Файл: Система органов государственной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы государственного права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 10;

Статья 71-73 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы культуры, науки, образования, спорта и др.

Во всех других сферах, которые не относятся к ведению Российской Федерации или их совместному ведению, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти и субъекты разрешаются Конституционным судом РФ.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; самостоятельно проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права, полноправным членом мирового сообщества.

Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.

«Суверенитет РФ проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости».[5]

Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 119

2.2 Государственный аппарат: понятие, функции, государственные органы

«Государственная власть осуществляется через государственный аппарат, представляющий собой целостную систему государственных органов, выполняющих в своей совокупности функции государства».[1]

Государственные органы имеют ряд признаков, отличающих их от других государственных и негосударственных структур. Главным признаком государственного органа являются властные полномочия – это право на принятие общеобязательных решений и обеспечение мер для их исполнения. Такие полномочия вместе с предметами ведения – представляют компетенцию государственного органа. Важным признаком государственного органа является то, что он уполномочен государством осуществлять от его имени определенные государственные задачи и функции. Каждый государственный орган имеет организационную структуру. Компетенция государственных органов различна, зависит от сферы деятельности, устанавливается законами и другими нормативными актами.


Итак, «государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном порядке».[5]

Государственные органы разнообразны, объединены одной системой, но отличаются по многим критериям. В соответствии с принципом федерализма, государственные органы разделяются на федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов Федерации.

Орган государственной власти – это государственный орган, уполномоченный компетенцией РФ осуществлять непосредственно государственную власть.

Обществознание: учебное пособие – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012 – А.М. Арбузкин, С. 222

Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 109

Государственную власть Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.[3] (см. приложение №2)

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.[3]

Государственные органы РФ различаются от порядка их формирования – избираемые гражданами страны или формируются другими государственными органами (например, суды, прокуратура и др.)

Государственные органы бывают единоличные или коллегиальные. По времени действия выделяют государственные органы, действующие на постоянной основе или временной. Большинство государственных органов Федерации действуют на постоянной основе. Временный характер носят государственные органы, которые образуются в определенный период государства. Так в период чрезвычайного и военного положения образуется военная администрация; для проведения выборов – избирательные комиссии на местах; для пересмотра Конституции созывается особый орган – Конституционное собрание.

Кроме органов государственной власти, есть государственные органы, которые сами не осуществляют государственную власть, но обеспечивают выполнение ее функций. Так Центральная избирательная комиссия РФ, комиссии субъектов Федерации сами не осуществляют государственную власть, а обеспечивают формирование органов власти.

Администрация Президента РФ, являясь постоянным государственным органом, обеспечивает выполнение Президентом РФ его полномочий. Совокупность государственных органов образует государственный аппарат, который обеспечивает выполнение всех основных функций государства.


Статья 11 п.1 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Статья 11 п.2 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

3. Система органов государственной власти

3.1. Становление президентской власти в Российской Федерации

Президент – принципиально новый для России институт государственной власти, который внес существенные изменения в организацию государственной власти всей страны. Данная система власти сформировалась относительно недавно (1991г.), но она сделала важный шаг в сторону изменения статуса государства. Впервые пост Президента был учрежден в 1990г., как пост Президента СССР, тогда же появились Президенты республик, входившие в состав СССР, а в 1991г. в Российской Федерации.

Учреждение президентства в Российской Федерации происходило на фоне экономического и политического и конституционного кризисов, обострения национальных отношений, в условиях ослабления государственной власти, ее единства; отмечалась несогласованность союзного и республиканского законодательств. Принцип разделения властей проводился непоследовательно.

Президентство должно было укрепить исполнительную власть, стабилизировать управление государством и исполнение законов, тем самым нормализовать обстановку в стране. При формировании новой государственной власти, был использован опыт разных государств. За короткий период институт президентства РФ получил существенное изменения, в том числе и в правовом статусе Президента РФ – он усилен.

Принятие Конституции РФ в 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в РФ. Россия стала республикой со смешанной формой правления с преобладанием президентской республики, законодательный орган приобрел черты парламента. Закреплен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

3.2. Конституционный статус Президента РФ

Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства и организационно не относится ни к одной из ветвей государственной власти. Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов власти. Он наделен большими полномочиями от народа на основе Конституции РФ. Он не починен и не подотчетен никакому органу власти. Президент обладает неприкосновенностью, [3] что способствует его защищенности и устойчивости президентской власти. Но он должен реализовать свою власть в соответствии с Конституцией РФ, в рамках своих полномочий.


Как глава государства, Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и за рубежом, выступая, как высший представитель государственной власти и высшее должностное лицо страны. Президент РФ «является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном ею порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности».[5]

Глава государства, принося присягу при вступлении на пост Президента, обязуется сам уважать, соблюдать и защищать эти важнейшие государственные и социальные ценности. Президент наделен большими полномочиями, которые может применять самостоятельно, независимо от других органов государственной власти, но взаимодействуя с ними. Президент имеет право отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, решения органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Глава государства может обратиться в Конституционный суд с запросом о соответствии нормативных актов государственных органов Федерации и ее субъектов Конституции РФ.

Президент РФ осуществляет свои полномочия федеральной государственной власти на всей территории России, гарантируя ее целостность и суверенитет. На Президента РФ возложена важная функция в системе органов государственной власти – он обеспечивает согласованное функционирование

Статья 91 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 129

и взаимодействие органов государственной власти, помогая разрешению противоречий между ними, используя согласительные процедуры или передавая разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда. Своевременное разрешение противоречий между ветвями власти помогает избежать острого политического противоречия между властями и общества в целом.

«Большую роль в реализации принципа разделения властей, в поддержании их баланса, обеспечении конституционной законности и функционировании президентской власти призван сыграть Конституционный Суд».[5]

Президент является участником законодательного процесса: обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые законы, обладает правом вето на закон.

Президент имеет право распустить Государственную Думу в случае противоречий между палатой, Президентом и Правительством. Это один из способов разрешения конфликтов между ними.


Президент тесно связан с исполнительной властью. Он назначает Председателя Правительства и других его членов. Может отменить принятые Правительством акты, если они противоречат федеральным законам и его указам; может принять решение об отставке Правительства, присутствовать и председательствовать на его заседаниях.

Президент участвует в формировании судебных органов, но не может оказывать на них давления. Глава государства обязан соблюдать независимость судебной власти.

Таким образом, Конституция РФ, наделяя Президента такими правами в отношении с другими органами власти, самого его ориентирует на взаимодействие с ними и согласованную работу.

Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 133

3.3. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ

Президент РФ избирается на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании, в котором участвуют граждане РФ, достигшие 18 лет. Назначаются выборы Президента РФ Советом Федерации.[3]

Президентом РФ может быть избран гражданин России, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Правом выдвигать кандидата на должность Президента РФ могут непосредственно избиратели, избирательные блоки и объединения.

Выборы всегда должны быть альтернативными. Все зарегистрированные кандидаты включаются в бюллетень. Состоявшимися выборы считаются, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки. Избранным считается тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей. Если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не избран, то назначаются новые выборы. Избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей.

Срок полномочий Главы государства шесть лет (до 2012г. было четыре года). Президент не может занимать должность более двух сроков подряд.

Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнения в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Основанием для досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ является: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, отрешение от должности. В случае досрочного прекращения исполнения президентских полномочий, не позднее трех месяцев, должны состояться выборы нового Президента РФ. Во всех случаях досрочного прекращения полномочий Президента РФ его обязанности временно исполняет Председатель Правительства РФ, но он не имеет права осуществлять некоторые полномочия Президента РФ: