Файл: Система органов государственной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная история России началась в девяностые годы с распадом Советского Союза на самостоятельные государства, которые входили в состав СССР, как союзные республики, в том числе и Россия. Способствовала этому начавшаяся перестройка в середине восьмидесятых годов, которая привела к широкомасштабной трансформации страны.

Российская Федерация объявляет о своем суверенитете (1990г.). Август 1991г. – избирается первый Президент Российской Федерации. Возникает противостояние властей России и СССР. События августа 1991г. (путч) ГКЧП, предпринявший попытку сохранить СССР, ускорил процесс его распада, который окончательно завершился в декабре 1991г. с принятием «Беловежского соглашения» лидерами трех союзных республик: России, Белоруссии и Украины о прекращении Договора 1922г. об образовании СССР.

Первый Президент СССР – Горбачев М.С. объявил о своей отставке и прекращении существования СССР. Хотя на всенародном референдуме в марте 1991г. большинство населения Советского Союза высказалось за его сохранение.

Россия стала самостоятельным, независимым государством. Началось проведение радикальных экономических реформ, которые проводились наспех, непродуманно и неумело. Политика «шоковой терапии» привела к обнищанию большинства граждан. Проведенная приватизация способствовала захвату государственной собственности кучкой дельцов, т.е. шло первоначальное накопление капитала. Проводимые реформы противоречили Конституции – основному закону страны. Нарастало недовольство в стране. Развивался конституционный кризис – противостояние властей – президентской команды, захватившей все ключевые посты и народных депутатов.

Свой апогей кризис достиг с подписанием Президентом РФ Указа №1400 о приостановке деятельности съездов народных депутатов, роспуске Верховного Совета РФ, Советов всех уровней, Конституционного суда РФ. Учреждался новый представительный орган – Совет Федерации, Положение о парламентских выборах и Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации. Верховный Совет РФ не подчинился указу Президента РФ и принял решение об отрешении Президента от должности. Противостояние Президентской власти и народных депутатов вылилось в открытое вооруженное столкновение (октябрь 1993г.). Были расстреляны демонстранты, поддерживающие народных депутатов, и здание парламента. Защитники Белого дома сдались. Общество дорого заплатило за преодоление политико-конституционного кризиса.


Правовую оценку действиям ГКЧП, как и Президента РФ, нарушивших Конституцию Российской Федерации, никто не дал.

В декабре 1993г. вступила в силу Конституция Российской Федерации. Она заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на различных формах собственности, рыночных отношениях, демократии.

Известный журналист К. Любарский писал: «Трудно надеяться на принятие демократичной и эффективно работающей Конституции в стране, общество которой находится в кризисе. Конституция, разумеется, должна направлять жизнь общества, но делать это она может только в том случае, если в ней зафиксированы реальные тенденции и нормы, устоявшиеся в этом обществе. Расколотое общество в состоянии брожения, в стадии становления не создает действенной Конституции…»

Завершился советский период развития нашей государственности и начался новый исторический этап развития. Сформировалась новая система государственной власти России.

Целью моей работы является изучение системы органов государственной власти Российской Федерации.

Глава 1. Конституционный статус Российской Федерации

Россия – Федеративное государство

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.[3] (см. приложение 1)

Федерация – одно из видов государственного устройства суверенного государства, состоящее из равноправных субъектов. Нормативно-правовой основой Российской Федерации является Конституция РФ, Федеральные конституционные и Федеральные законы, Федеральный договор и другие источники права. Принципы Федеративного устройства России определены Конституцией РФ:[3]

  1. Государственная целостность РФ;
  2. Единство системы государственной власти;
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. Равноправие и самоопределения народов в России;
  5. Все субъекты Российской Федерации между собой равны во взаимоотношениях с федеральными органами;

Государственная целостность означает, что Российская Федерация является целостным нераздельным единым государством, состоящим из различных образований, которые не имеют права выхода из состава Российской Федерации.


Федерация соответствует мировому опыту федеративного устройства.

Целостность – естественная черта независимых государств. В составе Российской Федерации находятся: 85 субъектов Федерации, республик – 22, областей – 46, автономная область – 1, автономные краев – 9, округа – 4,

Статья 1 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Статья 5 ч.3 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

города федерального значения – 3 (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).[3,6]

Россия имеет все признаки федеративного государства: общую территорию, объединяющую территорию всех субъектов РФ, является суверенным государством, т.е. самостоятельно и независимо от других государство осуществляет свои функции на своей территории и за ее пределами, обеспечивает неприкосновенность и имеет единую правовую систему.

Большую роль играет Президент Российской Федерации, являясь гарантом суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Принцип единства государственной власти предполагает единую систему государственной власти РФ. Она проявляется в верховенстве федеральных органов власти: Конституции РФ, конституционных федеральных и федеральных законов. Система государственных органов власти субъектов федерации устанавливается самостоятельно, но в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами.

Республики, входящие в состав РФ, имеют свою Конституцию и законодательство, а остальные субъекты РФ свои устав и законодательство, не противоречащие Федеральным законам. Для единства системы государственной власти имеет значение то, что Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации имеют единую систему на всей территории страны. Одним из принципов федеративного устройства РФ является разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти РФ и органами субъектов РФ.

Конституция РФ определяет перечень вопросов ведения РФ,[3] которые должны решать только федеральные органы государственной власти и пред -

Радугин А.А. Правоведение. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003. – стр.89

Статья 65 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Статья 71 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

меты совместного ведения РФ и ее субъектами.[3] По остальным вопросам, которые не находятся в ведение РФ и совместном ведении РФ и субъектов РФ, находятся в ведении субъектов РФ. Таким образом, предметы ведения полномочий самой Федерации и ее субъектов строго разграничены и не должны ими нарушатся.


Одним из важнейших принципов Федеративного устройства Российской Федерации, является принцип равноправия и самоопределения народов РФ. Значение этого принципа подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством. Это отражает ее федеративное устройство, построенные по национально-территориальному принципу – республики, автономная область, автономные округа и по территориальному – края, области, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. При этом поселения всех субъектов Федерации – многонациональны, в них живут представители многих наций и народностей – это определяет и права наций на самоопределение. Равноправие народов определяется в равных правах на развитие национальной культуры, языка, всего этноса в целом.

Государственным языком на всей территории России является русский язык, но республики вправе устанавливать свой государственный язык, наряду с русским языком. Конституция РФ учитывает интересы всех народов РФ, запрещает любую дискриминацию по национальному признаку, а так же гарантирует права коренным малочисленным народам. Современное международное право, как и Конституция РФ, признавая право наций на самоопределение, требует сохранения территориальной целостности независимых государств.

«….Россия не договорная и даже не договорно-конституционная, а конструктивная федерация. То, что именуется Федеральным договором,

Статья 72 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

не договор об учреждении государства, из которого участники вправе выйти, а соглашение с разграничениями полномочий между местными и центральными органами власти.…Никакого ущемления прав регионов и в устранении определения республик, как суверенных государств…» (В.Шейнис, политический деятель).

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой все субъекты РФ равноправны. Оно состоит в разумном взвешенном взаимовыгодном подчинении субъектов РФ Федеральному центру с учетом интересов субъектов РФ.

Имеется равное представительство всех субъектов Федерации в Совете Федераций. Для лучшей координации деятельности субъектов Указом Президента РФ все субъекты РФ разбиты на семь Федеральных округов, которые возглавляют полномочные представители Федеральной власти. Кроме этих рассмотренных признаков федерального устройства РФ имеются и другие государственно-правовые признаки, характерные для федерального государства:


- единое гражданство РФ;

- государственный язык;

- единые Вооруженные Силы РФ;

- единая денежная единица – рубль;

- государственные символы: флаг, герб и гимн Российской Федерации;

- столица РФ – Москва.[3]

Конституция РФ допускает возможность принимать в страну и образования в ее составе нового субъекта РФ.[3] Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Так в 2014 году в состав Российской Федерации вошли Республика Крым и город Федерального значения – Севастополь.

Статья 70, 75 п. 1 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Статья 65 п. 2 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Россия – правовое государство

Российская Федерация признана правовым государством.[3]

Основными признаками правового государства являются:

1. Верховенство закона. Равная ответственность перед законом всех граждан и органов государства сверху донизу;

2. Четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, отсутствие существенных противоречий между ветвями власти;

3. Гарантии соблюдения прав человека;

4. Высокая правовая культура населения;[4]

Верховенство закона подразумевает, что издаваемые органами власти различные правовые акты должны соответствовать законам.

Законы обладают высшей юридической силой и действуют на всей территории РФ. Все органы государственной власти, должностные лица, граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и другие правовые акты. Таким образом, перед законом все равны.

Государственная власть может действовать только в рамках установленных законом, а государственные органы действуют в рамках своей компетенции и полномочий.

Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства, и все блага, какие только могут даровать государству боги».

Важнейшим признаком правового государства является разделение государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждая ветвь власти является самостоятельной, осуществляет только присущую ей функцию, и не подменяет деятельность другой.

Статья 1 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Право 10-11 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин – стр. 74

Целесообразность разделения властей была обоснована в работах Джона Локка и Шарля Луи Монтескье. Согласно их теории, соединение власти в одних в руках влечет опасность установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанное с правом, все ветви власти должны быть разделены и обособлены.