Файл: Система органов государственной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- распускать Государственную Думу;

- назначать референдум;

- вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Отрешение Президента РФ от должности может быть в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Инициатива обвинения должна исходить от депутатов Государственной Думы, и принята большинством голосов при наличии заключения специальной комиссии от Государственной Думы. Обвинение должно быть подтверждено Верховным судом и заключением Конституционного суда РФ. Окончательное решение об отрешении Президента принимается Советом Федерации большинством голосов, и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения. Если в этот срок решения Совета Федерации не будет принято, то обвинение считается отклоненным.

3.4. Основные функции и полномочия Президента РФ

Президент обладает значительными полномочиями в разных сферах государственной жизни, которые установлены Конституцией РФ, [3] Федеральными конституционными и Федеральным законами:

- Назначение выборов в Государственную Думу;

- Роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

- Назначение референдума;

- Назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

- Представление Совету Федераций кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Председателя и заместителей Председателя Высшего Арбитражного суда РФ, кандидатуры Генерального Прокурора РФ, а также назначение судей Федеральных судов;

Статья 83-89 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

- Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ;

- Формирование Совета Безопасности РФ;

- Обращение к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

- Внесение законопроектов в Государственную Думу;

- Подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов;

- Издание указов и распоряжений, которые не противоречат Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнений на всей территории РФ;

- Осуществление руководства внешней политикой РФ, ведение переговоров и подписание международных договоров РФ, подписание ратификационных грамот;


- Утверждение военной доктрины РФ;

- Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

- Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

- Решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища;

- Награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий;

- Осуществление помилования;

- Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ;

- Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

- Обладает правом введение на территории Российской Федерации или в отдельных местностях военного положения в случае угрозы или агрессии против России с незамедлительным сообщением об этом Совету Федераций и Государственной Думе. [3]

Для обеспечения деятельности Президента РФ формируется специальный орган – Администрация Президента РФ. [3] Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.

Таким образом, Президент РФ, является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод гражданина; суверенитета, независимости и государственной целостности страны. Он осуществляет свою деятельность во взаимодействии со всеми ветвями государственной власти.

3.5. Федеральное собрание

Федеральное собрание – парламент является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации.

«Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федераций и Государственной Думы – это общегосударственное, федеральное, представительное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа РФ, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации». [5]

Представительный характер Федерального собрания обусловлен, прежде всего, порядком формирования палат. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – один от представительного, другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

Статья 87 п.2 Конституции РФ (последние изменения 2019г.);

Статья 83 Конституции РФ и Указ №490 2004г.;

Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О.Е. Кутафина – М.: Юрист, 1996, С. 139

Таким образом, Совет Федерации – выражает интересы населения, проживающего на территории этих субъектов Федерации, их проблемы, нужды. Представительную природу Федерального собрания обеспечивает всенародный выбор в Государственную Думу, представляя в ней различные политические взгляды, идеологию, интересы разных социальных слоев и групп населения. В состав депутатов Государственной Думы входят представители многих наций, национальностей, этнических групп, разных слоев общества, профессий; мужчины и женщины, люди разных возрастов. Состав Государственной Думы представлен в настоящее время четырьмя политическими фракциями, воплощающий разные политические взгляды, т.е. является институтом представительной демократии. Представительная природа Государственной Думы проявляется так же определенным сроком ее полномочий, через которые проводятся новые выборы, обновляется депутатский состав, что способствует реализации новых потребностей, мнений и интересов народа.


Конституционный статус Федерального собрания отражает принцип разделения власти, а так же разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов. Юридически Федеральное собрание не подчинено никакому государственному органу, в том числе, Президенту и Правительству, оно занимает влиятельное положение в системе государственной власти и активно взаимодействует с ними. Важны взаимоотношения Федерального собрания и Президента. Он обладает законотворческой инициативой, подписывает и обнародует законы, имеет право вето. Может досрочно распустить Государственную Думу, но только в определенных случаях и назначает ее выборы. Назначения на многие государственные должности осуществляются палатами по представлению Президента РФ. Таким образом, Президент и Федеральное собрание работают в тесном контакте.

Федеральное Собрание связано в своей деятельности с Правительством РФ. Государственная Дума, участвует в назначении Председателя Правительства по представлению Президента РФ. Правительство несет ответственность перед Президентом, и перед Государственной Думой: предоставляет ей на утверждение бюджет страны и отчитывается за его исполнение. Государственная Дума может выразить Правительству РФ свое недоверие. Правительством РФ обладает законотворческой инициативой в рамках своей сферы деятельности.

Федеральное Собрание взаимодействует с судебной властью, которая является независимой и подчиняется только Конституции РФ и Федеральным законам. Совет Федерации назначает судей на высшие судебные органы, принимает законы для судебной власти. Конституционный суд разрешает вопросы соответствия принятия законов основному закону РФ.

Таким образом, Федеральное Собрание, являясь представительным и законодательным органом государственной власти, принимая законы, обязательные для всех ветвей власти, участвуя в назначении должностных лиц, не должны нарушать их самостоятельность, вмешиваться в их деятельность, осуществляя принцип разделения властей.

3.6. Парламентаризм

В некоторых правовых демократических странах в процессе развития и совершенствования представительной власти возникло политико-правовое явление – парламентаризм. Для него характерны четкое разделение законодательной и исполнительной власти при ведущем положении парламента. При парламентаризме Правительство образуется и контролируется парламентом. Парламент независим от Правительства. Правительство может присвоить некоторые функции парламента в форме делегирования законодательства. В ответ на вынесение парламентом вотума недоверия правительству, Глава государства распускает парламент. В процессе совершенствования государственной власти в РФ, возможно, возникает такая форма парламентаризма, отличающегося от принципов классического парламентаризма.


3.7. Палаты Федерального собрания.

Состав и порядок формирования

Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы. Для них характерно:

  1. Самостоятельность палат – функция палат различна, они самостоятельны, отсутствует подчиненность друг другу;
  2. Неодинаковая компетенция палат. К их ведению относятся разные вопросы, а в законодательном процессе у них разные полномочия;
  3. Разный порядок формирования палат;
  4. Различна представительная природа каждой палаты (см. выше);

Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей субъекта РФ – один от представительного и один из исполнительного органов государственной власти субъектов Федерации. Количество членов Совета Федерации зависит от количества субъектов РФ. Он может меняться в случае объединения субъектов Федерации или присоединения новых. В настоящее время составляет 170 человек.

Количество депутатов Государственной Думы насчитывает 450 человек, что установлено Основным законом РФ. Срок полномочий Совета Федерации не предусматривается, так как представители от каждого субъекта РФ могут меняться в зависимости от времени проведения выборов в субъектах Федерации, а они проходят в разное время и потому Совет Федерации постоянно обновляется. Членом Совета Федерации может быть избран или назначен гражданин РФ, достигший возраста 30 лет.

Порядок выборов Государственной Думы Федерального Собрания определен Конституцией РФ и федеральными законами (Федеральный закон №67-ФЗ 2002г. и №51-ФЗ 2005г.) Депутаты Государственной Думы избираются на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права, при тайном голосовании сроком на 5 лет. Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Если Президент не назначит выборы в установленный срок, то их проводит ЦИК РФ.

Депутатом ГД может стать любой гражданин, достигший возраста 21 года и имеющий право быть избранным. Государственная Дума формируется из числа кандидатов победивших партий. В этом случае избиратель голосует за список, который выставляет партия на выборах. Чем больше партия наберет голосов, тем больше получит мандатов в Государственную Думу. В свой список партия может включить лиц, не являющихся ее членами, но не более половины кандидатов, включенных в список. Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, проводятся повторные выборы, которые назначает ЦИК РФ, не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися.


3.8. Статус депутата Государственной Думы и

члена Совета Федераций

Он определяется Конституцией РФ и законом №3-ФЗ 1991г. Членом Совета Федераций и депутатом Государственной Думы не может быть гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства или вид на жительство в другой стране. Один и тот же человек не может быть членом Совета Федераций, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Члены Совета Федераций и депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Все депутаты Государственной Думы и члены Совета Федераций, за исключением председателей палат, их заместителей, руководителей депутатских объединений Государственной Думы должны состоять в одном из комитетов соответствующей палаты.

Члены Совета Федераций и депутаты Государственной Думы могут иметь помощников для работы в субъектах РФ и в соответствующей палате Федерального Собрания. Кроме этого они могут иметь до 40 помощников на общественных началах по работе в палатах парламента и регионах. Закон устанавливает целый ряд сфер депутатской деятельности: участие в заседаниях палат, их совместных собраниях, в выполнении поручений палат и их органов, в парламентских слушаниях, а также сюда относятся депутатские запросы, работа с избирателями, участие в работе депутатских объединений, обращение с вопросами к членам Правительства РФ и т.д.

Важной гарантией депутатской деятельности является депутатский иммунитет, т.е. неприкосновенность члена Совета Федераций и депутата Государственной Думы. Лишение членов Федерального собрания неприкосновенности возможно только решением соответствующей палаты по представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом, являются избранными народом и не могут быть отозваны досрочно избирателями. Полномочия члена Совета Федераций могут быть прекращены избравшими или назначившим его соответственно законодательным собранием субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

3.9. Функции и полномочия палат

Полномочия палат различны. Они действуют самостоятельно, заседания палат проводятся раздельно. Совместными могут быть при: заслушивании посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений иностранных государств и др.