Файл: Система органов государственной власти Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конституционный статус Российской Федерации
1.1 Россия – демократическое государство
Глава 2. Государственный аппарат
2.1 Государственная власть: понятия, принципы
2.2 Государственный аппарат: понятие, функции, государственные органы
3. Система органов государственной власти
3.1. Становление президентской власти в Российской Федерации
3.2. Конституционный статус Президента РФ
3.11. Исполнительная власть Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ – «…федеральный орган власти общей компетенции, так как в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента на практике» [5] и возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.
Правовой статус Правительства РФ его состав, структуру, порядок формирования и компетенцию, а также отношения с другими государственными органами определены Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом, Федеральными законами и нормативными указами Президента РФ.
«Деятельность Правительства РФ осуществляется на основе принципов верховенства Конституции РФ, Федеральных Конституционных законов и Федеральных законов» народовластия, разделения властей; ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина». [1]
Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 161;
Обществознание: учебное пособие – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012 – А.М. Арбузкин, С. 255
Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган. В его состав входят председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Заместители главы Правительства и федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ, затем идет формирование других федеральных органов исполнительной власти. Срок действия Правительства в пределах срока действия Президента РФ (6 лет).
Полномочия Правительства РФ может быть прекращено досрочно в случаях:
- Правительство уходит в отставку по собственной инициативе. Президент ее принимает, но может и не принять;
- Президент сам принимает решения об отставке Правительства;
- Государственная Дума выражает недоверие Правительству РФ, и Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу;
- Отказ Государственной Думы в доверии Правительству, если его поставил сам Председатель Правительства. Президент принимает решение об отставке Правительства. Возможна отставка не всего Правительства, а только отдельных его членов.
Правительство несет ответственность за свою работу перед Президентом РФ и Государственной Думой, т.к. в Российской Федерации республиканская форма правления смешанного характера.
Конституция РФ предусматривает парламентский контроль за деятельностью Правительства РФ.
Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, разрабатывать и представлять на утверждение федеральный бюджет и другие финансовые законопроекты.
«Президент и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации» (ст.78 п.4 Конституции РФ).
Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, а Правительство должно их реализовать, т.к. его деятельность охватывает все функции государства. Совместно с Президентом РФ Правительство создает территориальные органы исполнительной власти, осуществляет контроль за исполнением Федеральных законов, актов Президента и Правительства. Президент может присутствовать и проводить заседания Правительства, отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ.
Правительство РФ обладает значительными полномочиями, охватывая все стороны жизни общества:
1. Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; создает условия для развития предпринимательства; рационального природопользования, осуществляет управление федеральной собственностью и т.д.;
2. Правительство разрабатывает программы социального развития; реализуя в стране единую государственную политику в области здравоохранения, культуры, науки и образования, социального обеспечения, экологии; сокращения и ликвидации безработицы; содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства и др.;
3. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно-опасными явлениями и др.
4. Принимает меры по обеспечению обороны, государственной безопасности страны; организации оснащения вооружением и военной техникой Вооруженных Сил РФ, осуществление мер по охране государственных границ и др.
5. Реализует внешнюю политику РФ, обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях, заключает международные договора РФ и др.
Правительство является коллегиальным органом, поэтому его решения принимаются членами правительства лично на заседаниях, которые проводятся не реже 1 раза в месяц. Для решения оперативных вопросов Правительство может образовать Президиум Правительства по предложению его Председателя.
В процессе своей деятельности Правительство РФ издает свои правовые акты – постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, которые обязательны к исполнению в России. [3] Все издаваемые акты подписываются Председателем Правительства РФ.
В настоящее время в России несколько организационно-правовых форм органов федеральной исполнительной власти: министерства РФ, подведомственные им агентства, службы и надзоры.
Министерство РФ – это «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой деятельности». [5] Возглавляют министерства министры, входящие в состав Правительства РФ. Назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Министры осуществляют свою деятельность на основе единоначаличия – несут персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство обязанностей, издают приказы. Всего на 2019г. в Российской Федерации 22 министерства:
Статья 115 п.1 Конституции РФ (изменения 2019г.)
Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 166;
Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ – 5 (МИД, МЧС, МВД, Министерство обороны и Министерство юстиции); Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ – 17. Министерствам подведомственны агентства, службы и надзор. Эти структуры обладают функциональной или смешанной компетенцией, осуществляя межотраслевую координацию по вопросам их ведения, специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Руководители не всегда входят в состав Правительства.
Одной из важнейших задач на современном этапе является укрепление доверия населения нашей страны к работникам государственного аппарата, которые, к сожалению, находятся не на должном уровне.
3.12. Судебные органы власти
Для правового государства характерна самостоятельная судебная власть, независимая от законодательной и исполнительной власти.
«В Российской Федерации действует федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации». (Из Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»)
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.[3] Судебная система РФ является сложной, в связи с федеративным устройством Российского государства и включает федеральные суды и суды субъектов РФ.
В конституционном законодательстве закреплены организация и порядок и принципы судебной власти: правосудие осуществляется только судом; [3] независимость, [3] неприкосновенность и несменяемость [3] судей; коллегиальность судов, состязательность и равноправие сторон; принцип национального языка судопроизводства; презумпция невиновности и право пользоваться помощью адвоката; гласность судебного разбирательства; финансирование судов только из Федерального бюджета.[3]
3.13. Конституционный суд
Особое место в судебной системе занимают Конституционный суд РФ – высший орган судебной власти по защите конституционного строя страны. Его статус определен Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом (№1-ФКЗ 1994г.).
Конституционный суд состоит из двух палат из 19 судей (соответственно 10 и 9 судей), которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Председатель КС назначается сроком на 6 лет, из числа судей, он имеет двух заместителей, которые назначаются тем же порядком, на тот же срок и могут быть назначены на новый срок.
Производство в Конституционном суде РФ ведется на русском языке. Дела разрешаются в Конституционном суде РФ по запросам: Президента РФ, Совета Федераций, Государственной Думы, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.[3]
Конституционный суд является судебным органом конституционного контроля, осуществляя судебную власть через конституционное правосудие: разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех законов и нормативных актов, принимаемых органами государственной власти; разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение по запросу Совета Федераций по обвинению Президента РФ в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления; рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан после обращения в суд и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Статья 125 п.2 Конституции РФ (изменения 2019г.)
По вопросам своего ведения Конституционный суд РФ принимает постановления, заключения и определения; направляет в Парламент послание [3], которое должно заслушаться на совместном заседании обеих палат. По вопросам своего ведения Конституционный суд РФ обладает правом законодательной инициативы.
3.14. Верховный суд Российской Федерации
Верховный суд Российской Федерации – это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и другим делам. Верховный суд Российской Федерации возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят: Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды городов Федерального значения, а также районные (городские) народные суды и осуществляет надзор за их деятельностью. Верховный Суд Российской Федерации состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и его членов. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий рассматривает дела:
1. В качестве суда первой инстанции (его прерогатива) – уголовные дела особой сложности.
2. В кассационном порядке (по жалобам, протестам на приговоры, решения суда, не вступившие в законную силу);
3. В порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам Генерального Прокурора РФ и других уполномоченных законом должностных лиц на приговоры, решения суда, вступившие в законную силу).
Верховный Суд Российской Федерации изучает и обобщает опыт судебной практики, дает разъяснения по вопросам судебного делопроизводства, анализирует судебную статистику; дает заключение о наличии в действиях Президента РФ государственной измены или совершении иного тяжкого преступления.
По вопросам своего ведения Верховный Суд Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы РФ.
3.15. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд РФ – это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. [5]
Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят Высший Арбитражный Суд РФ, окружные арбитражные суды; осуществляет надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правонарушений.