Файл: Процессы принятия решений в организации (КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Сущность управленческих решений и характеристика процесса их принятия
1.2 Методика анализа эффективности управленческих решений на предприятии
1.3 Пути повышения эффективности принятия управленческих решений на предприятии
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ
2.1 Организационно- экономическая характеристика КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»
2.2 Процесс принятия решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»
2.3 Анализ эффективности методов принятия управленческих решений КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ»
3.1 Пути повышения эффективности процесса принятия решений
3.2 Эффективность мероприятий по использованию АИС «Управление»
Качество управляющего решения оказывает существенное влияние на эффективность деятельности любой организации. Руководители, собственники время от времени принимают важные для организации управленческие решения. Менеджеры среднего звена также оказывают существенное влияние на эффективность деятельности организации. Организационная культура компании также влияет на общий уровень качества принимаемых решений. В связи с этим, проблемы выявления резервов улучшения качества управленческих решений остаются актуальными. Найти решение этих проблем можно, лишь проведя исследования существующих процедур принятия решений в организации и проблем, возникающих с улучшением качества принятых решений [8, c. 269]. Существенными моментами при этом являются:
- уровень подготовки и загрузки управленческого персонала;
- качество проведения экспертиз инновационных управленческих решений, другие вопросы.
Для повышения эффективности и качества управленческих решений, как правило, создается экспертная группа, подчиненная руководителю организации. В нее целесообразно включать экономистов отделов оплаты труда и управления персоналом, социологов, делопроизводителя, юриста, референта, руководителя организации и других специалистов. В экспертную группу поступают все подготовленные аппаратом управления решения, за исключением стандартных рабочих организационных приказов.
Экспертная группа выполняет следующие задачи: проверяет соответствие подготовленного решения правилам и требованиям, предъявляемым к составлению распорядительных документов; проводит экспертную оценку необходимости данного решения и отдельных заданий, включенных в его состав; проверяет финансовые, кадровые, ресурсные, материальные и другие возможности реализации как всего решения в целом, так и отдельных его заданий [14, c. 528]. Если оценка требует специальной квалификации, привлекаются специалисты аппарата управления или линейные руководители
В теории принятия решений известна матрица оптимальных решений. Она классифицирует решения по следующим категориям: нет решения, неэффективное решение, эффективное решение, суперэффективное решение [21, c. 132]. Такие решения могут возникать в следующих условиях:
наличие противоположных мнений по поводу целей, которые должны быть достигнуты;
- стремление к компромиссу между антагонистами;
- повышенный уровень неопределенности при принятии решения;
- высокий профессионализм менеджеров [13, c. 290].
Супероптимальное решение – это набор мероприятий, который одновременно и самым наилучшим образом обеспечивает достижение интересов групп людей с противоположными взглядами посредников, когда в результате «челночных» переговоров выигрывают все стороны и результаты превосходят ожидания каждой из сторон.
Нахождению супероптимальных решений способствуют следующие пути:
- расширение ресурсной базы национальной, региональной, муниципальной экономики;
- переход к новому качеству глобального мышления путем концентрации внимания на более крупных целях;
- привлечение к процессу переговоров заинтересованных сторон [12, c. 87].
Повысить качество управленческого решения можно еще одним простым способом: соблюдением технологии создания управленческого решения. Игнорирование технологии приводит к повышению неопределенности при принятии решения, что на стадии реализации управленческого решения превращается в риски. В частности, в организации ЖКХ неопределенность в объеме сбыта при рассмотрении инновационного проекта может привести к рискам банкротства на стадии реализации.
Другой способ повышения эффективности решений – проведение их экспертизы [15, c. 496]. Этот способ можно рекомендовать для решений, носящих инновационный характер, либо в сложных случаях.
Для повышения качества управленческих решений в ряде случаев используется способ создания формализованной базы данных типовых решений. В этом случае руководителю остается выбрать наиболее оптимальное для его случая решение. Модификация типовых или известных решений также является еще одним путем сокращения затрат на разработку и принятие решений, повышение его качества.
Качество управленческого решения можно оценить по количеству его корректировок. Корректировки могут возникать в случаях, если приходится принимать сложное решение. Однако, если их слишком много, то причину следует искать в качестве подготовки управленческого решения.
Создание института профессиональной экспертизы управленческих решений поможет существенно повысить экономическую эффективность деятельности организаций и, соответственно, качество с продукции [10, c. 52]. Многое здесь зависит от уровня подготовки менеджеров и готовности их работать в направлении улучшения качества своих управленческих решений.
Основные факторы, влияющие на качество управленческого решения: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного управленческого решения и др. [23, c. 148].
Для повышения качества управленческих решений рекомендуется анализировать их на основе классификации по следующим признакам:
- стадия жизненного цикла организации;
- подсистема менеджмента (целевая, обеспечивающая и др.);
- сфера действия (технические, экономические решения и другие);
- ранг управления (верхний, средний, низший);
- по масштабности принимают комплексные и частные решения;
- по организации выработки различают коллективные и личные решения;
- по продолжительности действия управленческие решения подразделяют на стратегические, тактические, оперативные;
- по объекту воздействия могут быть внешние и внутренние;
- по методам формализации делятся на текстовые, графические, математические;
- по формам отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
- по сложности различают стандартные и нестандартные;
- по способу передачи решения могут быть вербальные, письменные, электронные [20, c. 115].
Применение системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет определить структуру проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования.
Сначала необходимо четко сформулировать цель, что нам следует получить, а потом – какими параметрами должно обладать управленческое решение.
К параметрам качества управленческого решения относятся [21, c. 150]:
- показатель количественной неопределенности проблемы (энтропии). Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
- степень риска вложения инвестиций;
- вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
- степень адекватности (или точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности анализируются факторы внешней среды, влияющие на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры «входа» системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации [18, c. 302].
Обеспечение сопоставимости решений особенно необходимо при проектировании сложных и дорогих объектов, решении стратегических проблем. Чем больше будет учтено факторов сопоставимости, тем качественнее будет решение. Однако это требует и больших затрат. Поэтому нужно соизмерять затраты и результаты [3, c. 114].
Одним из условий обеспечения сопоставимости решений является их многовариантность, т.е. необходимость прорабатывать не менее трех вариантов достижения одной и той же цели [21, c.151].
Основные правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения:
1) количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех:
2) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому использованием корректирующих коэффициентов;
3) формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;
4) для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения [6, c. 272].
При разработке вариантов управленческого решения следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов, так как в противном случае в исходную информацию будут привноситься разной величины погрешности по данному фактору [2, c. 244].
Например, если по одному альтернативному варианту управленческого решения будут применяться методы экстраполяции, по другому – экспертные, а по третьему – параметрические методы прогнозирования, то эти варианты не будут сопоставимы в связи с разными подходами и точностью прогнозов.
После уточнения требований факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки «входа системы следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество «входа» оценивается «удовлетворительно», то при любом уровне «процесса» в системе качество «выхода» (решения) также будет «удовлетворительным» [1, c. 200].
Таким образом, для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления, основными задачами которого являются совершенствование процесса принятия управленческого решения: разработка программы реализации; руководство реализацией; контроль исполнения; оценка результатов.
Основным критерием эффективности управленческого решения является отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку и осуществление решения.
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ
2.1 Организационно- экономическая характеристика КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»
Коммунальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Лунинецкое ЖКХ» зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом 11.12.2000 г., переименовано из Лунинецкого Районного производственного Объединения Жилищно-Коммунального Хозяйства зарегистрированного 09.10.1997 г. В Приложении А представлена организационная структура Лунинецкого ЖКХ.
Предметом деятельности КУМПП ЖКХ «Лунинецкое ЖКХ» является оказание коммунальных услуг.
В рассматриваемом периоде прибыль от реализации имеет положительное значение, при этом знак рентабельности реализованной продукции и рентабельность продаж совпадает со знаком прибыли. Прибыль от реализации на 01.01.2017 г. составила всего 33 млн. руб., рентабельность реализованной продукции составила 0,01 %, рентабельность продаж также 0,001 %, за счет получения убытка от финансовой и инвестиционной деятельности получен чистый убыток.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является убыточной, величина государственной субсидии не покрывает разницу в тарифах между тарифами, которые полностью покрывают затраты на оплату коммунальных услуг и тарифами для населения, субсидируемыми государством. Поэтому предприятию приходится выискивать резервы снижения убытка.
В таблице 2.1 представлена структура и состав трудовых ресурсов Лунинецкого ЖКХ.
Таблица 2.1
Состав и структура трудовых ресурсов Лунинецкого ЖКХ
Категории персонала |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Отклонение 2015 от 2013 гг., +- |
Темп роста, 2015 к 2013 гг., % |
|||
чел. |
уд. вес, % |
чел. |
уд. вес, % |
чел. |
уд. вес, % |
|||
1. Промышленно-производственный персонал |
504 |
94,1 |
497 |
95,4 |
481 |
95,4 |
-24 |
95,3 |
В том числе: |
||||||||
1.1. Рабочие |
410 |
76,5 |
400 |
76,7 |
387 |
76,7 |
-23 |
94,3 |
1.2. Руководители |
19 |
3,5 |
14 |
2,6 |
13 |
2,6 |
-6 |
69,9 |
1.3. Специалисты |
69 |
12,9 |
67 |
12,8 |
65 |
12,8 |
-5 |
93,3 |
1.4. Другие служащие |
13 |
2,4 |
12 |
2,3 |
12 |
2,3 |
-1 |
90,1 |
2. Персонал неосновной деятельности |
13 |
2,4 |
12 |
2,3 |
12 |
2,3 |
-1 |
90,1 |
3.Число работников-совместителей |
13 |
2,4 |
12 |
2,3 |
12 |
2,3 |
-1 |
90,1 |
3. Всего персонала |
536 |
100 |
521 |
100 |
504 |
100 |
-32 |
94,0 |