Файл: Система органов государственной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшим условием функционирования правового государства является независимый суд. На него не должны оказывать влияние никакие государственные, общественные и другие структуры. В правовом государстве одна из важнейших задач государственной власти – соблюдение и охрана прав и свобод человека – право на жизнь, свободу, неприкосновенность и безопасность личности.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы человека, участие народа в управлении государством, создание политических партий и различных организаций, общественных объединений, свободы прессы и т.д.

То есть правовое государство тесно связано с гражданским обществом.

«Гражданское общество определяется как система самостоятельных и независимых о государства общественных институтов и отношений, обеспечивающих условия для реализации частных интересов и потребностей индивидуумов и коллективов».[2] Необходимо развивать правовую и политическую и культуру человека, чтобы он мог защитить свои права свободы.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России». М., 1994, стр.76;

1.1 Россия – демократическое государство

Конституция РФ провозглашает носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.[3] Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Суверенитет народа означает, что именно народу принадлежит государственная власть, обладающая верховенством и независимостью, и распространяется на всей территории страны.

«Народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы ни было социальных сил, используя исключительно только в своих собственных интересах».[5]

Осуществление власти народом есть демократия или народовластие.

Народовластие осуществляется через представительную и непосредственную формы демократии.

Представительная демократия – это избрание народных представителей в органы государственной власти – Федеральное собрание, Законодательные собрания субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также избрание должностных лиц – Президента РФ и Глав муниципальных образований и т.д.

Непосредственная (или прямая демократия) – осуществление народом власти путем прямого волеизъявления через референдум и свободные выборы.[3] К непосредственной демократии относятся также демократии: народная правотворческая инициатива; обращения граждан (индивидуальные или коллективные) в государственные органы местного самоуправления или должностному лицу (ст.4 Федерального закона №59-ФЗ 2006г.); наказы избирателей в ходе избирательной компании перед выборами; собрания, митинги, демонстрации и т.д.


Статья 3 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/ под ред. академика О.Е. Кутафина – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996, стр.129

Статья 3 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Индикатором демократии в стране является политический режим.

Политический режим – совокупность средств и способов существования государственной власти, регулирование взаимоотношений государства и общества. Выполняя свои функции, государственные органы взаимодействуют с населением, с общественными организациями и объединениями, политическими партиями и т.п. В зависимости от средств и способов их взаимоотношений различают демократический и антидемократический режим.

Демократический режим – это реальное народовластие, которое закреплено Конституцией РФ. Следовательно, политическим режимом в стране является демократический, который характеризуется признанием, соблюдением и обеспечением прав и свобод человека, гражданина, равенства всех граждан перед законом, свободные и честные выборы, независимое судопроизводство. Для демократического режима характерны – политический, идеологический, экономический и другой плюрализм, т.е. обеспечение законом свободы различных точек зрения, позиций, мнений, свобода слова, отсутствие цензуры. Для демократического режима характерны многопартийность, многообразие и равенство различных форм собственности, многоукладность экономики, свобода предпринимательства и т.д. Наличие сильной оппозиции – признак эффективного государства и демократического режима.

Особое значение имеет социальная политика, направленная на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

Часто смена политического режима является предпосылкой для изменения формы правления и государственного устройства (например, как в России в 1991году).

Форма правления государства

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, их взаимоотношения и кому принадлежит верховная власть. По форме правления все государства делятся на монархии и республики.

Согласно Конституции РФ – Россия – государство с республиканской формой правления, при которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти.

Для республики характерно:

- Выборность верховной власти. Главой государства в республиках является президент.

- Сменяемость Верховной власти. Имеется определенный срок полномочий главы государства (6 лет в России), невозможность занимать пост более 2-х сроков подряд.


- Ответственность главы государства. Несет конституционную ответственность и может быть отрешен от должности.

Современные республики бывают 2-х видов – президентская (президент – глава государства и одновременно глава исполнительной власти) и парламентские (партии, владеющие большинством голосов на выборах) формируют правительство, а их лидер – председатель правительства.

В России – смешанная республиканская форма правления (парламентско-президентская). Правительство формируется с участием Президента и парламента и несет перед ними ответственность.

Глава 2. Государственный аппарат

2.1 Государственная власть: понятия, принципы

Государство и государственная власть находятся в тесной взаимосвязи и оказывают свое воздействие на все основные сферы жизни общества.

Власть – возможность и способность подчинять своей воле волю других людей и их коллективов. Власть присуща всякой организованной общности. «Государственная власть – разновидность общественной власти, осуществляемая государством, как непосредственно, так и выступающим, от его имени и по его поручению субъектом».[7]

В обществе, где власть принадлежит народу (народовластие) государственная власть должна выражать волю и интересы всех членов общества. При этом власть организуется так, чтобы обеспечить участие народа в управлении государством, то есть демократическими методами.

«Главная обязанность государственной власти – признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека, ибо в демократическом государстве человек, его права и свободы – высшая ценность».[5]

Для государственной власти характерно:

- групповой или классовый характер;

- осуществляется с помощью специального государственного аппарата управления;

- опирается на государственное принуждение, основанное на законе;

- обладает бюджетом, пополняемым за счет налогов;

- распространяется на все территориальное организованное население.

Теория государства и права: учебник/ кол. авторов; отв. ред. Малько А.В. – М.: КНОРУС, 2008 – С. 39;

Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ под. ред. академика О.Е. Кутафина – М.: «Юрист», 1996г., С. 8


Основные принципы государственной власти закреплены в Конституции РФ:

- Единство государственной власти;

- Верховенство государственной власти;

- Разделение государственной власти;

- Независимость государственной власти.

1) Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, которые вместе составляют высшую государственную власть. Осуществляя свои полномочия, она воплощает в жизнь все функции государства, выполняет общие единые задачи государства, проводя единую внешнюю и внутреннюю политику. Важнейшим гарантом единства системы государственной власти является то, что Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают полномочия Федеральной государственной власти на всей территории страны.

Верховенство государственной власти – принцип, характеризующий РФ, как правовое государство.

Главным выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Все органы государственной власти, должностные лица, граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам. В случае их противоречия, действует Федеральный закон (ст.76 ч.5).

Разделение властей – выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как основа конституционного строя. Разделение властей означает, что в единой государственной власти устанавливается распределение функций и полномочий между законодательными, исполнительными и судебными органами, носителями

которой являются: Федеративное собрание, Правительство РФ, суды и аналогичные им органы субъектов Федерации. Этот принцип закреплен в Конституции РФ. Разделение властей основывается с одной стороны, на том, что в государстве необходимо осуществлять такие функции, как принятие законов, их исполнение и защиту прав и свобод человека, наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов. С другой стороны, целесообразность распределения государственной власти между тремя ветвями власти – исключить сосредоточение власти в одних руках, одним органом, т.е. злоупотребление властью. Важно и то, что три независимые власти могут контролировать друг друга, чего не наблюдается при концентрации власти в одних руках, таким образом, сдерживая и уравновешивая друг друга.


Ш.Монтескье, французский философ, говорил: «Для того чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, …чтобы одна власть сдерживала другую…когда законодательная и исполнительная власть объединятся в одном и том же органе…не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной…и наступает конец всему, если одно и тоже лицо или орган станет осуществлять все три вида власти».

Все три ветви власти действуют самостоятельно только в пределах своих полномочий, не вправе передавать свои полномочия другой ветви власти. Все они независимы друг от друга, но между ними существует взаимосвязь, взаимодействие и взаимный контроль. Все их действия подчинены Конституции РФ. Разделение властей способствует так же тому, что они находятся под контролем общества (народа), который им доверил управлять государством.

Итак, «…реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой, и уравновешивая друг друга.

Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и другими законами». [5]

Учитывая федеративное устройство РФ, четко разграничены предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Нормативно-правовую основу разграничения предметов ведения и полномочий составляют Конституция РФ, Федеральные законы, Федеральный договор 1992г. и другие акты. Система органов государственной власти, на уровне субъектов РФ, устанавливается субъектами самостоятельно, но в соответствии с Конституцией РФ. [3]

Выделены три сферы ведения:

- сфера исключительного ведения РФ, где полномочия принадлежат только РФ;

- сфера исключительного ведения субъектов РФ, где они обладают полнотой полномочий;

- сфера совместного ведения Федерации и ее субъектами.

Предметы исключительного ведения РФ:

Принятие и изменение Конституции РФ и Федеральных законов, федеративное устройство и территория РФ, федеральная государственная собственность и управление ею; вопросы внешней политики и международных отношений РФ; вопросы войны и мира; все финансовое регулирование, федеральный бюджет; оборонное производство, вооружение и многое другое;

Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов:

Обеспечение соответствий конституций и законов республик, уставов и иных нормативных актов других субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; вопросы владения пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами. Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств,