Файл: Процессы принятия решений в организации (КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Сущность управленческих решений и характеристика процесса их принятия

1.2 Методика анализа эффективности управленческих решений на предприятии

1.3 Пути повышения эффективности принятия управленческих решений на предприятии

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  В КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ

2.1 Организационно- экономическая характеристика  КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

2.2 Процесс принятия решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

2.3 Анализ эффективности методов принятия управленческих решений КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ»

3.1 Пути повышения эффективности процесса принятия решений

3.2 Эффективность мероприятий по использованию АИС «Управление»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В таблице 2.1 в организации происходит оптимизация численности коллектива. Всего за 2014-2016 гг. численность работников снизилась на 32 человека, или на 6,0 %. Сокращение произошло за счет снижения численности рабочих на 24 человека или на 4,7 %, руководителей (на 6 человек или на 31,1 п.п.).

Убыточным для Лунинецкого ЖКХ является оказание следующих услуг: прачечных услуг; банных услуг. В 2016 году рентабельным стало оказание гостиничных и ритуальных услуг. Прибыльным является оказание ремонтно-строительных и транспортных услуг, а также прочих услуг.

Таким образом, для повышения эффективности хозяйственной деятельности Лунинецкому ЖКХ необходимо изыскать резервы для снижения затрат по оказанию услуг в нерентабельных видах деятельности. К этому также и относится и обслуживание жилищного фонда.

2.2 Процесс принятия решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

Уровнями управления организационной структуры в Лунинецком ЖКХ выступают:

-высший уровень (директор и его заместители, главный бухгалтер, главный инженер). Деятельность руководителя обусловлена целями и стратегиями развития предприятия в целом здесь реализуется большая часть внешних связей:

-средний - управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена и их аппарат (начальники отделов).

-низший - производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над рабочими (грузчики, водители, кладовщики).

Методы принятия решений отличаются на каждом уровне в соответствии со спецификой принимаемых решений, их содержанием. Построим таблицу 2.2, где покажем порядок принятия решения на предприятии.

Таблица 2.2

Порядок принятия решений руководящими работниками предприятия

Перечень решений, принимаемых в управляющей системе

предприятия

Кто подготавливает материалы или проект решения)

наименование отдела, службы

С кем согласовывается проект решения (наименование служб, должностных лиц)

Кто принимает решение

директор

главный инженер

зам. дирек­тора

А

зам. ди­ректора

В

зам. главного инженера

1

2

3

4

5

6

7

8

Решение по кадровым вопросам

Отдел проектов

Ген. директор

*

Решения по экономическим вопросам

ПЭО

Бухгалтерия

*

1

2

3

4

5

6

7

8

Решения по научно-техническим вопросам (перечень)

Отдел технического

развития

директор

*

Решения по оперативно-организационным вопросам (перечень)

Оперативный отдел

директор

*

Решения по хозяйственным вопросам

Отдел снабжения

директор

*

*

Прочие решения

отдел

директор

*


Источник: собственная разработка

В основном каждый руководитель принимает решения в своем отделе единолично и доходит их до исполнения сотрудникам. Однако, если необходимо принять сложное решение, например, с выбором инвестиционного или инновационного проекта, решения принимаются комплексно, всеми основными руководителями отделов предприятия, чтобы учесть последствия влияния решения на все сферы деятельности предприятия. В таком случае решения принимаются экспертным методом простой ранжировки. В данном случае экспертами являются: генеральный директор, главный бухгалтер, главный инженер, юрист и другие руководители.

Решения принимаются экспертами с учетом накопленного опыта, данных различных маркетинговых исследований, инновационных технологий.

В таблице 2.5 покажем оценку решения, принимаемых экспертами предприятия при решении управленческой задачи.

Таблица 2.3

Таблица оценок признаков по каждому решению

Признак

Фактический приоритет признака в решении

Наименование

Желательный приоритет

1

2

5

4

Время реализации

Финансовые затраты

Повышение объема сбыта

Величина дополнительной

прибыли

Качество продукции

4

3

1

2

5

1

3

5

2

4

3

2

1

4

5

4

1

3

2

5

2

5

4

1

3

Источник: собственная разработка

По данным таблицы 2.3 по данному решению нет согласия, соответствующего желательному распределению приоритетов признаков. Однако наиболее приемлемым считается решение № 2, у которого совпадают с желательным, приоритеты по третьему и пятому признакам и имеются не­большие отклонения по остальным.

После принятия решения, определяются непосредственные участники, участвующие в реализации принятого решения. Как правило, это работники, в компетенцию которых входит сфера деятельности, относительно которой принимается решение. Например – решения, направленные на увеличение сбыта продукции, разработку новых рекламных материалов – реализуются работниками отдела сбыта. Решения, направленные на повышение качества выпускаемой продукции – главным технологом и специалистами производственного отдела.


Далее, отделу устанавливаются конкретные временные рамки для реализации принятого решения, также следует доложить о результатах реализации решения. Для дополнительной помощи привлекаются работники других отделов или смежных отделов. То есть, реализация решений на предприятии выполняется простым делегированием полномочий исполнителю, как правило, нижестоящему по иерархической лестнице.

Назначение исполнителя закрепляется приказом, в котором указывается непосредственный исполнитель решения, назначается ответственный, который будет контролировать выполнение данного приказа – в данном случае, реализацию принятого решения.

Таким образом, используя инициативно – целевую технологию руководство данного предприятия отдает решение задачи на откуп менеджеров. За счет своих профессиональных навыков менеджер самостоятельно моделирует ситуацию и ищет способы решения.

В конце отметим, что на предприятии, при наличии сегодняшних мощностей и средств, руководство верно выбрало технологию принятия управленческого решения. Однако основной труд по развитию бизнеса лежит не только на руководстве, но и на менеджерах участвующих непосредственно в процессах связанных с решением и постановкой задач, даже если и решение принимает непосредственно главный руководитель.

2.3 Анализ эффективности методов принятия управленческих решений КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

Для оценки эффективности используемых методов и их соответствия уровню решаемых проблем было проведено анкетирование руководителей всех уровней предприятия. Анкета состояла из следующих вопросов:

-Должность.

-Самостоятельность в принятии решения.

-Методы, используемые при принятии решения.

-Оценка выставлялась по пятибалльной системе.

В опросе приняло участие 35 руководителей, что составляет 83,4% от аппарата управления, из них:

-высший уровень: 9 человек, или 29 %;

-средний уровень: 12 человек или 34%;

-низший уровень: 14 человек или 37 %.

На исследуемом предприятии анализ показал, что на высшем уровне управления основными методами принятия и реализации управленческих решений являются: неформальные (эвристические) методы принятия решений. Решения принимаются с учетом накопленного опыта, данных различных маркетинговых исследований, инновационных технологий. Решения принимаются оперативно, в основном, на основе интуиции менеджеров управленческого звена.


На среднем уровне применяются методы, имеющие определенные результаты, то есть, решения носят определенный характер. На низшем уровне управления специфика применяемых методов основана на прямом взаимодействии с персоналом.

Проведенное исследование послужило основой для составления матрицы методов решений по уровням и функциям управления (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Матрица методов принятия управленческих решений на Лунинецком ЖКХ

Субъекты организационной структуры управления

Планирование

Организация

Исполнение

Контроль

Директор

Совещание

К

Заместитель генерального директора по торговле

Совещание

П

К

Заместитель генерального директора по коммерческой части

Совещание

П

К

Юрисконсульт

Совещание

П

Приказ

К

Инженер по ОТ

Совещание

П

Приказ

К

Главный инженер

Совещание

П

Приказ

К

Главный бухгалтер

1 С

П

Приказ

К

Главный экономист

1 С

П

Приказ

К

Начальник УМТСиС

Анализ показателей

П

Приказ

К

Начальник транспортного и ремонтного участка

Анализ показателей

П

Приказ

К

Начальник участка работы с населением

Анализ показателей

П

Приказ

К

Начальник теплового участка

Анализ показателей

П

Приказ

К

Начальник энергоучастка

Анализ показателей

П

Приказ

К

Источник: собственная разработка

На предприятии создана специальная группа, которая занимается реализацией управленческих решений. В эту группу входят специалисты, которые являются наиболее профессиональными и компетентности в своей деятельности, коммуникабельными, способны решать творческие задачи.


В таблице 2.5 сопоставим эффективность методов принятия решений на различных уровнях с результатом деятельности предприятия.

Таблица 2.5

Эффективность методов принятия решений на различных уровнях

Уровень управления

Средняя оценка

Прибыль, млн руб

Рентабельность, %

Высший уровень

4

325,6

8

Низший уровень

5

652,3

10

Средний уровень

3

245,1

6

Средняя оценка

4

1138

8

Источник: собственная разработка

Главный смысл всей работы по доведению задач до испол­нителей состоит в том, чтобы построить технологию работы по выполнению управленческого решения. Первоначальное впечатление о будущей работе фор­мируется у исполнителя при получении и восприятии задания. После этого идея уточняется, обогащается посредством ее адаптации к реальным и объективным услови­ям внутренней и внешней среды. На этой основе и разрабатывается технология выполнения решения.

Следует иметь в виду, что для того, чтобы модель дея­тельности исполнителя была выполнена в соответствии с пер­воначальной идеей менеджера, к ней (модели) предъявляют ряд требований: пол­нота, моти­вация, стрессоустойчивость и прочность. Выполнение всех этих требований позволит повысить эффективность принятия решений на предприятии и улучшить технологию выполнения управленческих решений.

Таким образом, на основании проведенного опроса и оценки специалистов сделаем вывод, что основным направлением повышения эффективности метода принятия решения должно стать:

- повышение уровня образования руководящего персонала;

-задача, предлагаемая коллективу для решения, должна быть достаточно мотивированной, чтобы работники помогали менеджерам в ее реализации;

- задача должна быть рассмотрена со всех сторон, так как, если при попытке ее реализации возникнут проблемы, ее можно было бы решить другим путем;

- все работники предприятия должны быть достаточно компетентными в своей деятельности;

- также важно рассматривать наиболее оригинальные идеи работников. Возможно, идея будет интересной и имеет смысл ее проработать;

- также можно собирать совещания, на которых работники могут высказать свои замечания и предложения;