Файл: Процессы принятия решений в организации (КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Сущность управленческих решений и характеристика процесса их принятия
1.2 Методика анализа эффективности управленческих решений на предприятии
1.3 Пути повышения эффективности принятия управленческих решений на предприятии
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ
2.1 Организационно- экономическая характеристика КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»
2.2 Процесс принятия решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»
2.3 Анализ эффективности методов принятия управленческих решений КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ»
3.1 Пути повышения эффективности процесса принятия решений
3.2 Эффективность мероприятий по использованию АИС «Управление»
ВВЕДЕНИЕ
При исследовании процессов принятия решений, как в теории, так и в практике менеджмента, основное внимание до последнего времени уделялось стадии разработки альтернатив решения и вопросам, связанным с нахождением оптимального варианта. Считалось даже, что именно выработка решения занимает большую часть времени и средств, отводимых для решения возникшей проблемы. Однако практика управления свидетельствует, что именно реализация решений, будучи сложным, трудоемким и длительным этапом процесса принятия решений, является одновременно и самым слабым звеном в процессе управленческой деятельности.
Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что на эффективность принятия решений большое влияние оказывает организация процесса принятия решений. В условиях современного управления, в связи с участием большого числа специалистов в процессе разработки и принятия решений, они приобретают все более коллегиальный характер. Это дает основание предполагать, что должно меняться соотношение усилий менеджеров, затрачиваемых на принятие решений и на организацию и контроль их выполнения.
Центр тяжести в деятельности руководителя постепенно перемещается из сферы выработки решений в сферу организации и контроля их выполнения, а также поддержания непрерывности и стабильности всего процесса подготовки, принятия и реализации решений, что повышает ответственность менеджеров, а следовательно, и их роль в организации в процессе принятия управленческих решений.
Таким образом, цель курсовой работы – анализ и совершенствование процесса принятия управленческих решений.
Объект исследования – управленческая деятельность в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ».
Предмет исследования – организация процессов принятия управленческих решений.
Задачи курсовой работы:
-изучить теоретические основы организации процессов принятия управленческих решений;
-провести анализ процессов принятия управленческих решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»;
-разработать пути совершенствования процессов принятия управленческих решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ».
Основным методом исследования являются экспертные методы – это причинно-следственная диаграмма Ишикава, метод Дельфи, а также экономические методы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ».
Теоретической и методологической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых в данной области, фактические материалы предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Сущность управленческих решений и характеристика процесса их принятия
Управленческое решение представляет собой закономерный результат деятельности руководителя и реализуется в форме директивного целенаправленного воздействия на объект управления [1, c. 74].
Управленческие решения – это собственно основной результат деятельности руководителей на любом уровне иерархической лестницы [13, c. 98]. Так, к примеру, руководители организаций и ведущие менеджеры могут принять решение о расширении организации, выходе на новые рынки, изменении направлений финансовых потоков организации. Это наиболее сложные стратегические решения, которые принимаются с большой долей осторожности и предусматривают анализ целого ряда факторов, моделирование различных вариантов развития ситуации, прогнозирование точных количественных результатов: прибыли, валовой выручки от реализации, доли рынка, темпов развития рынка и т.д. В процессе принятия решений такого уровня требуется планировать мероприятия, которые могут включать изменение структуры, ассортиментной политики, вида деятельности организации. Могут приниматься решения на уровне директора, начальника цеха или отдела, бригадира.
В зависимости от уровня управления меняется и степень ответственности и последствия принятых решений. Так, некоторые руководители имеют полномочия для принятия решений по финансовым, кадровым вопросам, проблемам качества продукции или услуги. Например, руководитель организации может принять решение о закупке нового оборудования, изменении системы оплаты труда, обеспечении качества. Начальник отдела продаж принимает решения о заключении договоров на реализацию, проведении рекламных акций в рамках выделенного бюджета и т.д. [2, c. 211].
В процессе разработки решений менеджеры анализируют информацию, осуществляют коммуникации с руководителями других уровней управления, с непосредственными исполнителями мероприятий, заказчиками, продумывают сценарии развития ситуации, проводят деловые совещания, выбирают наилучшую альтернативу [6, c. 54].
Процесс принятия управленческих решений состоит из ряда последовательных этапов (рисунок 1.1).
Появление проблемы, требующей изменения
Оценка информации, условий и факторов, а также диагностика их состояния
Разработка решения руководителем, в группе
Собственно принятие решения и контроль за его выполнением
Рис. 1.1. Этапы процесса принятия решений
На первом этапе возникает проблема, которую необходимо своевременно разрешить, иначе может возникнуть ситуация дисбаланса в системе. Так, снижение конкурентоспособности организации на рынке приведет к снижению спроса на ее товары или услуги. В дальнейшем это может означать потерю прибыли, и даже возникновение ситуации неплатежеспособности организации, фактическое банкротство [4, c. 259].
В условиях, когда организация процветает, является прибыльной, требуется принятие решений, например о расширении деятельности, покупке бизнеса в другой сфере, проведении диверсификации, инвестициях в капитальное строительство и т.д. Подобные решения требуют продуманных действий управляющих, точного диагностирования состояния системы [4, c. 259].
На втором этапе менеджер сталкивается с необходимостью анализировать документы, такие как финансовую отчетность, динамику продаж, договоры, данные о преимуществах фирм-конкурентов; изучает коммуникационные каналы и информацию, поступающую к нему из разных источников: от работников организации, заказчиков, конкурентов.
На третьем этапе управленческое решение принимается индивидуально руководителем или совместно с группой, например на деловом совещании. Также руководитель, может использовать для принятия решения мнение компетентных специалистов, экспертов в избранной сфере деятельности. Может обсудить с ними проблему, получить их компетентное заключение, и затем принять решение о дальнейших действиях. Так, весьма востребован финансовый или маркетинговый аудит деятельности, который помогает руководителю принять решение с наименьшими потерями для организации [4, c. 260].
Четвертый этап предполагает принятие решения, которое фиксируется в распорядительных документах: приказах, распоряжениях, технических заданиях, разного вида планах; а также находит отражение в нормативных источниках, стандартах предприятия, общих положениях, уставе, внутренних регламентах и правилах организации. Важно не только принять своевременное решение, но и проконтролировать исполнение мероприятий, осуществляемых согласно принятым официальным документам, мотивировать персонал, который задействован в реализации указанных мероприятий [23, c. 147].
Таким образом, процесс принятия решения – последовательная организация деятельности по разработке управленческого решения. Включает: формулирование цели управления; выбор методов разработки решений; критериев оценки вариантов; составление алгоритма выполнения операций разработки решений [9, c. 312].
Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать опасную ситуацию, сопровождающуюся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности [19, c. 88]. Проблема дает информацию, «ключ к размышлению». Требуется принять решение, способное изменить ситуацию, улучшить состояние организации.
Управленческие решения разрабатываются менеджерами на научном уровне управления, с применением всего комплекса методов анализа, диагностики, планирования, моделирования и прогнозирования. Эффективный управляющий – это компетентный специалист, который умеет своевременно принимать решения, направлять и мотивировать персонал для их исполнения, планировать ресурсную базу, реализовывать эффективные модели поведения, выбирать адекватный стиль руководства [7, c. 41].
Таким образом, процесс принятия управленческого решения состоит из последовательных стадий, таких, как: появление проблемы, диагностика состояния процессов в организации, разработка решения и контроль за исполнением планируемых мероприятий. При этом от менеджеров требуется не только знание теории управления, но также и овладение методами: анализа информации, организации работы в группе по принятию совместных с коллегами решений.
1.2 Методика анализа эффективности управленческих решений на предприятии
Эффективность управленческих решений – это совокупность показателей, свидетельствующая о достижении целей организации, получении определенных результатов в ее деятельности; основной результат деятельности управляющих по преобразованию системы управления и процессов, происходящих в организации [11, c. 456].
Эффективность управленческих решений определяется тремя основными группами показателей деятельности организации:
1) Показатели экономической эффективности: прибыль; выручка от реализации; доходность; себестоимость; рентабельность; ликвидность; управленческие затраты [16, c. 98].
2) Показатели качества и результативности труда: качество продукции или услуги; производительность труда; соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы; фонд оплаты труда (ФОТ); средняя заработная плата; потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни); качество труда персонала (баллы или %).
3) Показатели социальной эффективности: текучесть персонала; уровень трудовой дисциплины; соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих; равномерность загрузки персонала; коэффициент трудового участия; социально-психологический климат в коллективе [16, c. 99].
Схема влияния вышеперечисленных факторов на эффективность управленческих решений приведена на рисунке 1.2 [20, c. 311].
Рис. 1.2. Схема влияния факторов на эффективность управленческих решений
Качество управленческого решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность и др. свойства).
Управленческие решения должны быть надежными, своевременными, целенаправленными, планируемыми, эффективными [5, c. 174].
Реализация решения является наиболее сложным, трудоемким и длительным этапом процесса принятия решений. Вместе с тем это и самое слабое звено в процессе управленческой деятельности, о чем свидетельствуют наблюдающиеся в практике менеджмента затягивание сроков осуществления и недостаточная эффективность реализованных решений [17, c. 63].
Таким образом, эффективность управленческого решения характеризуется значительным количеством показателей использования ресурсов организации. Ведь эффективность управленческого решения прямо влияет на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.