Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Классификация прав и свобод человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термин «гарантия» (garantie) в переводе с французского языка, обозначает ручательство или обеспечение. Государство берёт на себя гарантию конституционных прав и свобод, то есть поручается, что оно будет обеспечивать порядок их обеспечения. Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать незаконное вмешательства в них или их ограничение. Для реализации гражданами РФ конституционных прав и свобод, государство развивает и создает соответствующие гарантии и устанавливает юридические механизмы их реализации.

В широком смысле под «гарантиями» подразумевается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение причин и условий их ненадлежащего осуществления и защиту от нарушений.

Устанавливая содержание и объем прав и свобод человека, государство берет на себя гарантию исполнения этих установок.[27] Более того, учитывая, что реализация прав и свобод граждан неминуемо связана необходимостью применения мер процессуального принуждения, государство вынуждено выработать действенный механизм, ограничивающий притязания исполнительных и правоохранительных органов на безраздельное господство в сфере регулирования взаимоотношений с населением. В этом плане гарантии могут рассматриваться как система условий, средств и способов, обеспечивающих равные возможности для выявления, приобретения и реализации прав и свобод.

Любому человеку предоставляется право защищать свои права и свободы от неправомерных действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественны организаций, должностных лиц и отдельных граждан путем обращения в суд. Обжалованы могут быть любые коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав, на его незаконно возложена какая-либо обязанность или он привлечен к какой-либо ответственности.

Защита своих субъективных прав и свобод выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений.[28] Отличие двух первых способов от третьего заключается в том, что целью жалоб и заявлений является устранение незаконно нарушенных личных прав, а предложения содержат пути улучшения деятельности тех или иных государственных и общественных структур.[29]


Ратификация Россией ряда между народных стандартов, в том числе присоединение к Факультативному пакту о гражданских и политических правах, создала благоприятные условия для реализации ее гражданами своего конституционного права на обращение в международные правозащитные органы, если все национальные средства исчерпаны. В частности, жалобы направляются в Комитет по правам человека и Европейский суд в Страсбурге. Комитет доводит суть жалобы до сведения государства - нарушителя, которое обязано в шестимесячный срок представить свое объяснение по существу вопроса. Комитет не выносит обязательных решений, но публикует ежегодные отчеты, которые негативно сказываются на престиже и авторитете провинившегося государства.

Если человеку в результате незаконного привлечения к уголовной или административной ответственности, заключения под стражу, присуждения к исправительным работам, штрафу и т.п. был нанесен вред, то он подлежит возмещению. В этом случае материальную ответственность несут не непосредственные виновники беззакония, а соответствующие органы государственной власти, которые затем взыскивают этот ущерб с виновных должностных лиц. Размер компенсации, в том числе за моральный ущерб, устанавливается судом. Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод.

Неотъемлемость прав и свобод определяется тем, насколько законодатель придерживается принципа «закон обратной силы не имеет». Конституция РФ гарантирует реализацию этого принципа следующим образом: законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также умаляющие или отменяющие права и свободы, не принимаются и впредь издаваться не будут. Однако Конституция допускает возможность ограничения личных прав и свобод гражданина, но только в той мере, которая установлена Конституцией и не вредит другим гражданам.

Дискуссия вокруг определения, сущности, содержания и классификации гарантий остается актуальной и в настоящее время, что обусловлено разными методологическими подходами к рассматриваемой проблеме. При этом необходимо отметить, что ряд плодотворных идей, сформулированных еще советскими учеными в данной области, являются своевременными и сегодня. По мнению Н. В. Витрука, под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану, и защиту для всех и каждого. Негативные факторы не входят в число гарантий.[30]


А. С. Мордовец под гарантиями прав и свобод граждан понимает систему социально-экономических, политических, моральных, организационных предпосылок, условий, средств, свобод и интересов.[31] Ф. М. Рудинский и М. Т. Какимжанов гарантиями считают условия реализации прав и средства их защиты.[32] Такие авторы, как М. И. Абдулаев и С. А. Комаров, отмечают, что гарантии прав и свобод личности – это реальные условия их охраны и реализации.[33] Профессор В. Д. Перевалов дает следующее определение гарантий прав и свобод человека и гражданина: «гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выяснения, приобретения и реализации своих прав и свобод».[34]

В целом понятием гарантии прав и свобод охватываются определенные условия, средства, способы, факторы, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления.

Сущность гарантий заключается в объединении индивидуально-волевых и организационно-властных действий по превращению закрепленных в нормативно-правовых актах прав и свобод из потенциальных возможностей в реальную практику общественных отношений. Содержание гарантий весьма динамично, обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических и иных процессов, происходящих в государстве на определенных этапах его развития.

Сложность содержания гарантий и их значительное количество обусловливают необходимость их классификации. Прежде всего необходимо иметь в виду различие в двух видах гарантий: гарантиях прав человека и гарантиях прав гражданина. Поскольку права человека и права гражданина – понятия по содержанию близкие, но не идентичные, следовательно, и гарантии этих прав нельзя отождествлять, хотя во многих случаях они совпадают.[35]

Базовыми гарантиями выступают формальные, то есть юридические гарантии осуществления прав и свобод человека. Также, не менее важную роль играют общие гарантии, такие как: экономические, социальные, политические и идеологические. Для реализации прав и свобод человека, необходимо наличие реально действующего механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Закреплённый в ст. 2 Конституции РФ приоритет прав и свобод человека и гражданина, в качестве высшей ценности в государстве, их признание, защита и соблюдение, которые рассматриваются в качестве обязанности государства, напрямую связан с гарантиями их обеспечения.


Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гарантии – это те общие условия и специальные средства, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную охрану и, в случае нарушения, защиту прав и свобод человека и гражданина, то есть здесь же можно выделить и их основное функциональное предназначение. Традиционная классификация гарантий на общие и специальные в определенной мере носит условный характер, поскольку общие гарантии часто находят свое закрепление в правовых нормах, что придает им юридический характер. С другой стороны, все юридические гарантии имеют определенное социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое, организационное). Однако необходимо отметить, что юридические гарантии относятся к сфере права, а экономические, политические, идеологические, организационные в большей мере к сфере факта. В целях максимальной защиты и охраны прав и свобод личности основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне.

3.2. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

В юридической литературе систему гарантий прав и свобод традиционно подразделяют на два вида:

  1. общие гарантии как совокупность экономических, материальных, политических, социальных, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод;
  2. специальные (юридические) гарантии как средства и способы, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы.

Критерием такой классификации является характер общественных отношений.

Необходимо отметить, что все гарантии – как общие, так и специальные (юридические) – действуют в качестве единой системы. Общие гарантии создают условия и предпосылки для реализации прав граждан, а специальные (юридические) обеспечивают процедуры их реализации, охраны и защиты.

Деление гарантий на общие и специальные (юридические) было поддержано большинством ученых. В то же время определенное противоречие в делении гарантий на общие и юридические было замечено, в частности, Н. А. Бобровой,[36] указавшей на то, что юридические гарантии – это правовые нормы, анализ которых показывает, что в них закреплены и общие гарантии.


Следует признать справедливым вывод ученой о том, что общие гарантии, будучи конституционно закрепленными, приобретают характер юридических гарантий, а с другой стороны, все юридические гарантии имеют определенное социальное содержание – экономическое, идейноолитическое, организационное.

Иными словами, все действующие гарантии взаимосвязаны и носят юридический характер.[37]

На ценность общих гарантий в системе гарантий прав и свобод указывает В. А. Патюлин: «Когда мы имеем дело с законодательным закреплением новых прав и свобод, общие гарантии представляют собой тот необходимый минимум, наличие которого позволяет провозгласить соответствующее право с более или менее достаточной степенью гарантированности. Следовательно, и здесь, как и в случае расширения уже провозглашенных прав и свобод, главное – это укрепление и развитие гарантий их осуществления».[38]

Экономические гарантии являются базовыми среди общих гарантий, поскольку создают материальную основу жизни общества. В широком понимании – это экономическая система государства, которая включает в себя рыночную экономику, способ производства, разнообразные формы собственности, экономическую свободу членов общества и их объединений для фактической реализации прав и свобод. В своей основе – это базисные гарантии общества с элементами надстройки (система хозяйства). Узкое понимание экономических гарантий предусматривает имущественные средства обеспечения эффективности прав и свобод. Роль и значение экономических гарантий заключается в создании максимально возможных условий для реального осуществления прав и свобод.

Политическими гарантиями следует считать определенные условия, обеспечивающие использование механизма власти народа с целью осуществления прав и свобод человека и гражданина. Они отражают общепризнанные международные нормы, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией по правам человека.[39]

Социальные гарантии – это совокупность условий социального характера, направленных на осуществление соответствующих социальных благ личности. Они обеспечиваются социальной политикой государства.

Социальные гарантии предусматривают: социальную стабильность; создание равных возможностей для реализации творческого, профессионального потенциала каждого человека и каждой общественной группы; соответствующие пенсии для спокойной старости; квалифицированную общедоступную медицинскую помощь; регулирование цен на необходимые товары массового потребления.