Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Классификация прав и свобод человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем данная точка зрения также вызывает споры.

По мнению некоторых ученых, не могут рассматриваться в качестве коллективных права человека, реализация которых предполагает совместные действия ряда лиц (свобода собраний и объединений, право на забастовку и т. п.), поскольку каждый человек самостоятельно принимает решение об участии в объединении или акции, т. е. осуществляет данное право непосредственно и индивидуально.[19] Как замечает Ф. Люшер, «свободными являются не столько эти объединения, собрания граждан, культовые организации, сколько сами граждане, которые располагают по своему выбору правом объединяться, проводить собрания или поклоняться культу».[20]

К числу прав третьего поколения относятся общечеловеческие права: право на мир, всеобщую безопасность, чистую окружающую среду, чистый космос и т. д. Вторую часть прав третьего поколения составляют права, возникшие в результате научно-технического прогресса, прежде всего в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Становление прав четвертого поколения происходит в настоящее время и связано с дальнейшим технологическим развитием человечества, но уже в аспекте самого индивида. Прежде всего речь идет о правах в сфере биомедицинских технологий и генетических исследований: клонирование, трансплантация, эвтаназия. Как полагает Ф. М. Рудинский, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с генетическими экспериментами, клонированием и другими открытиями в области биологии.[21]

Следуя тенденции глобализации при переходе от поколения к поколению прав человека, А. Б. Венгеров называет права четвертого поколения правами человечества. К ним он относит права на мир, ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др. Исследователь отмечает: «Четвертое поколение – это правовой ответ вызову XXI в., когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества».[22]

О. Ю. Малинова предсказывает появление следующих поколений прав. Вместе с тем она отмечает, что этот процесс нельзя оценивать однозначно. Тенденция к расширению круга признаваемых прав будет прослеживаться и далее, направленность на усиление правовой защищенности личности будет сохранена.


Но каждое следующее поколение прав приносит с собой расширение меры свободы человека, тем самым ограничивая свободу другого. Каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежны конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться.[23]

2.2 Содержание отдельных личных прав и свобод человека и гражданина

Для того чтобы человек мог реализовать свои интересы в различных сферах общественной жизни, государство предоставляет ему большое разнообразие прав.

Вопрос установления и реализации политических прав граждан рассматривается учеными-конституционалистами в свете проблематики конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.[24]

Политические права и свободы как элемент правового статуса личности представляют собой группу прав, предоставляющих гражданину возможность участия в общественной и политической жизни страны. Между тем этот перечень в науке конституционного права не является общепризнанным.

Так, Ю. В. Герасименко, М. Б. Смоленский, М. В. Баглай, О. Е. Кутафин предлагают относить к политическим правам и свободам изложенные в ст.ст. 29–33 Конституции Российской Федерации права и свободы, а именно:

  1. свободу мысли и слова;
  2. право на объединение;
  3. право собираться мирно, без оружия;
  4. право управления делами государства;
  5. право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

На наш взгляд, определить, относится то или иное право к разряду политических, возможно лишь через характеристику его признаков. Ведь в противном случае возможно отнесение свободы вероисповедания к политическим правам в случаях, когда религия начинает играть в государстве важную роль.

Исходя из содержания политики как сферы деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и иными социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, мы можем сделать несколько выводов относительно содержания политических прав. Выделяя их характерные черты, отметим прежде всего следующие моменты:

  1. Граждане, реализующие свои политические права, взаимодействуют с государством и его органами непосредственно. Воспользовавшись правом на обращение, они посылают свои предложения, заявления, жалобы в органы власти различного уровня; реализуя право собираться мирно, проходят процедуру уведомления и ответственны перед государством за представленную информацию и те действия, которые не были оговорены в ней; реализуя право на участие в управлении делами государства, избирают высшие властные органы, которые, в свою очередь, формируют всю систему власти в стране.

Из этой позиции следует, что свобода мысли и слова в полной мере не относится к политическим правам, так как включает в себя совокупность отношений, которые могут и не носить политического характера. Аналогичная ситуация с правом на объединение: не все объединения ставят своей целью участие в политической жизни страны. Из узкого, легального понимания следует, что к категории политических объединений относится политическая партия. Остальные формирования, будь то движения, организации, учреждения и иные, могут иметь политические предпочтения, но это не всегда цель их существования.

  1. Предметом отношений становится реализация власти. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Из этого следует, что нормы, закрепляющие политические права, являются своего рода конституционным инструментарием для реализации народом своего статуса. Это подтверждает и тот факт, что ст. 32 Конституции РФ (однозначно относимая к виду политических прав) по содержанию схожа с чч. 2, 3 вышеуказанной статьи.

Используя политические права, граждане выражают свое мнение относительно происходящих в государстве событий, влияют на их развитие. Чем больше это мнение расходится с мнением правящей верхушки, тем более актуальными становятся данные права. И наоборот, чем больше государственные органы не прислушиваются к таким действиям граждан, тем выше вероятность того, что власть сменится в самое ближайшее время. Более того, политические права наряду с гражданскими являются основополагающими для всех остальных, так как посредством их использования возможно обратить внимание на невыполнение или недостаточное обеспечение других прав. Примером может явиться проведение митинга по проблеме бесплатности медицинского обслуживания.

Говоря о политических правах, необходимо отметить, что гражданское общество является еще одним важнейшим элементом, являющимся неотъемлемым для большинства демократических государств мира. Институт, возникший одновременно с рядом других (система разделения властей, частная собственность, правовое государство и, конечно, конституция) на бифуркации развития государств Нового времени, в России развивается достаточно медленно. Причинами тому, на наш взгляд, являются долгий период всевластия одной партии, особый менталитет, особенности характера русского человека, правовой нигилизм и правовой инфантилизм граждан.


Граждане государства получили возможность иметь частную собственность, а значит, защищать ее. Это и повлекло за собой колоссальные сдвиги в понимании права как такового, переход от монархической к республиканской форме правления, установление обществом границ возможного вмешательства государства в жизнь граждан. При рассмотрении практики реализации политических прав граждан на примере европейских стран становится понятной сущность гражданского общества, способного реагировать на происходящие в стране события и отстаивать свои права; гражданского общества, способного перевернуть ход самых очевидных выборов.

Между тем гражданская активность по стране в целом нуждается в реанимации. Исходя из практики происходивших в стране событий, мы можем сделать вывод о том, что граждан больше волнует национальный вопрос, нежели вопросы политического характера. Так, мы не раз становились свидетелями конфликтов на национальной почве, влекших за собой волну гражданских возмущений и требований ужесточения законов, совершения жестких действий органов власти.

3. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

3.1 Понятие, сущность, классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина

Одним из наиважнейших достижений человечества по-прежнему остаются права и свободы человека и гражданина, эффективность использования и соблюдения которых зависит от их гарантированности. Поэтому центральной в реализации любого права является определенная законодательная система специфических средств – гарантий, благодаря которым становится возможным осуществление прав и свобод, их охрана от противоправных посягательств и защита от нарушений.

Государство призвано создать все условия для обеспечения прав и свобод граждан. Гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса человека и гражданина, так как тесно взаимодействуют с правами и свободами, взаимно дополняя друг друга. Гарантии призваны создать условия, при которых закрепленные в Конституции и других нормативных правовых актах права и свободы, становились действительностью.


Без соответствующих гарантий, провозглашённых в конституции и законах, права и свободы являются декларативными и носят формальный характер. Если государство объявляет права и свободы, которые не собирается или не в состоянии обеспечить, то на практике это приводит к такому негативному явлению, как правовой нигилизм, который в конечном в итоге поражает все общество.[25] Возникает эффект разочарования голословно провозглашенных ценностях и, как следствие, утрачиваются правовые и нравственные ориентиры. Поэтому одной лишь декларации прав и свобод недостаточно. Важно, чтобы они соблюдались на практике. Для этого государство должно предоставить все необходимые материальные, институциональные и процессуальные гарантии.[26] Если государство предпринимает позитивные меры по обеспечению всем и каждому его прав, то такое государство можно характеризовать как социальное, правовое и демократическое.

Реализация права имеет свои границы, она не должна нарушать права и свободы других людей, сопровождаться экстремальными действиями по насильственному изменению конституционного строя, разжиганием расовой вражды, призывами к межнациональным конфликтам и др. Во взаимоотношениях государства и личности существуют сложные зависимости. Они построены на системе взаимной ответственности, где правам одной стороны соответствуют обязанности другой, и наоборот. Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями.

Схематично суть взаимоотношений государства и личности можно выразить следующим образом. Государство, устанавливая содержание и объем юридических прав граждан, берет на себя обязательство гарантировать исполнение этих прав всеми юридическими, моральными, политическими и идеологическими средствами. Вместе с тем оно вправе требовать от граждан соблюдения законов страны, а за нарушение ими установленных государством юридических обязанностей в виде запретов и ограничений они несут юридическую ответственность. Граждане, располагая правом требовать у государства обеспечения реализации своих прав и свобод, могут обратиться за помощью к государственным органам для восстановления нарушенных прав.

Из этих постулатов следует закономерный вывод: единство прав и обязанностей заключается в том, что каждый человек обязан соблюдать порядок, предписания и запреты, выраженные правовыми нормами, и в свою очередь вправе рассчитывать на защиту и создание необходимых условий для реализации своих прав и свобод.