Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Классификация прав и свобод человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди значимых гарантий необходимо рассмотреть социально-экономические гарантии, которые выступают в качестве специальной среды и материальной основы, обеспечивающей реализацию прав и свобод граждан. Данные гарантии, предусматривают обеспечение социальной стабильности, развитие многоукладной рыночной экономики, и соответствующих ей производственных мощностей. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, государство обязано обеспечить право граждан на осуществление предпринимательской, или иной не запрещённой законом коммерческой деятельности, обеспечение поддержки добросовестной конкуренции, провозглашение равенства всех форм собственности, их равную защиту. В свою очередь, социальные гарантии предоставляют равные условия для реализации гражданами своих потенциальных возможностей. Политические гарантии призваны обеспечить демократический характер осуществления власти, создать условия для реализации такой политики государства, при которой будут созданы условия, обеспечивающие достойный уровень жизни и свободное развитие личности. Также, политические гарантии призваны обеспечить стабильность политических институтов, соответствующий уровень политической культуры граждан, недопущение произвола и коррупции в бюрократическом аппарате, а также ряд иных политико-организационных факторов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политические гарантии направлены на совершенствование политической системы общества.

Идеологические гарантии продолжают играть немаловажную роль для функционирования государства и общества, так как они направлены на создание и поддержание условий, с помощью которых закрепляется свобода мысли, осуществляется определение нравственных и духовных приоритетов личности. Таким образом, идеологические гарантии определяют правовую идеологию, разделяемую большими социальными группами, или обществом в целом.

Под идеологическими гарантиями понимают развитое политическое и правовое сознание, духовную культуру субъектов общественных отношений,[40] признание общечеловеческих ценностей. В данном аспекте, имея в виду правовое государство, речь должна идти, прежде всего, о государственно-правовой идеологии, носителями которой могут быть органы государственной власти, другие государственные институты, государственные деятели. Правовая политика в государстве реализуется и основывается в рамках данной идеологии, т. е. без осуществления правовой пропаганды со стороны государства невозможно обеспечить гарантированность прав и свобод.


Отсутствие идеологических условий в обществе для гарантии прав и свобод вызывает негативные последствия в общественном правосознании.

Общие экономические, политические, социальные и идеологические гарантии образуют комплекс основополагающих условий, который предопределяет в целом реальность всех прав и свобод человека и гражданина, выступает существенной предпосылкой формирования заинтересованности в их реализации.

Однако сами по себе общие социальные факторы далеко не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод сообразно заложенному в них социально-правовому потенциалу, тем более защитить их от посягательств и нарушений.[41] Даже в самом демократическом государстве любые правомочия индивида требуют специальной юридической поддержки – это и есть юридические гарантии. Их необходимость состоит в том, чтобы как можно полнее претворить в жизнь права, свободы и обязанности человека и гражданина.[42] По мнению И. В. Ростовщикова, юридические гарантии включают действующие принципы права, нормы права, другие правовые явления и факторы, а конкретнее говоря, законодательно закрепленные способы, средства, меры, которые непосредственно призваны обеспечивать осуществление и охрану провозглашённых прав и свобод личности и в итоге гарантировать пользование индивидом лежащими в их основе благами.

Этого же мнения придерживается и С. М. Братусь, считая, что общие гарантии не могут непосредственно обеспечить реализацию прав и свобод гражданами. Возникает необходимость в специальных юридических гарантиях. Без них правовые нормы сами по себе бессильны и не могут быть реализованы на практике.[43] А. Н. Гайнетдинов под юридическими гарантиями реализации прав человека в обществе понимает закрепленные в законе средства, которые являются правовым выражением общих условий и непосредственно обеспечивают возможность их правомерной реализации и охраны.[44] По мнению В. В. Копейчикова, юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека являются комплексным понятием, которое распространяется на все сферы, формы и методы деятельности государственных и общественных организаций, а также на граждан, охватывая практическую реализацию прав и законных интересов личности.[45] П. М. Рабинович полагает, что правильнее было бы отнести к числу юридических гарантий определенные нормы права, основанную на них правоприменительную деятельность, а также индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется.[46] С. С. Алексеев и Е. В. Витрук предположили, что число юридических гарантий следует включить закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений, меры правовой защиты и юридической ответственности, меры пресечения и другие правоохранительные меры, а также процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер), меры профилактики и предупреждения правонарушений.[47] Дополняя позицию С. С. Алексеева и Е. В. Витрука, В. С. Афанасьев высказывает мнение о том, что, во-первых, необходимо рассматривать негативные воздействия на процесс реализации прав человека (без изучения и профилактики которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности и обеспечению прав личности) и, во-вторых, что на практике гарантии действуют только как совокупность каких-либо явлений и процессов, включающих положительные и отрицательные воздействия.[48]


К числу факторов негативного воздействия условно можно отнести следующие:

  1. Общесоциальные: экологический кризис, рост преступности, связанный с посягательством на жизнь и здоровье человека.
  2. Политические: угроза термоядерной катастрофы, тоталитарные политические режимы, межнациональные конфликты, войны, в том числе гражданские.
  3. Юридические: наличие реакционного законодательства, не соответствующего содержанию международных пактов о правах человека; неурегулированность правом большого числа существующих в обществе отношений, т. е. пробелы в праве.

Факторы, позитивно воздействующие на процесс реализации права, выступают в качестве его гарантий.[49]

В юридической литературе, часто выделяют организационные гарантии, воплощающиеся в деятельности органов государственной власти и общественных организаций. Также выделяют культурные гарантии, заботящиеся о сохранении культурных ценностей, основанные на патриотизме, вере в справедливость и нравственность, интеллект и образованность человека.

3.3 Специальные (юридические) гарантии прав и свобод человека и гражданина

Особо выделяются юридические гарантии, с помощью которых в законе закрепляются те средства, которые обеспечивают возможность правомерной их реализации, охраны прав и свобод человека в обществе. Так как, «материальные» гарантии выступают в качестве предпосылки реализации прав, свобод и обязанностей человека, а юридические гарантии направлены на реализацию и охрану прав граждан от правонарушений.

В целом под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав и свобод человека и гражданина нормами права, обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства, институтами европейского и мирового сообществ.

Юридические гарантии характеризуют следующие признаки:

  1. юридические гарантии направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина и определяются компетенцией государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц;
  2. юридические гарантии являются обязанностью государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц, которые наделены соответствующими полномочиями применять в целях обеспечения реализации статуса личности комплекс мероприятий, указанных в законе;
  3. юридические гарантии устанавливают ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц за неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, связанных с реализацией прав и свобод человека;
  4. юридические гарантии связаны с обязанностью уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц восстанавливать нарушенные права и свободы личности, возмещать ей причинённый моральный ущерб, привлекать виновных лиц к юридической ответственности.[50] Цели юридических гарантий:

а) юридическое закрепление прав, свобод человека и гражданина;

б) создание эффективной системы охраны и защиты прав и свобод, которая смогла бы обеспечить их реализацию;

в) осуществление государственного и общественного контроля за состоянием обеспечения прав и свобод.

Главным методом построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина является всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, которые не противоречат закону.

В соответствии с функциональным назначением юридические гарантии подразделяют на три группы:

  1. гарантии реализации;
  2. гарантии охраны;
  3. гарантии защиты.

На сегодняшний день при решении вопроса о соотношении понятий «защита» и «охрана» существует два различных подхода. В соответствии с первым эти понятия и термины рассматриваются как синонимичные, второй подход предполагает их различие. На наш взгляд, несмотря на то, что рассматриваемые понятия имеют много общего, их необходимо различать.

К гарантиям реализации относят: пределы прав и свобод, их конкретизацию в законодательстве; конституционно-правовые принципы статуса личности; юридические факты, с которыми связано их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерного поведения; юридические обязанности.

Гарантии охраны включают в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений, установление и обезвреживание порождающих их условий и причин.

Гарантии защиты представляют собой юридические способы непосредственной защиты уже нарушенных прав и свобод, а также порядок восстановления таких прав и порядок применения санкций к виновным за их нарушение.

То есть охрана подразумевает мероприятия, которые применяются до момента нарушения прав человека, а защита – после совершения правонарушения или в том случае, когда при их осуществлении создаются определенные препятствия.

Поскольку система юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина выступает как нормативно-правовое средство их обеспечения, то ее можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативно-правовых и институционально-

организованных гарантий, тесно связанных между собой. Нормативные гарантии обеспечения прав и свобод – это предусмотренные нормами материального и процессуального права юридические способы обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод. По сфере действия их классифицируют на международные и внутригосударственные. Последние, в свою очередь, разделяются на конституциональные и отраслевые.


Институционально-организационные гарантии – это предусмотренные нормативно-правовыми актами общественно-политические институты, на которые возлагаются соответствующие функции и полномочия по организации и осуществлению юридического обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. По срокам действия юридические гарантии могут быть постоянного действия (например, прокурорский надзор) и гарантии, действующие только в конкретных правоотношениях.

По субъекту гарантирования – гарантии, реализуемые индивидуальными субъектами (например, право обжалования незаконных действий органов государства и должностных лиц), и гарантии, осуществляемые коллективными субъектами (органами государственной власти и местного самоуправления). По форме выражения гарантий прав и свобод возможно деление на гарантии, имеющие статическую форму выражения, динамическую и процедурную.[51]

К юридическим гарантиям можно отнести следующие: гарантия каждому знать свои права и обязанности; гарантия на судебную защиту; гарантия н обращение за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека; гарантия защиты прав в международных судебных учреждениях или соответствующих органах международных организаций; гарантия на самозащиту прав и свобод; гарантия на возмещение материального и морального вреда, нанесенного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; гарантия отказа выполнять явно преступные приказы; гарантия на юридическую помощь; гарантия использования (соблюдения) принципа презумпции невиновности; гарантия отказа свидетельствовать против себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом; гарантия подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ. Высшая сила норм Конституции РФ и вытекающее из неё требование неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод. Специальные конституционные гарантии можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии. Перечислим содержащиеся в Конституции РФ специальные гарантии внесудебного характера: