Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( Внутренняя среда организации ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
2.1 Краткая характеристика Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин
2.2 Формулировка миссии и стратегических целей организации
2.3 Анализ и оценка внешней среды
3.1 Основные причины низкой эффективности работы путевых машин
3.2 Резервы повышения эффективности деятельности предприятия
Партнерами являются люди, организации, с которыми предприятие осуществляет совместную деятельность.
Конкурентами являются также люди, организации, с которыми предприятие ведет определенную борьбу, конкурирует за что-то.
В ходе изучения внешней среды данной организации выяснилось, что Дирекция не имеет партнеров, так как осуществляет свою деятельность только своим структурным подразделением, а также не имеет конкурентов, потому что Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин единственная организация, занимающаяся данной деятельностью.
Провести анализ внешней среды на макроуровне – это значит оценить совокупность внешних факторов, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Для этого используется STEP - анализ, который предполагает анализ таких факторов как: политические, технологические, экономические, социальные.
Таб.1 STEP - анализ
Группа |
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные меры |
Политические и правовые |
Регулирование договорных отношений |
Ослабление платежей и поставок |
Страхование поставок, стимулирование партнеров |
Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
Реализация антимонопольного законодательства |
Слияние (объединение) компаний |
|
Поддержка инновационных предприятий |
Финансирование, гранты, лоббирование интересов |
Участие в инновационных программах |
|
Экономические факторы |
Угроза высоких темпов инфляции |
Обесценивание накоплений |
Введение финансовых операций, сохраняющих покупательскую способность средств |
Платежеспособный спрос |
Увеличение платежеспособного спроса |
Наращивание объемов производства, освоение новых сегментов рынка |
|
Рост безработицы |
Сокращение работников |
Четкая кадровая политика и организационная структура предприятия |
|
Социальные факторы |
Рост мобильности населения |
Отток работников |
Совершенствование системы стимулирования |
Отношение к труду |
Влияние на производительность |
Учет в получаемом доходе работниками, система премирования |
|
Технологические факторы |
НТП в сфере производства |
Появление новых материалов, оборудования, технологий |
Дополнительные вложения в инновации и обновление мощностей |
НТП в социальной сфере |
Рост уровня потребностей населения |
Маркетинг, улучшение условий труда и быта работников предприятия |
|
Возможность производства новой продукции (развитие конкурентных технологий) |
Усовершенствованная база программных продуктов |
Создание комплекса систем телеметрии |
Таким образом, STEP-анализ позволяет оценить общее состояние внешней среды организации. Благодаря этому анализу, можно определить возможнее риски, с которыми может столкнуться компания.
Таким образом, PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы. На практике PEST-анализ удобно применять при разработке плана маркетинга или бизнес плана в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов.
2.4 Анализ и оценка внутренней среды
Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, который является наиболее широко распространенным комплексным методом стратегического анализа в зарубежных и отечественных академических кругах и среди практиков. В классической форме анализ сил (Strengts), слабостей (Weaknesses), возможностей (Opportunities) и угроз (Тhreats) был разработан во второй половине 1960-х годов [1].
Обычно SWOT-анализ используется для идентификации и оценки степени воздействия, исследования направлений влияния и силы взаимосвязи различных факторов внешней и внутренней среды предприятия, а также для установления положения дел на нем и выработки стратегии развития.
После изучения каждой группы факторов и проверки эффекта синергии от взаимных воздействий факторов в клетки матрицы вписывается соответствующая стратегия предприятия.
Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов из подмножества возможностей и угроз с элементами подмножества слабых и сильных сторон предприятия позволяет сформировать четыре общие стратегии предприятия, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Стратегии предприятия
Внутренние факторы Внешние факторы |
Сильные стороны > слабые стороны |
Слабые стороны > сильные стороны |
Возможности > угрозы |
Стратегия Макси - Макси |
Стратегия Мини - Макси |
Угрозы > возможности |
Стратегия Макси - Мини |
Стратегия Мини - Мини |
Рассмотрим таблицу более подробно. Если предприятие имеет больше сильных сторон, чем слабых, а рынок открывает перед ним ряд новых возможностей при практическом отсутствии угроз, то в такой ситуации применяется стратегия «макси-макси». Стратегия «макси-макси» подразумевает, что в такой позиции предприятие должно предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке, наращивая долю рынка, диверсифицируя продукты и предлагая всевозможные новинки.
При преобладании слабых сторон и действии организации в благоприятной внешней среде применяется стратегия «мини-макси». Сущность данной стратегии заключается в том, что предприятие должно стремиться к выборочному улучшению своей конкурентной позиции, увеличивать долевое участие на рынке и одновременно освобождаться от слабых сторон, добиваясь улучшения финансовой ситуации, уменьшения затрат и повышения конкурентоспособности своих изделий.
Если предприятие характеризуется преобладанием сильных сторон, но наблюдается нестабильность среды, то применяется стратегия «макси-мини». Сущность стратегии заключается в том, что нестабильность внешней среды предполагает активное использование преимуществ для преодоления угроз, исходящих извне, поиск на рынке благоприятных ниш и последующее увеличение своей доли в них, снижение затрат и модернизацию продуктов.
Внутренняя нестабильность и неспособность эффективно противостоять внешним угрозам предполагает использование стратегии «мини-мини»: постепенное уменьшение активности и плавный переход из данной сферы деятельности. Это позволяет предприятию избегать возможных убытков и потерь.
Кроме определения стратегии организации SWOT-анализ подсказывает ответы на стратегические вопросы:
- Какие сильные стороны следует развивать и поддерживать для повышения конкурентоспособности организации на рынке;
- От каких слабых сторон необходимо освобождаться в первую очередь;
- От каких угроз следует незамедлительно защищаться;
- Использование каких возможностей способно принести выгоду?
- Для получения эффективных результатов необходимо учитывать все особенности данного анализа:
- Первичная информация должна быть полной, актуальной, релевантной и достоверной;
- В экспертных оценках важно избегать субъективности и недостаточной компетентности;
- Акцентирование на интегральных оценках может отвлечь от частных параметров и факторов, без которых невозможен подробной анализ предприятия и его среды;
Излишнее увлечение формальной методикой способно помешать качественному анализу.
Рассмотрим пример SWOT-анализа на основе ОАО РЖД «Путевая машинная станция № 311»
Наиболее подробно представим SWOT-анализ ПМС № 311 в виде таблицы 2.2.
Для анализа внутренней среды организации используют SWOT-анализ, при котором исследуются сильные и слабые стороны, возможности, а также угрозы.
Рассмотрим анализ внутренней среды организации в приведенной ниже таблице:
Таб. 2 SWOT - анализ
Сильные стороны S |
Слабые стороны W |
Обеспеченность организации бюджетом затрат |
Быстрая изнашиваемость путевой машинной техники |
Наличие инвестиционного бюджета |
Неэффективность проведения ремонта путевых машин |
Выполнение мероприятий, связанных с экономией определенных материалов и ресурсов |
Большое количество неиспользуемых товарно-материальных ценностей |
Обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами; |
Сокращение персонала |
Наличие высокопроизводительной техники (новые путевые машины) |
Устаревшая система технологий |
Четкая организационная структура |
Неполная загрузка техники |
Высококвалифицированный персонал, высокий уровень знаний и навыков у работников |
Снижение объема ремонтов |
Распределение и закрепление за структурными подразделениями конкретных и специальных функций |
|
Социальный пакет для персонала |
|
Возможности О |
Угрозы T |
Разработка и внедрение новой путевой машинной техники |
Появление новых компаний-конкурентов |
Привлечение молодых специалистов и высококвалифицированного персонала |
Сокращение высококвалифицированного персонала и работников в целом |
Сокращение издержек |
Снижение перевозок углеводородов, что может сказаться на уменьшении объема перевозок |
Таким образом, в результате проведенного анализа были выявлены сильные и слабые стороны организации. Чтобы улучшать свою деятельность, Дирекции нужно обратить внимание на свои слабые стороны и направить все силы для их устранения.
Также, проводится портфельный анализ – анализ, благодаря которому руководство организации выявляет и оценивает хозяйственную деятельность, с целью вложения инвестиционных средств в ее наиболее перспективные направления. Для проведения данного анализа используется модель Бостонской консалтинговой группы – инструмент для стратегического анализа товаров компании, опираясь на текущее состояние рынка относительно роста спроса данной продукции.
Следует отметить, что Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин не получает прибыли от основных видов деятельности, а также не производит какие-либо продукты, таким образом, провести портфельный анализ не представится возможным.
Таким образом, SWOT-анализ имеет несомненные преимущества: он способствует систематизации информации и предприятии, и его внешней среде, обеспечивает интеграцию качественного и количественного подходов анализа, придает наглядность и прозрачность аналитическому процессу, предлагает формализованную методику и информацию для принятия стратегических решений. Является эффективным инструментом разработки стратегии предприятия с учетом его сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз.
2.5 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации -- это уже рассмотренный SWOT-подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных и слабых сторон организации.
Управленческие цели традиционного SW-подхода очевидны: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить и постараться дополнительно усилить; а слабые стороны -- устранить.
SNW - это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S - Strength - сильная позиция (сторона), N - Neutral - нейтральная позиция, W - Weakness - слабая позиция (сторона).
Таким образом, при SNW- подходе или стратегическом SNW-анализе все изложенное про SW-подход сохраняется, но при этом еще добавляется особая нейтральная, т.е. N-позиция.
В нейтральной позиции фиксируется среднерыночное состояние. Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться состояние, когда организация относительно конкурентов по все (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному фактору - в состоянии S.
Следовательно, SNW-пoдxoд - это значимое развитие SW/SWOT-подхода. Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа. Для получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW- подхода рассмотрим таблицу 2.2.
Таблица 2.3 SNW-анализ
Стратегические позиции и характеристики |
Качественная оценка |
|||
S |
N |
W |
||
Общая (корпоративная) стратегия |
1 |
|||
Бизнес-стратегии по конкретным бизнесам |
1 |
|||
Организационная структура |
1 |
|||
Финансы как общее финансовое положение |
1 |
|||
Продукт как конкурентоспособность |
1 |
|||
Структура затрат |
1 |
|||
Дистрибуция как система реализации продукта |
1 |
|||
Информационная технология |
1 |
|||
Способность к реализации на рынке новых продуктов |
1 |
|||
Способность к лидерству |
1 |
|||
Уровень производства |
1 |
|||
Уровень маркетинга |
1 |
|||
Уровень менеджмента |
1 |
|||
Качество персонала |
1 |
|||
Репутация на рынке |
1 |
|||
Отношение с органами власти |
1 |
|||
Отношение с профсоюзом |
1 |
|||
Инновации и исследования |
1 |
|||
Послепродажное обслуживание |
1 |
|||
Корпоративная культура |
1 |
|||
Стратегические альянсы и т.д. |
1 |