Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( Внутренняя среда организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Партнерами являются люди, организации, с которыми предприятие осуществляет совместную деятельность.

Конкурентами являются также люди, организации, с которыми предприятие ведет определенную борьбу, конкурирует за что-то.

В ходе изучения внешней среды данной организации выяснилось, что Дирекция не имеет партнеров, так как осуществляет свою деятельность только своим структурным подразделением, а также не имеет конкурентов, потому что Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин единственная организация, занимающаяся данной деятельностью.

Провести анализ внешней среды на макроуровне – это значит оценить совокупность внешних факторов, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Для этого используется STEP - анализ, который предполагает анализ таких факторов как: политические, технологические, экономические, социальные.

Таб.1 STEP - анализ

Группа

Фактор

Проявление

Возможные ответные меры

Политические и правовые

Регулирование договорных отношений

Ослабление платежей и поставок

Страхование поставок, стимулирование партнеров

Государственное регулирование конкуренции в отрасли

Реализация антимонопольного законодательства

Слияние (объединение) компаний

Поддержка инновационных предприятий

Финансирование, гранты, лоббирование интересов

Участие в инновационных программах

Экономические факторы

Угроза высоких темпов инфляции

Обесценивание накоплений

Введение финансовых операций, сохраняющих покупательскую способность средств

Платежеспособный спрос

Увеличение платежеспособного спроса

Наращивание объемов производства, освоение новых сегментов рынка

Рост безработицы

Сокращение работников

Четкая кадровая политика и организационная структура предприятия

Социальные факторы

Рост мобильности населения

Отток работников

Совершенствование системы стимулирования

Отношение к труду

Влияние на производительность

Учет в получаемом доходе работниками, система премирования

Технологические факторы

НТП в сфере производства

Появление новых материалов, оборудования, технологий

Дополнительные вложения в инновации и обновление мощностей

НТП в социальной сфере

Рост уровня потребностей населения

Маркетинг, улучшение условий труда и быта работников предприятия

Возможность производства новой продукции (развитие конкурентных технологий)

Усовершенствованная база программных продуктов

Создание комплекса систем телеметрии


Таким образом, STEP-анализ позволяет оценить общее состояние внешней среды организации. Благодаря этому анализу, можно определить возможнее риски, с которыми может столкнуться компания.

Таким образом, PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы. На практике PEST-анализ удобно применять при разработке плана маркетинга или бизнес плана в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов.

2.4 Анализ и оценка внутренней среды

Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, который является наиболее широко распространенным комплексным методом стратегического анализа в зарубежных и отечественных академических кругах и среди практиков. В классической форме анализ сил (Strengts), слабостей (Weaknesses), возможностей (Opportunities) и угроз (Тhreats) был разработан во второй половине 1960-х годов [1].

Обычно SWOT-анализ используется для идентификации и оценки степени воздействия, исследования направлений влияния и силы взаимосвязи различных факторов внешней и внутренней среды предприятия, а также для установления положения дел на нем и выработки стратегии развития.

После изучения каждой группы факторов и проверки эффекта синергии от взаимных воздействий факторов в клетки матрицы вписывается соответствующая стратегия предприятия.

Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов из подмножества возможностей и угроз с элементами подмножества слабых и сильных сторон предприятия позволяет сформировать четыре общие стратегии предприятия, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Стратегии предприятия

Внутренние

факторы

Внешние факторы

Сильные стороны >

слабые стороны

Слабые стороны >

сильные стороны

Возможности >

угрозы

Стратегия Макси - Макси

Стратегия Мини - Макси

Угрозы >

возможности

Стратегия Макси - Мини

Стратегия Мини - Мини

Рассмотрим таблицу более подробно. Если предприятие имеет больше сильных сторон, чем слабых, а рынок открывает перед ним ряд новых возможностей при практическом отсутствии угроз, то в такой ситуации применяется стратегия «макси-макси». Стратегия «макси-макси» подразумевает, что в такой позиции предприятие должно предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке, наращивая долю рынка, диверсифицируя продукты и предлагая всевозможные новинки.


При преобладании слабых сторон и действии организации в благоприятной внешней среде применяется стратегия «мини-макси». Сущность данной стратегии заключается в том, что предприятие должно стремиться к выборочному улучшению своей конкурентной позиции, увеличивать долевое участие на рынке и одновременно освобождаться от слабых сторон, добиваясь улучшения финансовой ситуации, уменьшения затрат и повышения конкурентоспособности своих изделий.

Если предприятие характеризуется преобладанием сильных сторон, но наблюдается нестабильность среды, то применяется стратегия «макси-мини». Сущность стратегии заключается в том, что нестабильность внешней среды предполагает активное использование преимуществ для преодоления угроз, исходящих извне, поиск на рынке благоприятных ниш и последующее увеличение своей доли в них, снижение затрат и модернизацию продуктов.

Внутренняя нестабильность и неспособность эффективно противостоять внешним угрозам предполагает использование стратегии «мини-мини»: постепенное уменьшение активности и плавный переход из данной сферы деятельности. Это позволяет предприятию избегать возможных убытков и потерь.

Кроме определения стратегии организации SWOT-анализ подсказывает ответы на стратегические вопросы:

  1. Какие сильные стороны следует развивать и поддерживать для повышения конкурентоспособности организации на рынке;
  2. От каких слабых сторон необходимо освобождаться в первую очередь;
  3. От каких угроз следует незамедлительно защищаться;
  4. Использование каких возможностей способно принести выгоду?
  5. Для получения эффективных результатов необходимо учитывать все особенности данного анализа:
  6. Первичная информация должна быть полной, актуальной, релевантной и достоверной;
  7. В экспертных оценках важно избегать субъективности и недостаточной компетентности;
  8. Акцентирование на интегральных оценках может отвлечь от частных параметров и факторов, без которых невозможен подробной анализ предприятия и его среды;

Излишнее увлечение формальной методикой способно помешать качественному анализу.

Рассмотрим пример SWOT-анализа на основе ОАО РЖД «Путевая машинная станция № 311»

Наиболее подробно представим SWOT-анализ ПМС № 311 в виде таблицы 2.2.

Для анализа внутренней среды организации используют SWOT-анализ, при котором исследуются сильные и слабые стороны, возможности, а также угрозы.

Рассмотрим анализ внутренней среды организации в приведенной ниже таблице:


Таб. 2 SWOT - анализ

Сильные стороны S

Слабые стороны W

Обеспеченность организации бюджетом затрат

Быстрая изнашиваемость путевой машинной техники

Наличие инвестиционного бюджета

Неэффективность проведения ремонта путевых машин

Выполнение мероприятий, связанных с экономией определенных материалов и ресурсов

Большое количество неиспользуемых товарно-материальных ценностей

Обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами;

Сокращение персонала

Наличие высокопроизводительной техники (новые путевые машины)

Устаревшая система технологий

Четкая организационная структура

Неполная загрузка техники

Высококвалифицированный персонал, высокий уровень знаний и навыков у работников

Снижение объема ремонтов

Распределение и закрепление за структурными подразделениями конкретных и специальных функций

Социальный пакет для персонала

Возможности О

Угрозы T

Разработка и внедрение новой путевой машинной техники

Появление новых компаний-конкурентов

Привлечение молодых специалистов и высококвалифицированного персонала

Сокращение высококвалифицированного персонала и работников в целом

Сокращение издержек

Снижение перевозок углеводородов, что может сказаться на уменьшении объема перевозок

Таким образом, в результате проведенного анализа были выявлены сильные и слабые стороны организации. Чтобы улучшать свою деятельность, Дирекции нужно обратить внимание на свои слабые стороны и направить все силы для их устранения.

Также, проводится портфельный анализ – анализ, благодаря которому руководство организации выявляет и оценивает хозяйственную деятельность, с целью вложения инвестиционных средств в ее наиболее перспективные направления. Для проведения данного анализа используется модель Бостонской консалтинговой группы – инструмент для стратегического анализа товаров компании, опираясь на текущее состояние рынка относительно роста спроса данной продукции.

Следует отметить, что Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин не получает прибыли от основных видов деятельности, а также не производит какие-либо продукты, таким образом, провести портфельный анализ не представится возможным.


Таким образом, SWOT-анализ имеет несомненные преимущества: он способствует систематизации информации и предприятии, и его внешней среде, обеспечивает интеграцию качественного и количественного подходов анализа, придает наглядность и прозрачность аналитическому процессу, предлагает формализованную методику и информацию для принятия стратегических решений. Является эффективным инструментом разработки стратегии предприятия с учетом его сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз.

2.5 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ

Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации -- это уже рассмотренный SWOT-подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных и слабых сторон организации.

Управленческие цели традиционного SW-подхода очевидны: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить и постараться дополнительно усилить; а слабые стороны -- устранить.

SNW - это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S - Strength - сильная позиция (сторона), N - Neutral - нейтральная позиция, W - Weakness - слабая позиция (сторона).

Таким образом, при SNW- подходе или стратегическом SNW-анализе все изложенное про SW-подход сохраняется, но при этом еще добавляется особая нейтральная, т.е. N-позиция.

В нейтральной позиции фиксируется среднерыночное состояние. Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться состояние, когда организация относительно конкурентов по все (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному фактору - в состоянии S.

Следовательно, SNW-пoдxoд - это значимое развитие SW/SWOT-подхода. Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа. Для получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW- подхода рассмотрим таблицу 2.2.

Таблица 2.3 SNW-анализ

Стратегические позиции и характеристики

Качественная оценка

S

N

W

Общая (корпоративная) стратегия

1

Бизнес-стратегии по конкретным бизнесам

1

Организационная структура

1

Финансы как общее финансовое положение

1

Продукт как конкурентоспособность

1

Структура затрат

1

Дистрибуция как система реализации продукта

1

Информационная технология

1

Способность к реализации на рынке новых продуктов

1

Способность к лидерству

1

Уровень производства

1

Уровень маркетинга

1

Уровень менеджмента

1

Качество персонала

1

Репутация на рынке

1

Отношение с органами власти

1

Отношение с профсоюзом

1

Инновации и исследования

1

Послепродажное обслуживание

1

Корпоративная культура

1

Стратегические альянсы и т.д.

1