Файл: Корпоративная культура в организации (Анализ корпоративной культуры ресторана «Bahor» и методы ее совершенствования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня на отечественном, а также – на мировом рынке, никто уже не сомневается в том, насколько важное значение имеет корпоративная культура в организации, независимо от сферы ее деятельности, репутации, возраста и прочих факторов. Особенно высокую значимость она приобрела в сфере бизнеса, ориентированного на клиентское обслуживание, а проще говоря – сферу услуг.

Тем не менее, сама по себе корпоративная культура является относительно молодой областью современного менеджмента. Причем – именно той его областью, в рамках которой производится анализ существующих подходов, закономерностей и ключевых принципов корпоративного менеджмента в отношении масштабных компаний, которые также имеют сложносоставную структуру.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что любая компания имеет собственную организационную структуру, историю проявления и развития, особенности внешних и внутренних коммуникаций, традиции и мифы. Все вышеперечисленные элементы в совокупности составляют некую базу, на которой, в свою очередь, возникает корпоративная культура. Каждая такая культура имеет уникальный в своем роде характер, поскольку составляющие, на которых она базируется, просто не могут быть на 100 % идентичны тем, что существуют в другой компании. Современные специалисты, работающие в области менеджмента, четко понимают значение правильно разработанной корпоративной культуры, как вполне самостоятельного и очень важного конкурентного преимущества в рамках любого рынка. Основная проблема корпоративной культуры исходит из вопроса о том, ради чего функционирует конкретно взятая организация. В данном случае, нужно четко сформулировать представление о будущем таковой спустя 1 год, 5 лет и т. д.

Нужно отметить, что на отечественном рынке аспект корпоративной культуры все еще изучен в недостаточной степени.

Вышеуказанный вопрос ранее был исследован в рамках трудов таких российских и зарубежных ученых, как Э. А. Смирнов, О. С. Виханский, В. А. Спивак, В. В Томилов, Э. Шейн, Т. Коттер, Д. Хескетт и множество других. Однако тема корпоративной культуры в этих трудах изучена, преимущественно, недостаточно глубоко. То есть, связанные с ней исследования носят по большей части поверхностный характер.

Объект исследования – корпоративная культура в организации.

Предмет исследования – процесс зарождения и развития корпоративной культуры, формирования таковой.

Цель работы – изучение теоретических аспектов корпоративной культуры компании, а также – анализ таковой в ресторане «Bahor».


В соответствии с поставленной целью, были выделены нижеследующие сопутствующие задачи:

  • рассмотрение и последующий анализ понятия «корпоративная культура», а также – его содержания и структуры;
  • анализ и раскрытие значения корпоративной культуры в контексте управления компанией, изучение методов ее формирования;
  • формирование практических рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры выбранной компании.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы понятия, структуры и содержания
корпоративной культуры

Понятие и сущность корпоративной культуры

В последние годы вопросы, так или иначе связанные с культурой, приобретают все большую значимость в глазах не только общественности в целом, но и научных деятелей в частности. Изучением таких вопросов занимаются как теоретики, так и практики [6]. А в особенности возросла значимость именно корпоративной культуры. Современная реальность порождает жестокую конкуренцию между организациями. А грамотная корпоративная культура сама по себе является весомым конкурентным преимуществом, как уже говорилось выше.

Изучение деятельности компании в контексте некоего сообщества людей, объединенных общими целями, правилами и нормами, а также – ценностными ориентирами и т. д. – все это можно в целом охарактеризовать как изучение корпоративной культуры этой компании [1].

Стоит уточнить, что рассматриваемое понятие «корпоративная культура», хотя и считается относительно новым, однако возникло само по себе очень давно [22]. В частности, в эпоху зарождения и становления монополизма, основатель автомобильного концерна FORD лично здоровался с каждым своим сотрудником. Причем, делал он это не только устно, но и практиковал приветственное рукопожатие. Также Г. Форд был ознакомлен с семейными праздниками всех своих сотрудников. При каждом из них он также поздравлял их лично. Таким образом, благодаря указанным (по сути – простым) действиям, руководитель не только укреплял доверие и уважение сотрудников к себе лично. Также они способствовали созданию благоприятной атмосферы на заводах компании в целом. Причем, эта атмосфера формировалась на всех уровнях – от руководства до низшего звена сотрудников. Таким образом, в компании по умолчанию создавалась корпоративная культура. Хотя таковая является в некотором роде явлением абстрактного характера (то есть, ее нельзя потрогать, увидеть или ощутить), она способна влиять как на успешность компании в целом, так и на качественные, а также – количественные показатели работы каждого сотрудника в частности [21]. В конечном итоге можно сказать, что корпоративная культура способна существенно повысить уровень доходности компании.


Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что под понятием «корпоративная культура» стоит понимать не только и не столько имидж компании, сколько некий инструмент, использование которого позволяет компании укрепить собственные позиции на рынке, извлечь дополнительную прибыль и повысить уровень бизнеса в целом, обеспечив его динамичное стратегическое развитие. Формирование подобного рода культуры находится в неизменной связи с инновациями, при помощи которых обеспечивается достижение тех или иных целей бизнеса, которые ставит перед собой каждая компания, а также – повышение уровня конкурентоспособности компании [58].

Ранее, в 2005 году, Ассоциацией менеджеров было выполнено исследование, направленное на выявление и конкретизацию наиболее значимых направлений в разрезе менеджмента и его развития на ближайшие годы. По итогами данной исследовательской работы выяснилось, что одним из приоритетных направлений развития современного менеджмента является именно корпоративная культура в контексте стратегического управления кадрами предприятия. [11]

Сегодня, несмотря на то, что вопрос корпоративной культуры по-прежнему не теряет своей актуальности, его проработке уделяется недостаточно внимания. В частности, корпоративная культура воспринимается управляющим составом компаний преимущественно как некий инструмент, при помощи которого создается внешний имидж предприятия – то, как воспринимает его потребитель, партнёры и конкуренты. При этом она не рассматривается в разрезе повышения эффективности работы сотрудников и компании в целом, и тем более – в качестве инструмента развития последней [14].

Согласно данным ассоциации менеджеров, на текущее время лишь 25% организаций различного профиля имеют в своей структуре специализированные отделы, на которые возлагается ответственность за создание и развитие корпоративной культуры, а также – внедрение различного рода инноваций из указанной области. Между тем, именно корпоративная культура и составляющие ее компоненты могут обеспечить положительные изменения в работе компании, а также – стимуляцию ее развития и повышение уровня конкурентоспособности на рынке. В конечном счете, можно сказать, что именно от корпоративной культуры во многом зависит успех компании и ее доходность [5].

В общепринятом смысле корпоративная культура означает некий механизм, использование которого позволяет осуществлять стратегическое развитие предприятия. Последнее в данном случае выполняется путем стимуляции инноваций в компании и управлением изменений в сфере менеджмента [28].


Несмотря на значительную степень неоцененности и отсутствия должных механизмов целенаправленного формирования корпоративной культуры в большинстве компаний, таковая формируется по умолчанию, начиная с первого дня работы предприятия, вплоть до полного прекращения деятельности. Это значит, что для формирования культуры такого типа, компания не обязательно должна располагать специализированными службами или отделами. Тем не менее, если управление корпоративной культурой имеет продуманный, запланированный характер, она неизменно оказывает положительное воздействие на бизнес-процессы предприятия. Чем более грамотным будет такое управление, там более значительным будет подобного рода влияние. Эффективный менеджмент в данном случае позволяет:

  • минимизировать издержки, связанные с поиском, подбором и удержанием сотрудников;
  • минимизировать издержки, прямым иди косвенным образом связанные с внешним PR-м компании на рынке (в данном случае, компанию отчасти рекламируют сами сотрудники, которые доносят до масс ее философию и принципы работы);
  • минимизировать издержки, связанные с мотивацией персонала в целях повышения качественных и количественных показателей его работы [8].

Также стоит принимать во внимание и то, что организация, в которой корпоративная культура отличается достаточно высоким уровнем развития, всегда пользуется авторитетом на рынке (как страны, так и всего мира). Компания с такой культурой более привлекательная для инвестора, акционера, потенциального партнера или соискателя, нежели та, в которой культура формируется стихийно, сама по себе [3].

Стоит отметить, что на сегодняшний день руководители и менеджеры воспринимают само значение понятия «корпоративная культура» абсолютно по-разному. В той или иной степени, верной можно считать нижеследующую интерпретацию, характеризующую ее как некую сложносоставную систему ценностей и методов управления персоналом. Под ценностями здесь стоит понимать те активы компании, которые имеют нематериальный характер, а под методами – некие механизмы, имеющие вполне конкретный характер. Несмотря на то, что данные аспекты изначально имеют кардинально противоположный характер, они объединятся в рассматриваемом понятии. Само же понятие, ввиду данной особенности, становится весьма неоднозначным [43].

Помимо указанной трактовки, современный менеджмент предусматривает также множество других. Разумеется, корпоративная культура априори связана с такими понятиями, как общение и личность. Разумеется, чем больше определений подразумевает корпоративная культура, тем больше свободы получают менеджеры компаний и исследователи в ее трактовке.


Б. Феган в своих работах отмечает, что понятие корпоративной культуры подразумевает некие цели, интересы, ценности и идеи, которые группа людей разделяет между собой, объединяясь благодаря таковым [59]. К числу таковых можно отнести, например:

  • опыт;
  • навыки;
  • коммуникационные процессы;
  • мифы;
  • традиции и обычаи;
  • процессы, связанные с принятием решений;
  • страхи;
  • мотивы;
  • надежды;
  • стремления;
  • ожидания и т. д. [10].

Рассматриваемый в данной работе термин также понимается и как отношение персонала к высококачественно выполненной трудовой деятельности – то есть, результатам собственной работы. Также ее понимают и как то, что обеспечивает гармоничную работу сотрудников компании в единой команде. Благодаря эффективной, грамотной корпоративной культуре в организации, менеджерам становится гораздо легче ликвидировать конфликтные ситуации и объединять людей для продуктивной совместной работы, не прибегая к приемам откровенного давления, которое зачастую носит негативный характер. Именно благодаря корпоративной культуре, разные люди объединяются и осуществляют различную трудовую деятельность в рамках одной организации [9].

Корпоративная культура также является олицетворением виденья одной частью предприятия других составляющих ее частей, а также определённых форм и норм поведения, которые принимают и устанавливают для себя различные подразделения и отделы организации, исходя из своего восприятия других отделов.

Корпоративная культура может проявляться в шутках или же – иметь более закрытую форму и доносится лишь до определенной категории сотрудников. О принятой корпоративной культуре знают все, иногда исключая руководство предприятия [16].

Последнее определение, кстати, можно считать наиболее нестандартным и символичным. Однако в большинстве случаев, определение корпоративной культуры в трудах отечественных и зарубежных деятелей имеет более строгий характер [40].

По мнению А. Н. Занковского корпоративная культура есть приобретённые системы смыслового характера. Люди передают их друг другу посредством естественного языка, а также различных форм общения и иных средств. Данные методы и средства в указанном случае помогают осуществлять задачи, связанные с представлением культуры компании. Кроме того, они выполняют аффективные и директивные функции. Также средства передачи способствуют образованию некого культурального пространства, а кроме того – своеобразного ощущения реальности [20].