4.Прочие материальные затраты |
210,4 |
171,4 |
170,8 |
-0,6 |
-39,6 |
99,65 |
81,18 |
Амортизация |
222,7 |
219,631 |
219,627 |
-0,004 |
-3,07 |
100 |
98,62 |
Прочие |
1164,7 |
1206,8 |
1204,7 |
-2,1 |
40 |
99,83 |
103,4 |
Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной таблице. Эксплуатационные расходы уменьшились на 3 млн рублей, т.е. на 0,1 % к прошлому году. Также, можно заметить сокращение на оплату труда на 16,7 млн рублей и сокращение прочих расходов на 39,6 млн рублей по отношению к прошлому году, что положительно для деятельности предприятия в целом.
Динамика себестоимости представлена в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Анализ себестоимости перевозок
Показатель |
2015 год |
2016 год |
Абсолютное изменение (+,-) |
Относительное изменение, % |
|||
отчет |
план |
отчет |
к плану |
к прошлому году |
к плану |
к прошлому году |
|
Приведенная работа, прив. км |
812,62 |
934,39 |
969,72 |
35,33 |
157,1 |
103,78 |
119,3 |
Эксплуатационные расходы, млн руб. |
2817,2 |
2817,6 |
2814,2 |
-3,4 |
-3 |
99,88 |
99,9 |
Себестоимость перевозок, тыс. руб/прив. км |
3 466,8 |
3 015,44 |
2 902,07 |
-84,6 |
-113,37 |
97,17 |
83,7 |
Таким образом, себестоимость в 2016 г. при плане 3 015,44 тыс.руб/прив.км составила 2 902,7 тыс.руб/прив.км, что ниже плана на 113,37 тыс.руб/прив.км (97,17 %). К прошлому году себестоимость сократилась на 564,73 тыс.руб/прив.км.