Файл: Система органов государственной власти Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конституционный статус Российской Федерации
1.1 Россия – демократическое государство
Глава 2. Государственный аппарат
2.1 Государственная власть: понятия, принципы
2.2 Государственный аппарат: понятие, функции, государственные органы
3. Система органов государственной власти
3.1. Становление президентской власти в Российской Федерации
3.2. Конституционный статус Президента РФ
Функции и полномочия Совета Федераций закреплены в Конституции РФ [3], а так же Федеральными конституционными и Федеральными законами. К ведению Совета Федераций относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения;
Статья 102 Конституции РФ (изменения 2019г.);
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
- назначение выборов Президента РФ;
- отрешение Президента РФ от должности;
- назначение на должности судей Конституционного суда; Верховного суда и Высшего Арбитражного суда РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
- принятие федеральных конституционных законов;
- рассмотрение и одобрение (неодобрение) законов, принятых Государственной Думой и другие.
По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федераций, он принимает постановления.
Основными полномочиями Государственной Думы является принятие Федеральных законов.[3]
К ведению Государственной Думы относятся: [3]
- дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
- заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- решает вопрос о доверии Правительству РФ;
- назначает на должность и освобождает от должности уполномоченного по правам человека, Председателя Центрального банка России, Председателя счетной палаты и половину сотрудников аудиторов;
- объявляет амнистию.
Статья 105 Конституции РФ (с изменениями 2019г.);
Статья 103 Конституции РФ (с изменениями 2019г.)
По вопросам своего ведения Государственная Дума принимает постановления.
Порядок деятельности палат, их внутренняя организация, регламент работы, каждая палата принимает самостоятельно. Каждая палата из своего состава выбирает Председателя и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Председатели палат, представляют ее во взаимоотношениях с государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, парламентариями зарубежных стран и т.д.
Председатель Государственной Думы организует работу Совета Государственной Думы, который играет большую роль в организации ее работы, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь вопросов на очередной месяц и др. В Совет Государственной Думы входят ее Председатель, руководители фракций и депутатских групп.
Для совместной деятельности и принятие единого решения по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой образуются депутатские объединения – фракции и группы. Они образуются, в основном, по политическим признакам (сейчас в Государственной Думе их 4).
Большую роль в деятельности парламента играют комиссии и комитеты палат. Они создаются как в Совете Федерации, так и в Государственной Думе. Комиссии и комитеты палат – постоянно действующие органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализующие его компетенцию. Они не являются самостоятельными государственными органами, это органы палат.
Комитеты палат готовят предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания и другие вопросы, относящиеся к ведению палат. Комитеты и комиссии палат создаются по широкому кругу вопросов, относящимся к разным сферам государственной и общественной жизни. Заседания палат обычно бывают открытыми, но могут проводить и закрытые заседания, согласно регламенту.
Государственная Дума проводит, как правило, две сессии – весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, Совета Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, обсуждаются те вопросы внешней и внутренней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения и другие государственные проблемы. А так же проводится работа с избирателями.
Заседания Совета Федерации проводятся периодически. В первую очередь, на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты конституционных федеральных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой, и подлежащие обязательному рассмотрению, вопросы ведения Совета Федерации и др.
Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены досрочно Президентом РФ. [3] Основанием для этого являются ст.111, 117 Конституции РФ.
Федеральное собрание выполняет важнейшие функции – Парламентский контроль, что соответствует принципу разделения властей и их взаимодействие. Осуществляется контроль за исполнением федерального бюджета. Совет Федераций и Государственная Дума создают Счетную палату. Палаты Федерального собрания по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Формой контроля является так же деятельность Уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой, с контрольной функцией связано и право Государственной Думой решать вопрос о доверии Правительству, а так же депутатские запросы, вопросы депутатов Государственной Думы к членам Правительства.
Статья 109 Конституции РФ (с изменениями 2019г.)
Перед Государственной Думой несет парламентскую ответственность Правительство РФ. Государственная Дума принимает так же участие в привлечении к ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или другого тяжкого преступления; она выдвигает обвинение против него для отрешения от должности.
3.10. Законотворчество
Основное и важнейшее направление деятельности Федерального Собрания – законотворчество – принятие законов. Права палат и их роль в этой сфере деятельности неодинаковы. Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе, она рассматривает и принимает законы, а Совет Федерации, их одобряет или отклоняет. Это не позволяет Государственной Думе принятию поспешных, не взвешенных законов.
«Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой». [5]
Закон является выражением воли народа, т.к. он принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается и обнародуется Президентом. Закон может быть принят референдумом, т.е. общенародным голосованием.
По своей значимости законы делятся:
- Конституция РФ – основной закон, который закрепляет принцип общественной жизни, основные права и обязанности для всех его субъектов (граждан, государство, политических объединений и др.);
- Федеральные Конституционные законы – принимаются предметами ведения РФ [3] направлены на регулирование вопросов, относящихся к компетенции Конституции и конкретизируют ее положения.
Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 24
Статья 76 Конституции РФ (с изменениями 2019г.);
- Федеральные законы – принимаются по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ [3] является обязательным на всей территории государства, регулируют вопросы текущей жизни государства и не должны противоречить Федеральным Конституционным законам;
- Законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ, регулируют вопросы текущей жизни этих субъектов, не должны противоречить Федеральным законам.
«Федеральное собрание может осуществлять законодательную власть по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, подлежащих законодательному регулированию».[5]
Парламент не может пересматривать положения глав 1, 2, и 9 основного закона.
«Законодательный процесс представляет собой деятельность законодательного органа (парламента), связанную с принятием законопроекта к рассмотрению, его обсуждением, принятием закона и его обнародованием». [1]
Чтобы закон приобрел юридическую силу, он должен пройти несколько стадий законодательного процесса в строго определенном порядке». (см. приложение 3)
Внесение законопроекта – законодательная инициатива.
- Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и комиссиях Государственной Думы.
Статья 71 Конституции РФ (с изменениями 2019г.);
Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 151;
Обществознание: учебное пособие – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012 – А.М. Арбузкин, С. 242
- Рассмотрение законопроекта на пленарных заседаниях Государственной Думы.
- Принятие закона Государственной Думой.
- Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.
- Подписание и обнародование (опубликование) принятого закона Президентом РФ.
- Вступление закона в силу.
Может возникнуть еще одна стадия – преодоление разногласия (если оно возникло) между палатами Федерального собрания, а также межу Парламентом и Президентом.
Начинается законодательный процесс с внесения законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу, то есть реализация права законодательной инициативы.
«Право законодательной инициативы – это закрепленные Конституцией правомочия (возможности) по внесению проекта закона на рассмотрение законодательного органа, корреспондирующее с обязанностью этого органа рассмотреть этот проект и принять по нему решение». [1]
Законопроект – проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа власти. Законопроекты разрабатываются теми, кто использовал свое право законодательной инициативы. Проект подготовки законопроекта проходит так же несколько этапов: принятие решения о подготовки проекта, выработка его текста, обсуждение и доработка первоначального проекта, согласование его с заинтересованными организациями и органами и внесение законопроекта в Государственную Думу.
Правом законодательной инициативы в Российской Федерации [3]
Обществознание: учебное пособие – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012 – А.М. Арбузкин, С. 242
Статья 104 Конституции РФ (изменения 2019г.)
обладают Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы. Это право принадлежит так же Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ, Высшему Арбитражному суду РФ, но только по вопросам их ведения. Законопроекты, касающиеся финансовой деятельности (бюджеты, налоги, о выпуске госзаймов и другие), связанные с расходами федерального бюджета вносятся только при наличии заключения Правительства РФ. После внесения законопроект передается в один из постоянных парламентских комитетов или специально созданную для работы над данным проектом комиссию. Законопроект готовится к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы. Это вторая стадия законодательного процесса. Третья стадия – рассмотрение законопроекта на пленарном заседании палаты. Законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении обсуждается его концепция, актуальность, социальная значимость и соответствие Конституции РФ. Во втором чтении обсуждаются и принимаются (отклоняются) поправки к законопроекту. В третьем чтении проект становится Законом, если он одобрен большинством депутатов от общего их числа. Обязательному рассмотрению подлежат законы по вопросам бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, войны и мира.
Таким образом, третье чтение совпадает со стадией принятия закона Государственной Думой. Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федераций. Если в течение четырнадцати дней Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не рассматривается в Совете Федераций, он считается одобренным этой палатой. Если же закон рассмотрен и за него проголосовало более половины членов Совета Федераций, также считается одобренным и передается Президенту РФ, но он может быть отклонен, тогда возникает дополнительная стадия – преодоление разногласий между Советом Федераций и Государственной Думой. И в связи с отклонением закона, Совет Федерации может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями на доработку, или создается согласительная комиссия из представителей обеих палат и вырабатывается приемлемый вариант для обеих палат. Государственная Дума может вновь принять закон в первоначальной редакции, но большинством в две трети голосов. Это позволит Думе реализовать свою позицию, свое мнение.
Заключительная стадия законодательного процесса – подписание и обнародование Федерального закона Президентом РФ.
Участие Главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый Федеральный закон в течение пяти дней направляется к Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обнародовать, после чего закон вступает в силу. Но Президент РФ в этот срок может отклонить Федеральный закон, т.е. не подписав его, наложить вето. Вето может быть преодолено палатами Федерального Собрания большинством голосов, но для этого требуется повторное прохождение закона в Парламенте и палаты Федерального собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в прежней редакции большинством, не менее двух третей голосов от числа членов Совета Федераций и депутатов Государственной Думы, то Федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В данном случае Президент РФ обязан это сделать, независимо от своей точки зрения на данный закон. Вето Главы государства призвано препятствовать принятию некачественных поспешных законов.
Но для преодоления разногласий может быть образована специальная комиссия из представителей обоих палат и Президента РФ.
Процедура прохождения Федеральных конституционных законов имеет особенности, а именно: закон принимается обеими палатами раздельно квалифицированным большинством голосов – две трети от общего числа депутатов Государственной Думы и три четверти от общего числа от числа членов Совета Федераций. В отношении этих законов правом вето Президент не обладает. Принятый таким путем Федеральный Конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Главой государства и обнародованию. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательств Российской Федерации». Федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после его опубликования.